Урок Мужества «Память сильнее времени» посвящен победе в Великой Отечественной войне. Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современная молодежь мало знает о Великой Отечественной войне. Поэтому надо передать нашим детям гордость Великой Победы, научить хранить в памяти имена своих героев. Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости за свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - к нам в класс пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети встают)
Спасибо, присаживайтесь.
II. Вводная часть.
Эмоциональная разрядка:
Что у меня руках? (песочные часы).
Ребята, можно ли остановить время?
Повернуть его вспять?
Можно ли прикоснуться к нему?
А я прикасаюсь ко времени…
Чувствую, как каждая песчинка отсчитывает секунды…
Давайте вместе прикоснемся ко времени.
Почувствуем его...И запустим время нашего урока…
Слайд 1.
Просмотр видеоролика:
Слайд 2.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ВОВ)
Действительно, время уходит. 9 Мая 2015 года наша страна будет отмечать великий праздник 70 лет со дня Победы над фашистской Германией. Также как и 70 лет тому назад, в далёком 45-ом, этот праздник остаётся радостным и трагическим. Радостным потому, что мы победили, трагическим – какой ценой досталась нам Победа. Война оставила десятки миллионов сирот, вдов, инвалидов. Но время никогда не сотрёт из памяти самую тяжёлую и жестокую войну в истории нашей Родины. До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогда не будут забыты те, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.
Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная? (Потому, что люди защищали свое Отечество)
Слайд 3.
А как вы понимаете слово «Отечество»? (Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица…)
Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения в Слайд 4.
«Корзину идей»(Предположения детей заносятся в таблицу №1 на доске).
Прием«Корзина идей» (Приложение №1)
Наши предположения
Быть смелым и отважным
Ничего не бояться
Совершить подвиг
Любить свою Родину
Думать о погибших товарищах
Защитить свою семью
Ребята, мы просмотрели с вами видео, первая часть которого посвящена мирному времени, а вторая часть военному.
Слайд 5.
Давайте составим кластер к слову война?
Действительно:
Война разрушает все на своем пути.
Война оставляет людей без крова, пищи, любимых родных людей.
Война не делит людей на взрослых и детей, перед ней все равны
Война уничтожает целые нации, потому что у них другой цвет глаз, кожи, волос.
Она не ценит человеческую жизнь
И приносит горе и слезы тем, кто потерял своих близких.
Слайд 6
А теперь составьте кластер к слову мир? (добро, радость, счастье, любовь, жизнь, свет, детский смех)
Ребята! Кто является очевидцами Великой Отечественной Войны? (ветераны, участники событий)
А, что происходит с очевидцами тех страшных лет? (Их с каждым годом становится все меньше и меньше…)
Настанет день, когда уйдет и последний ветеран из жизни. И тогда нам нести дальше их правду, их боль и их память.
Как вы считаете, что связывает времена?
Слайд 7.
Есть такое понятие – Память сердца, души … Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война. С каждым годом память о войне тихонечко уходит в прошлое, но мы не должны забывать героев, которые защитили свою Родину от фашистского захватчика.
А как вы представляете себе героя войны? (Мужчина, взрослые люди)
Только ли взрослые воевали? (Нет, еще и дети)
Каких детей вы могли бы назвать героями войны? (Смелых, отважных)
Предлагаю послушать о детях - героях войны. Но сначала обратите внимание на опросные листы, которые лежат перед вами на партах. Во время рассказа отметьте любым знаком те качества, которые проявились у подростка.
Слайд 8 с фотографией пионера-героя и рассказ учащейся о нём.
Что заставило этих ребят сражаться, ведь они не достигли призывного возраста и могли остаться в стороне?
Перед вами на парте рассказ еще об одном подвиге. Как будете работать- группой или парами?
Не забывайте отмечать качества, которые проявились у этого человека.
Слайд 9 с фотографией А.Маресьева и рассказ учителя о нём.
Что поразило вас в этом человеке? Какие еще качества вы бы отметили? (Его сила духа, стойкость, стремление жить и заниматься любимым делом, твёрдость характера)
Схожи ли ваши черты характера с чертами этих людей?
Под третьим пунктом отметьте те качества, которые есть у вас.
Почему ваши качества отличаются от качеств этих людей? (Живем в разное время)
Мы живем под мирным небом, мы не видели войны. А как мы узнаем о событиях тех лет?(От своих дедушек и бабушек, по фильмам и книгам, наградам, по фронтовым письмам)
А будут ли ваши дети и внуки помнить о тех временах?
А как вы думаете, что будет лет через 10-15?
А через 100?
Забудутся имена и фамилии, или нет?
Как сохранить для них память прошлых лет? (Книга Памяти, рисунки, стихотворения, произведения, написать письмо ветерану…)
Письма – это бесценные документы военной эпохи. Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может быть последней. И потому торопился сказать важное. Никто из них и не думал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей, а последующее поколение будут брать их в руки с тем же трепетным чувством, как сегодня берестяные грамоты.
О чем писали в письмах? В них было все, короткие скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. В них была заключена на тот момент жизнь.
Читаешь эти письма и думаешь об одном – сколько же война порушила человеческих жизней.
А сейчас, возьмите шаблон письма. Давайте напишем Письмо Ветерану, а затем кто- нибудь зачитывает его. (Зажечь свечу)
Рефлексия.
Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Поэтому тема синквейна у нас такая: Народ
Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Подвиг
Славный, доблестный.
Совершали, стремились,
Славный подвиг нашего народа.
Заслуга.
Народ
Мужественный, смелый.
Побеждает, защищает, страдает.
Когда мы едины- мы непобедимы.
Народ-победитель.
Война
Жестокая, страшная.
Разрушает, губит, калечит.
Один в поле не воин.
Мачеха.
Победа
Тяжелая, радостная.
Трудились, сражались, боролись.
Счастье для страны.
Торжество.
Итог урока:
Ребята, у меня в руках снова песочные часы, заканчивается время нашего урока, и вообще время неумолимо движется вперед, утекая, как песок сквозь пальцы, и пусть...
Главное сохранить в душе и сердце память о тех, кто сохранил для нас мир. Говорят, человек живет до тех пор, пока жива о нем память, так пусть наши деды и прадеды живут вечно, несмотря на стремительно утекающий песок времени…
Будем надеяться, что мы будем жить всегда с вами в мирное время.