Просмотр содержимого документа
«Урок патриотического воспитания "Память сильнее времени"»
Государственное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №26»
Урок патриотического воспитания
«Память сильнее времени»
Выполнила:
Учитель истории
Чех Н.А.
2020 год
Сколько лет уж прошло, с той поры, Как горела земля под ногами, Многих нет ветеранов войны, Но, мы помним о них, они с нами…
Стремительно бежит вперед время. Стала историей Великая Отечественная война. 75 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. Забыть ее мы не имеем права. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг.
Этот урок, посвящен празднованию 75-ой годовщине Дня Победы.
Цель:
-содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности;
-увековечить памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны;
-развить у учащихся высокое патриотическое сознание, верность Отечеству;
-воспитывать уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества и земляков;
- воспитать гордость за свое Отечество и укрепить любовь к своему Отечеству;
-воспитать чувства уважения к героическим поступкам в военное время;
-воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Задачи:
-расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
-сохранить историческую память о героях – земляках;
-вызвать желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми, отважными, храбрыми.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны», слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, фонограмма взрывов, видео «Наступление фашистов», видео фрагмент «Освобождение Ворошиловграда», звук метронома, презентацияурока «Память сильнее времени».
Область применения: урок-память.
Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания.
Требования к помещению и оформлению:
Аудитория оформлена плакатами ко Дню Победы.
Музыкальное сопровождение:
«Священная война» - ст. В.И. Лебедева-Кумача, муз, Б.А. Александрова;
Фонограмма песни «День Победы» (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова).
Возрастная категория:учащиеся школы 9-11 класс
Ход мероприятия:
Вступление.
Ведущий.
Приближается юбилейная дата. 9 Мая 2020 года люди всей планеты будут отмечать великий праздник -75 лет со дня Победы над фашистской Германией. Также, как и 75 лет тому назад, в далёком 45-ом, этот праздник остаётся радостным и трагическим. Радостным потому, что мы победили, трагическим - сверх цены досталась нам Победа. Миллионы жизней унесла война. Фашисты разрушили 1710 городов, свыше 70 тысяч деревень и сёл, 132 тысячи промышленных предприятий. Война оставила десятки миллионов сирот, вдов, инвалидов. Но время никогда не сотрёт из памяти самую тяжёлую и жестокую войну в истории нашей Родины. До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогда не будут забыты те, кто отдал жизнь за Великую Победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили за то, чтобы над нами было мирное небо.
Видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны»
Летом, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мы вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принёс на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, ходить в школу, работать - да просто жить!
Видео: звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, затем фонограмма взрывов.
Представьте себе, как люди боялись этих страшных звуков, ведь это были звуки смерти. Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто датой, а рубежом - началом отсчёта долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.
Сигнал тревоги над страной. Подкрался враг, Как вор ночной. Фашистов черная орда Наступила в наши города.
Видео «Наступление фашистов»
1-й ученик
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года.
2-ученик Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы.
3- ученик И к мертвым выправив билет, Всё едет кто-нибудь из близких И время добавляет в списки Еще кого-то, кого-то нет...
Звучит 1-й куплет песни «Священная война» - ст. В.И. Лебедева-Кумача, муз, Б.А. Александрова.
Луганщина в годы Великой Отечественной войны
Ведущий:
В соответствии с планом «Барбаросса» у границ Советского союза была развернута гигантская армада отборных, хорошо обученных и вооруженных войск. Германский генеральный штаб сделал главную ставку на сокрушающую мощь внезапного первого удара, стремительность броска концентрированных сил авиации, танков и пехоты к жизненно важным политическим и экономическим центрам страны.
В 1941 году немцы придавали огромное значение захвату Донбасса. Потому что этот регион являлся важнейшим центром тяжелого и среднего машиностроения, это регион месторождения угля, а уголь- это стратегическое сырье для промышленности, в том числе и для военной. Немцы называли Донбасс-«Восточный Рур».
Немецкий фельдмаршалЭрих фон Манштейн вспоминал: «Уже в 1941 г. Донбасс играл существенную роль в оперативных замыслах Гитлера. Он считал, что от овладения этой территорией, расположенной между Азовским морем, низовьями Дона и нижним и средним течением Донца и простирающейся на западе примерно до линии Мариуполь (Жданов) — Красноармейское — Изюм, будет зависеть исход войны».
В ответ на фашистское нападение тысячи луганчан заявили о своем желании с оружием в руках громить захватчиков. В первую неделю войны от жителей Ворошиловграда (так называли раньше Луганск ) поступило более 9 тысяч заявлений с просьбой принять их в действующую армию.
Трудящиеся Луганска создают народные ополчения, в состав которого добровольно записались более 25 тысяч трудящихся. Из ополченцев была создана дивизия, куда входило 6 полковников. Командиром дивизии стал Н.А. Долгалев. В городе создаются истребительные батальоны, аварийно-спасательные отряды, свыше тысячи групп самозащиты, четыре штаба местной противовоздушной обороны.
Ополченцы и бойцы истребительного батальона вели борьбу с вражескими парашютистами, вылавливали шпионов и диверсантов, охраняли военные хозяйственные объекты, вместе с воинами Красной Армии защищали с оружием в руках города и села Донбасса.
Безграничная любовь к Родине и высокий патриотический порыв людей защищать свое Отечество, вылились в массовое движение за овладение военными знаниями.
Еще накануне войны по решению правительства от 5 мая 1937 года стали создаваться специальные военные школы. Идея воссоздания подготовительных военно-учебных заведений принадлежит Владимиру Давыдовичу Грендалю- выдающемуся человеку, заместителю начальника артиллерии РККА3 комкором (впоследствии генерал-полковником). Эту идею поддержал К.Е. Ворошилов.
В мае 1940 года при содействии прославленного летчика М.М. Горомова стали создаваться специальные школы для Военно-воздушных сил. Его обращение к правительству звучало так: «Организовать… авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерийских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников».
В ноябре по этому вопросу правительство приняло решение. Оно было положительным. Тем же числом Советом народных комиссаров было утверждено и Положение о спецшколах ВВС.
Начало занятий предусматривалось со 2 января 1941 года.
Каждая спецшкола получила свой номер. Так, Ворошиловградской спецшколе ВВС был присвоен номер 19 (сегодня это школа №26).
Желающих попасть в спецшколы оказалось довольно много молодых людей.
Среди желающих был и Сергей Тюленин-член Молодой гвардии. Об этом вспоминает Ким Иванцов в повести «Краснодонские мальчишки»:
«25 декабря. Ворошиловград. Трехэтажное с колоннами здание на окраине города. Над дверью главного входа золотом написано: "Ворошиловградская специальная средняя школа Военно-Воздушных Сил". Долго топчемся в нерешительности, не осмеливаясь войти. Наконец, тщательно вытерев ноги, отряхнув и поправив одежду, боязливо открываем дверь. Дежурный посылает нас на второй этаж. Здесь мы предстаем перед высоким молодцеватым капитаном. С завистью и трепетным благоговением смотрим на его командирскую форму, золотые нашивки на рукавах, голубые петлицы с серебристыми пропеллерами. Нам бы все это! Капитан, взглянув на документы, отрицательно качает головой: "Вам еще рано. Заканчивайте семь классов и, пожалуйста, приезжайте". Ошеломленные, некоторое время молчим. Затем хором принимаемся упрашивать летчика. Он сочувственно улыбается, привлекает нас к себе за плечи, обняв, говорит: "Хорошо понимаю вас, дорогие мои мальчишки. Но рановато вам..."»
Советские летчики, несмотря на трудности и сложности создавшейся обстановки в начале войны, смело действовали на всех стратегических направлениях.
Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооруженной борьбы на советско-германском фронте, первоочередной задачей советских ВВС.
18 августа 1941 года Народный комиссариат обороны получил право призывать в ряды Красной армии шахтеров Донбасса, которые должны были составлять стрелковые дивизии под номерами: 383, 395, 393, 411.
Дивизия № 395 сформировалась в городе Ворошиловград., 11 сентября бойцы приняли присягу в парке имени Горького, а 30 сентября дивизия двинулась на линию фронта в район Мариуполя. Командиром стал опытный офицер Д.И. Зиновьев.
17 июля 1942 года гитлеровцы оккупировали Луганск, установив здесь режим кровавого террора, невиданного произвола. Они совершали массовые убийства, грабили и вывозили в Германию материальные и культурные ценности. Население жестоко эксплуатировалось, было лишено всех политических и человеческих прав. Фашистский режим в городе, включенном в военную зону, поддерживался войсками, густой сетью всевозможных карательных полицейских органов, а также горуправой и биржей труда, организованных из националистических отщепенцев, прибывших в обозе гитлеровской армии, и разных отбросов общества
Чтобы взять на учет всех трудоспособных, оккупационные власти ввели обязательную регистрацию населения на бирже труда. Не явившихся на регистрацию жестко карали. Полиция периодически производила облавы, хватала людей и заставляла работать. Фашистские власти ввели для промышленных рабочих 12-14 рабочий день.
В таких невероятно тяжелых условиях фашистского режима начали действовать подпольные организации и партизанский отряд. Первые их успехи радовали людей. Но не имея достаточного опыта конспирации, проявляя излишнюю доверчивость, многие подпольщики стали терпеть серьезные неудачи и провалы.
В 1942 года в городе Краснодон создается подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия».
Организация насчитывала 110 юношей и девушек. Младшему, Радию Юркину, было 14 лет, самому старшему, Ивану Туркеничу,-22 года. Организацией руководил штаб. Командиром был Иван Туркенич, комиссаром –Олег Кошевой, членами штаба: Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Василий Левашов, Георгий Ару-Тюнянц, Виктор Третьякевич, Ульяна Громова, Любовь Шевцова. Вступая в ряды подпольной организации, юноши и девушки давали клятву. Наряду с подпольщиками-коммунистами, члены организации участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских города.
В ночь на7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему посёлках.
В ночь с5 на 6 декабря 1942 года, в День Конституции СССР, молодогвардейцы устроили поджог здания немецкой биржи труда (народ окрестил её «чёрной биржей»), где хранились списки людей (с адресами и заполненными рабочими карточками), предназначенных к угону на принудительные работы в нацистскую Германию, тем самым около двух тысяч юношей и девушек из Краснодонского района были спасены от насильственного вывоза.
Молодогвардейцы готовились также устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Красной армии. Однако незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта. Все члены «Молодой гвардии» были жестоко убиты немцами.
14 февраля 1943 года началось освобождение Луганска. В боях за Ворошиловград (теперь Луганск) с фашистами сражалась 3 гвардейская армия, которой командовал генерал-лейтенант Дмитрий Данилович Лелюшенко и 5 танковая дивизия, воевавшая под руководством генерала Ивана Тимофеевича Шлемина.
Видео фрагмент «Освобождение Ворошиловграда»
1 ученик
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
2 ученик
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
3 ученик
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
4 ученик
Пускай о всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
6 ученик
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Окончание войны
Ведущий:
Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. Заплатили люди нашей страны за эту победу невероятной ценой - более 20 миллионов погибших, десятки миллионов искалеченных судеб. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Звучит фонограмма песни «День Победы» (сл. В.Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Ведущий:
В память о погибших прошу всех встать. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания. Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.
Пусть мирно проходят года, Пусть не будет войны никогда!
Минута молчания. «Метроном»
V .Заключительное слово:
Нам важно знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали. Сражались прадеды и деды за Родину, бились не ради наград. Страна встречала солдат победы, Великой Победы достойных солдат! Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.