kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час к 70-летию Победы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодежь в годы Великой Отечественной войны глазами поколения 2000-х Цель: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи через сохранение истории подвигов наших земляков-ветеранов Великой Отечественной войны. Задачи: • познакомить учащихся с героями Великой Отечественной войны г. Борисова и Борисовского района; • повысить интерес учащихся к истории своей малой родины; • воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, за своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Молодежь в годы Великой Отечественной войны глазами поколения 2000-х Цель: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи через сохранение истории подвигов наших земляков-ветеранов Великой Отечественной войны. Задачи: • познакомить учащихся с героями Великой Отечественной войны г. Борисова и Борисовского района; • повысить интерес учащихся к истории своей малой родины; • воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, за своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Ход мероприятия Что гибель нам?! Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, И ждем приказа нового. И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. 1 ведущий: Великая Отечественная… Эти слова знает и помнит каждый житель Беларуси. Эта война – одна из самых печальных, но, в то же время, знаменательных страниц в истории нашей страны. Она, как и любая другая, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней. Но, несмотря на большие потери, наш народ сумел отстоять свободу и независимость своего Отечества, наголову разбил сильного и коварного врага. 2 ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирены, страшного гула самолетов, не видели разрушенных домов, не знали, что такое скудный паек. Обо всем этом мы можем знать по кинофильмам, по книгам, по рассказам фронтовиков. Для нас война – история… 3 ведущий: А если бы сегодня началась война?. Часто задумываешься над вопросом: сумела бы современная молодёжь Беларуси защитить свою Родину, если бы началась война? Возможно, нет. За себя бы сражались, но за Родину… Что тут сказать, если есть молодые люд нашего времени, которые не чувствуют своей принадлежности к Беларуси, они - граждане своей страны только формально. А тогда, 70 лет назад, молодёжь сделала то, что сейчас нам кажется нереальным. Комсомольцы (и не только) встали горой за свою Родину – Союз Советских Социалистических республик. Они знали, что такое Родина. Они знали, как её защитить. Они могли за родных и страну пожертвовать своей жизнью. Некоторые из нас считают их, чуть ли не сумасшедшими фанатиками, но они … они были героями. (слайд 3) На фронте, для фронта, во имя Победы, во имя будущего великой страны. Они умели жертвовать своим благополучием ради радости и счастья других. Они умели ждать, умели прощать, умели любить. Они спасли Европу от фашистской чумы. Они – настоящие патриоты! И потому их жизнь – уже подвиг! Вечная им слава! 4 ведущий: (слайд 4) Участник войны или свидетель тех трагических и героических для всего мира 1418 дней… Каждого можно назвать «живой историей». А их простые, на первый взгляд, судьбы достойны войти в летопись героизма народа, на которой будут воспитываться еще многие поколения молодежи нашей страны. И потому задача современного поколения – собрать как можно больше материала о ветеранах, рассказать потомкам о каждом, кто делал Великую Победу, отстоял независимость не только своего государства, но и всей Европы, исполняя интернациональный долг. 1 ведущий: Суровый и поучительный урок минувшей войны позволяет лучше осмыслить настоящее и предвидеть будущее, призывает к неустанной бдительности и активной борьбе за предотвращение новой войны, за прочный мир на земле. Военное время предстает как пора величайшей стойкости, мужества и героизма и играет огромную роль в военно-патриотическом воспитании современной молодежи. Поэтому тема войны должна быть всегда актуальной и значимой для молодого поколения. 2 ведущий: Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей… 3 ведущий: Из воспоминаний москвички Лели Зайцевой (16 лет). «Июнь. Ясное солнечное утро. Москва какая-то новая под лучами утреннего солнца. Вода Москвы-реки озорно блестит на солнце. Я с подружкой, счастливая возвращаюсь из школы домой с аттестатом зрелости. На лето у меня были большие планы. Я собиралась поехать в деревню, недалеко от Клина, побывать в домике П. И. Чайковского в Клину и путешествовать. Лето, казалось, будет интересным. Вот уже 22 июня. Какая сегодня погода? Но вот по радио передали сообщение о нападении Германии на СССР. Всё это казалось миражом. Но вскоре пришлось поверить в это». (Фильм 1). (звучит «Священная война…») 4 ведущий.:.Священна память о павших. Но как мало, мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, как мало, мы знаем о тех, кто приближал победу, работая до изнеможения в тылу… Имена. Имена. Имена. Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине. Ведь что ни фамилия, что ни строчка - то молодая, оборванная войной жизнь. (слайд 5) (звучит отрывок песни «Нам нужна одна победа») 1 ведущий: На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, наших земляков - борисовчан, отдавших жизнь за победу. (слайд 8) 3 июля фашисты заняли Борисов. Оккупировав Борисов, фашисты разместили здесь гарнизон, склады с боеприпасами, горючим, продовольствием, обмундированием. Летом 1941 г. в городе дислоцировался штаб фронта группы армий (слайд 8) 2 ведущий: А знаете ли вы, что 4 августа 1941 г. в д. Старо-Борисов прилетал Гитлер, здесь находился вражеский аэродром, а военный совет проходил в бывшей усадьбе великого князя Романова. А заставило прилететь Гитлера неожиданно упорное сопротивление Красной Армии на территории Беларуси, срыв операции молниеносной войны «Блицкриг». На военном совете Гитлер потребовал скорейшего выполнения его приказов по захвату важных городов, дальнейшего движения на Москву. 3 ведущий: И ещё интересный факт. В Печах фашисты организовали школу абвера «Сатурн». Цель «Сатурна» - готовить разведчиков и диверсантов для засылки в партизанские отряды. По заданию советской контрразведки в разведшколу укоренился Александр Иванович Козлов. Ему удалось перевербовать 127 агентов, передать командованию Красной Армии ценные сведения. По этим событиям была написана книга и сняты фильмы «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна» (слайд 9) 4 ведущий: Городу Борисову гитлеровцы придавали важное стратегическое значение. Дороги стремились претворить в неприступные объекты. Вдоль шоссе на 500 м. высекли лес и кусты. На возвышенностях установили прожекторы. После войны фашисты собирались поселить в городе 5 тысяч немцев-колонистов, покинуть при них в качестве рабочей силы 15 тысяч мирных жителей. Оккупанты превращали в рабов и расстреливали мирных жителей, закрыли школы, библиотеки, кинотеатры, установили комендантский час, начали облавы и репрессии на коммунистов. В центре Ново-Борисова фашисты расстреляли 60 человек. На территории города создали 6 крупных концлагерей. В бывших военных казармах на проспекте Революции удерживалось более чем 40 тысяч человек военнопленных. (слайд10) Чтец 3. И сильнее кажемся мы втрое, Словно тоже крещены огнем, Юные безусые герои, Перед вашим вдруг ожившим строем Мы сегодня мысленно идем. Группа учащихся выстраивается в шеренгу спиной к классу, они по очереди поворачиваются и рассказывают о героях (рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями) Учащийся 1. Пашкевич Виктор Григорьевич (слайд 12) Родился 21 ноября 1926 г. в г. Борисове. Виктор закончил 6 классов, когда началась Великая Отечественная война. Попытка семьи эвакуироваться не удалась: добраться смогли только до д. Велятичи, а впереди уже был фронт. Но здесь произошла встреча с первым секретарем Борисовского райкома партии Иваном Афанасьевичем Ярошем, которая определила жизнь Виктора в военное лихолетье. Виктор с друзьями – Сашей Климковичем и Меликом Бутвиловским, еще не догадываясь о том, что райком партии разворачивает в городе большую подпольную работу, размышляли о необходимости действий для скорейшего избавления от фашистов. Гуляя по лесу, спасли раненого советского танкиста, потом узнали, что это был подполковник Вячеслав Иванов; добывали оружие и надежно его прятали. Имея оружие, совершили несколько диверсий. Спустя некоторое время к друзьям присоединилась Валя Соколова и другие ребята, но эти четверо составляли ядро подпольной пионерской группы, руководителем которой был безоговорочно признан Виктор Пашкевич. Пионеры действовали как настоящие патриоты, но настойчиво мечтали выйти на связь с партизанами, о деятельности которых уже было известно. Такая связь вскоре установилась: отчим Виктора уже был членом подполья, и в их дом часто наведывались бывший комиссар танкового батальона А. К. Соломатин, руководитель одной из подпольных групп Ф. П. Подолян. Они то и стали их наставниками и руководителями. Учащийся 2. Много смелых операций было на счету у юных патриотов - борисовчан: добывали оружие и боеприпасы, способствовали побегу военнопленных, сожгли немецкую продовольственную базу, были связными. Фашисты мстили: были арестованы и расстреляны Л. В. Орлов и ряд других подпольщиков, начался поиск и юных подпольщиков. Но партизаны успели вывести Виктора Пашкевича, Валю Соколову, Сашу Климковича, Мелика Бутвиловского из города в лес, и с конца лета 1942 они стали партизанами, продолжили боевые действия. Виктор воевал в партизанских бригадах им. Щорса, «Разгром», 208-м полку им. Сталина. За боевые подвиги награжден орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «Партизан Великой Отечественной войны» I степени и др. Его имя навечно занесено в книгу Почета Республиканской пионерской организации им. В. И. Ленина. Решением Борисовского горисполкома от 01.06.1987 № 17 Пашкевичу Виктору Григорьевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Борисова» Учащийся 3. Люся Чаловская (слайд 13) Святое место на главной улице г.Борисова – это памятник Люсе Чаловской, замученной фашистами. Ей не было и семнадцати лет, когда началась война. Училась Люся в СШ №2 г. Борисова. В июне 1941 года закончились занятия в школе. Бывшие восьмиклассники приготовились к летнему отдыху. Но первые взрывы бомб заглушили в душе Люси все то, что радовало и давало надежды на будущее. Некоторые одноклассники уехали далеко от страшных событий, а многие остались в городе. Среди них и Люся. За короткое время девушку будто подменили, она стала замкнутой и угрюмой. Спрятав фотографию отца и старшего брата, сражавшихся в рядах Красной Армии, Люся дала себе слово – беспощадно бороться с врагом. С первых дней оккупации в Борисове создается молодежная группа, которую по заданию И.А. Яроша возглавляет Борис Качан. В группу входили: Николай Капшай, Артур Ржеуцкий, Элеонора Шапчиц, Люся Чаловская, Анна Пушкина, Юлия Лукомская, Мария Тугель, Василий Кудрявцев, Мария Комар, Николай Гайдук и др. Квартира Чаловских была местом встречи для подпольщиков и партизан. А активная подпольщица Людмила стала впоследствии разведчицей-связной партизанской бригады «Дяди Коли». Учащийся 4.В партизанском отряде им.Ф.Дзержинского Люся носила имя «Луна», а в жизни была похожа на яркую светлую звездочку. Приходя с заданием в г. Борисов, она иногда подходила к зданию школы № 2, и воспоминания овладевали ею. Счастливые юношеские годы… После окончания десятилетки мечтала о юридической профессии. Патрули на улице очень быстро развеивали эти мысли. Но фраза: «Ничего, вернется оно, счастье наше, а вернуть его нужно самим, с оружием в руках» – помогала Люсе смелее проходить через посты, чтобы выполнить задание, порученное командиром. С тех пор на улицах Борисова часто можно было видеть и худенькую девочку, и… согбенную старушку. Под таким видом Люся выходила на ответственные задания. Наблюдала за работой немецких учреждений, налаживала связь с нужными для партизан людьми. Именн
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классный час к 70-летию Победы »



Учреждение образования

«Борисовский государственный колледж отраслевых технологий»











(ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОЕ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ И ГОДУ МОЛОДЕЖИ)



Разработала: преподаватель

М.П.Телова









2015

Молодежь в годы Великой Отечественной войны

глазами поколения 2000-х

Цель: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи через сохранение истории подвигов наших земляков-ветеранов Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • познакомить учащихся с героями Великой Отечественной войны г. Борисова и Борисовского района;

  • повысить интерес учащихся к истории своей малой родины;

  • воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, за своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны.



Ход мероприятия

(Эпиграф, слайд 2)

Что гибель нам?!

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд,

И ждем приказа нового.

И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.



1 ведущий: Великая Отечественная… Эти слова знает и помнит каждый житель Беларуси. Эта война – одна из самых печальных, но, в то же время, знаменательных страниц в истории нашей страны. Она, как и любая другая, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней. Но, несмотря на большие потери, наш народ сумел отстоять свободу и независимость своего Отечества, наголову разбил сильного и коварного врага.

2 ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирены, страшного гула самолетов, не видели разрушенных домов, не знали, что такое скудный паек. Обо всем этом мы можем знать по кинофильмам, по книгам, по рассказам фронтовиков.

Для нас война – история…

3 ведущий: А если бы сегодня началась война?..

Часто задумываешься над вопросом: сумела бы современная молодёжь Беларуси защитить свою Родину, если бы началась война? Возможно, нет. За себя бы сражались, но за Родину…

Что тут сказать, если есть молодые люд нашего времени, которые не чувствуют своей принадлежности к Беларуси, они - граждане своей страны только формально.

А тогда, 70 лет назад, молодёжь сделала то, что сейчас нам кажется нереальным.

Комсомольцы (и не только) встали горой за свою Родину – Союз Советских Социалистических республик. Они знали, что такое Родина. Они знали, как её защитить. Они могли за родных и страну пожертвовать своей жизнью. Некоторые из нас считают их, чуть ли не сумасшедшими фанатиками, но они … они были героями.

(слайд 3) На фронте, для фронта, во имя Победы, во имя будущего великой страны. Они умели жертвовать своим благополучием ради радости и счастья других. Они умели ждать, умели прощать, умели любить. Они спасли Европу от фашистской чумы. Они – настоящие патриоты! И потому их жизнь – уже подвиг! Вечная им слава!

4 ведущий: (слайд 4) Участник войны или свидетель тех трагических и героических для всего мира 1418 дней… Каждого можно назвать «живой историей». А их простые, на первый взгляд, судьбы достойны войти в летопись героизма народа, на которой будут воспитываться еще многие поколения молодежи нашей страны. И потому задача современного поколения – собрать как можно больше материала о ветеранах, рассказать потомкам о каждом, кто делал Великую Победу, отстоял независимость не только своего государства, но и всей Европы, исполняя интернациональный долг.

1 ведущий: Суровый и поучительный урок минувшей войны позволяет лучше осмыслить настоящее и предвидеть будущее, призывает к неустанной бдительности и активной борьбе за предотвращение новой войны, за прочный мир на земле. Военное время предстает как пора величайшей стойкости, мужества и героизма и играет огромную роль в военно-патриотическом воспитании современной молодежи. Поэтому тема войны должна быть всегда актуальной и значимой для молодого поколения.

2 ведущий: Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей…

3 ведущий: Из воспоминаний москвички Лели Зайцевой (16 лет). «Июнь. Ясное солнечное утро. Москва какая-то новая под лучами утреннего солнца. Вода Москвы-реки озорно блестит на солнце. Я с подружкой, счастливая возвращаюсь из школы домой с аттестатом зрелости. На лето у меня были большие планы. Я собиралась поехать в деревню, недалеко от Клина, побывать в домике П. И. Чайковского в Клину и путешествовать. Лето, казалось, будет интересным. Вот уже 22 июня. Какая сегодня погода? Но вот по радио передали сообщение о нападении Германии на СССР. Всё это казалось миражом. Но вскоре пришлось поверить в это». (Фильм 1).

(звучит «Священная война…»)

4 ведущий.: ...Священна память о павших.

Но как мало, мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, как мало, мы знаем о тех, кто приближал победу, работая до изнеможения в тылу…

- Знаем ли мы, помним ли мы о героях, простых солдатах и полководцах, сражавшихся под Москвой, защищавших Сталинград, освобождавших Ленинград, нашу с вами родную Беларусь, дошедших до Берлина.
- Знаем ли мы, помним ли мы о наших земляках, благодаря которым над нами сейчас простирается чистое небо?..
Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине. Ведь что ни фамилия, что ни строчка - то молодая, оборванная  войной жизнь. (слайд 5)

Что вообще знает о Великой Отечественной войне современная молодежь? – заинтересовались мы и обратились к нашим сверстникам с вопросами: (слайд 6)

1. Знаете ли вы основные даты Великой Отечественной войны?

2. Каковы причины начала войны?

3. Знаете ли вы наших земляков, кто защищал Родину на полях сражений и работал в тылу?

4. Знаете ли вы, через что пришлось пройти и что пережить людям во время Великой Отечественной войны?

Вот результаты опроса. (слайд 7 с графиком соцопроса)

Чтец 1. Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Чтец 2. Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

(звучит отрывок песни «Нам нужна одна победа»)

1 ведущий: На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, наших земляков - борисовчан, отдавших жизнь за победу.

(слайд 8) 3 июля фашисты заняли Борисов. Оккупировав Борисов, фашисты разместили здесь гарнизон, склады с боеприпасами, горючим, продовольствием, обмундированием. Летом 1941 г. в городе дислоцировался штаб фронта группы армий «Центр». Сочетание горечи и веры в будущую победу отразил К.Симонов в своем стихотворении:

«Ты помнишь, Алёша, изба под Борисовом,

По мёртвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть, одетый старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём».

2 ведущий: А знаете ли вы, что 4 августа 1941 г. в д. Старо-Борисов прилетал Гитлер, здесь находился вражеский аэродром, а военный совет проходил в бывшей усадьбе великого князя Романова. А заставило прилететь Гитлера неожиданно упорное сопротивление Красной Армии на территории Беларуси, срыв операции молниеносной войны «Блицкриг». На военном совете Гитлер потребовал скорейшего выполнения его приказов по захвату важных городов, дальнейшего движения на Москву.

3 ведущий: И ещё интересный факт. В Печах фашисты организовали школу абвера «Сатурн». Цель «Сатурна» - готовить разведчиков и диверсантов для засылки в партизанские отряды. По заданию советской контрразведки в разведшколу укоренился Александр Иванович Козлов. Ему удалось перевербовать 127 агентов, передать командованию Красной Армии ценные сведения. По этим событиям была написана книга и сняты фильмы «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна» (слайд 9)

4 ведущий: Городу Борисову гитлеровцы придавали важное стратегическое значение. Дороги стремились претворить в неприступные объекты. Вдоль шоссе на 500 м. высекли лес и кусты. На возвышенностях установили прожекторы. После войны фашисты собирались поселить в городе 5 тысяч немцев-колонистов, покинуть при них в качестве рабочей силы 15 тысяч мирных жителей. Оккупанты превращали в рабов и расстреливали мирных жителей, закрыли школы, библиотеки, кинотеатры, установили комендантский час, начали облавы и репрессии на коммунистов. В центре Ново-Борисова фашисты расстреляли 60 человек. На территории города создали 6 крупных концлагерей. В бывших военных казармах на проспекте Революции удерживалось более чем 40 тысяч человек военнопленных. (слайд10)

Чтец 3. И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.



Голос 1: Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь - 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь...

Группа учащихся выстраивается в шеренгу спиной к классу, они по очереди поворачиваются и рассказывают о героях (рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями)

1 ведущий: С первых дней оккупации и до освобождения в Борисове действовало патриотическое подполье. Для организации подполья в городе и партизанских отрядов в Борисовском районе в середине июля 1941 г. из-за линии фронта прибыл бывший первый секретарь Борисовского райкома Коммунистической партии большевиков Беларуси Иван Ярош. (слайд 11)

В годы фашистской оккупации возглавлял и координировал работу нескольких подпольных партийных групп, командовал партизанским отрядом, который уже к осени насчитывал 80 человек. 28 февраля 1942г в неравном бою с фашистами погиб в бою, похоронен в д. Зачистье Борисовского р-на. Его именем названа одна из улиц города Борисова.


  Учащийся 1. Пашкевич Виктор Григорьевич (слайд 12)

Родился 21 ноября 1926 г. в г. Борисове. Виктор закончил 6 классов, когда началась Великая Отечественная война. Попытка семьи эвакуироваться не удалась: добраться смогли только до д. Велятичи, а впереди уже был фронт. Но здесь произошла встреча с первым секретарем Борисовского райкома партии Иваном Афанасьевичем Ярошем, которая определила жизнь Виктора в военное лихолетье. Виктор с друзьями – Сашей Климковичем и Меликом Бутвиловским, еще не догадываясь о том, что райком партии разворачивает в городе большую подпольную работу, размышляли о необходимости действий для скорейшего избавления от фашистов. Гуляя по лесу, спасли раненого советского танкиста, потом узнали, что это был подполковник Вячеслав Иванов; добывали оружие и надежно его прятали. Имея оружие, совершили несколько диверсий. Спустя некоторое время к друзьям присоединилась Валя Соколова и другие ребята, но эти четверо составляли ядро подпольной пионерской группы, руководителем которой был безоговорочно признан Виктор Пашкевич. Пионеры действовали как настоящие патриоты, но настойчиво мечтали выйти на связь с партизанами, о деятельности которых уже было известно. Такая связь вскоре установилась: отчим Виктора уже был членом подполья, и в их дом часто наведывались бывший комиссар танкового батальона А. К. Соломатин, руководитель одной из подпольных групп Ф. П. Подолян. Они то и стали их наставниками и руководителями.

Учащийся 2. Много смелых операций было на счету у юных патриотов - борисовчан: добывали оружие и боеприпасы, способствовали побегу военнопленных, сожгли немецкую продовольственную базу, были связными. Фашисты мстили: были арестованы и расстреляны Л. В. Орлов и ряд других подпольщиков, начался поиск и юных подпольщиков. Но партизаны успели вывести Виктора Пашкевича, Валю Соколову, Сашу Климковича, Мелика Бутвиловского из города в лес, и с конца лета 1942 они стали партизанами, продолжили боевые действия. Виктор воевал в партизанских бригадах им. Щорса, «Разгром», 208-м полку им. Сталина.

За боевые подвиги награжден орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «Партизан Великой Отечественной войны» I степени и др. Его имя навечно занесено в книгу Почета Республиканской пионерской организации им. В. И. Ленина. Решением Борисовского горисполкома от 01.06.1987 № 17 Пашкевичу Виктору Григорьевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Борисова»

Учащийся 3. Люся Чаловская (слайд 13)

Святое место на главной улице г.Борисова – это памятник Люсе Чаловской, замученной фашистами. Ей не было и семнадцати лет, когда началась война. Училась Люся в СШ №2 г. Борисова. В июне 1941 года закончились занятия в школе. Бывшие восьмиклассники приготовились к летнему отдыху. Но первые взрывы бомб заглушили в душе Люси все то, что радовало и давало надежды на будущее. Некоторые одноклассники уехали далеко от страшных событий, а многие остались в городе. Среди них и Люся. За короткое время девушку будто подменили, она стала замкнутой и угрюмой. Спрятав фотографию отца и старшего брата, сражавшихся в рядах Красной Армии, Люся дала себе слово – беспощадно бороться с врагом.

С первых дней оккупации в Борисове создается молодежная группа, которую по заданию И.А. Яроша возглавляет Борис Качан. В группу входили: Николай Капшай, Артур Ржеуцкий, Элеонора Шапчиц, Люся Чаловская, Анна Пушкина, Юлия Лукомская, Мария Тугель, Василий Кудрявцев, Мария Комар, Николай Гайдук и др. Квартира Чаловских была местом встречи для подпольщиков и партизан. А активная подпольщица Людмила стала впоследствии разведчицей-связной партизанской бригады «Дяди Коли».

Учащийся 4.В партизанском отряде им.Ф.Дзержинского Люся носила имя «Луна», а в жизни была похожа на яркую светлую звездочку. Приходя с заданием в г. Борисов, она иногда подходила к зданию школы № 2, и воспоминания овладевали ею. Счастливые юношеские годы… После окончания десятилетки мечтала о юридической профессии. Патрули на улице очень быстро развеивали эти мысли. Но фраза: «Ничего, вернется оно, счастье наше, а вернуть его нужно самим, с оружием в руках» – помогала Люсе смелее проходить через посты, чтобы выполнить задание, порученное командиром. С тех пор на улицах Борисова часто можно было видеть и худенькую девочку, и… согбенную старушку. Под таким видом Люся выходила на ответственные задания. Наблюдала за работой немецких учреждений, налаживала связь с нужными для партизан людьми. Именно она заставила работника паспортного бюро Тришко передать ей 70 бланков немецких документов. С паспортами, написанными на добытых Люсей бланках, разведчики-партизаны свободно ходили по улицам Борисова, Минска, Смолевичей. Минами партизан, переданными Люсей подпольщикам, был взорван цех спичечной фабрики и спущены под откос эшелоны.

Учащийся 3. Люся задалась целью захватить немецкого майора Берке из контрразведки города. Не побоялась появиться на специально организованной вечеринке, куда приглашен был Берке, даже танцевала с врагом. В последней маленькой записке к матери Люся писала: «Я обещала быть у вас два дня тому назад, но из-за работы никак нельзя, задания срочные, время горячее. Сегодня снова иду на задание». Когда в очередной раз девушка пришла в город с заданием, предатели выдали ее немцам. Идя под конвоем, избитая, окровавленная, она успела крикнуть: «Передайте в бригаду «Дяди Коли», что меня выдал Евгений». Сраженные страшной вестью, боевые товарищи Чаловской, Носов и Меняшкин, попробовали спасти Люсю. С помощью Марии Комар они раздобыли среди горожан несколько золотых вещей и через одного полицая решили подкупить гестаповца. Но как только золото попало в руки следователя, тот был схвачен полицией. А Люся осталась в тюрьме. Мрачные и подавленные вернулись Носов и Меняшкин в лес. И что только ни предпринимали партизаны, как ни старались, но вырвать Люсю из лап гестапо так и не смогли.

Учащийся 4. Более месяца длились жестокие пытки, с очередного допроса девушку в камеру приносили без сознания, менее чем через час опять уводили на допрос. На последнем допросе гестаповец произнес: «Мы хотим доставить вам радость. Мы вас расстреляем в день годовщины Октябрьской революции».

Люсю расстреляли 6 ноября 1943 года, накануне 26-й годовщины Октября.

Посмертно Л.И. Чаловская награждена двумя орденами Отечественной войны I степени. Именем Люси Чаловской названа улица в г. Борисове. В 1958 году на проспекте Революции был открыт памятник славной дочери Беларуси Л.И. Чаловской. На гранитном постаменте стоит девушка. В легком, но решительном шаге отражается волевой порыв обаяние юности, моральная сила партизанки. Надпись гласит: «Партызанцы Людміле Чалоўскай». (слайд 14)

Чтец 4. Всего лишь год,

Всего лишь год

Тебя, родная, не хватило,

Как землю солнцем окатило,

Свободу праздновал народ!

А накануне, в сорок третьем,

Спрут из гестапо выткал сети

И птицу вольную в застенках

Хотел поставить на колени…

Но, за любовь, что горче соли,

И за мучения в неволе

«На родненькай сваёй зямлi»

Ты плюнула в лицо садисту,

Когда на казнь тебя вели.


Чтец 1. Эх, девятнадцать лет от роду!

Тут женихов бы хороводить,

Ну а потом рожать детей,

Чтоб жизнь была ещё полней,

Да чтоб цепочка не прервалась

И родословная осталась.

И чтоб улыбкою бездонной,

Нет, не загадочной Джаконды,

А солнечной на целый мир,

Как тот хрусталь, как тот сапфир,

Могла нам души согревать

Так, чтоб хотелось всем летать!

…Да вот погасла в осень свечка,

И с той поры молчит сердечко.

Одна лишь матушка – земля-

Её и дети, и родня…



Чтец 2. Теперь на улице центральной

Не в платье белом и венчальном,

А в куртке бронзовой стоит

На постаменте, как Орлица,

Глядит нам в души, наши лица

И без укора говорит:

«О боже мой,

О боже святы,

Вы жизнью прожитой богаты

В покое, мире, тишине.

Такое лишь мечталось мне.

Живите, люди, и поверьте:

Всё поправимо, кроме смерти».



Учащийся 5. Всего только четырнадцать лет прожил Миша Усоский. (слайд 15)

Так случилось, что всех его родных не стало. Парень остался один, ушел в партизанский отряд «Буря». Миша бесстрашно выполнял те задания, где взрослому пройти было невозможно. Он мстил за родителей и сестёр, за Отечество. В одном из номеров газеты «Красный партизан» Миша писал: «Мой отец был красным партизаном гражданской войны. Зимой его расстреляли фашистские палачи. За смерть отца, за его невинно пролитую кровь даю обещание бить фашистских палачей. Клянусь беспрекословно выполнять приказы партизанских командиров». В боях Миша доказал свою верность партизанской присяге.

В конце мая 1943 г. вместе со своими товарищами – партизанами он прикрывал огнём отход боевого отряда из окружения. В неравной схватке Миша был тяжело ранен и, когда не стало патронов, истекающий кровью Миша взял гранату. Что думал в эти минуты четырнадцатилетний парень, неизвестно. Как завороженные, смотрели фашисты на подростка. Раздался взрыв. Его последним шагом был шаг в вечность. Подвигу юного героя посвятил свою поэму «Апошнi бой» белорусский поэт Николай Чернявский.



Учащийся 6. Николай Капшай. (слайды 16) Молодежь Борисова создала тайную подпольную организацию для борьбы с врагом, в которую входил и Николай Капшай, командиром её избрали Бориса Качана, который установил связь с партийным подпольем. Ребята смогли спрятать в тайнике радиоприёмник, слушали сводки Совинформбюро о событиях в стране и на фронтах, а ночью расклеивали рукописные листовки для борисовчан. Собрали 20 ящиков с гранатами и патронами, несколько десятков взрывчатки, оружие, рисовали сатирические плакаты. Фашистам стало известно о трёх неразлучных друзьях – Борисе Качане, Артуре Ржеутском и Николае Капшае, которые приносили много неприятностей врагу. Комендант города, даже пообещал вознаграждение за поимку трёх «бандитов» - по 5 тысяч марок за каждую голову. Вскоре друзья стали разведчиками бригады «Дядьки Коли» (командир Лопатин)

Рассчитались впоследствии они с комендантом. Заманив его на вечеринку к Жене Семенковой, парни напоили полковника, отвезли в лес к партизанам…

2 ведущий: Листать странички истории подвигов молодежи, мирных жителей, солдат и офицеров в годы войны можно бесконечно. Имена многих из них вписаны золотыми буквами в историю нашего города и района. Их именами названы улицы и колы нашего города… Павел Рак, Александр Петряев, Алексей Данилов, братья Вайнрубы, Петр Лопатин, генерал Павел Федорович Толстиков, испанец Рубен Ибаррури, сын испанской коммунистки Долорес Ибаррури, участник боев под Борисовым… Здесь уместны будут следующие стихотворные строки… (слайд 17)


Чтец 3 . Зямля мая бой прымала


Ад стара і да мала,


Ад стогадовага Талаша


Да Казея-малыша.


І падаў, распрасцёрты,


Кожны чацвёрты…


Преподаватель: Миллионы молодых бойцов не на жизнь, а на смерть сражались с немецко-фашистскими захватчиками на фронте и в тылу врага, шли на самые опасные боевые задания. В советском тылу молодежь проявляла трудовой героизм, который был характерной чертой молодых патриотов .

Более 60% Героев Советского Союза – комсомольцы и воспитанники комсомола в возрасте до 30 лет. Такого массового героизма, мужества и отваги не знала история.

Вспомним слова маршала Жукова Г.К.: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву войне».

В конце нашего мероприятия я хочу вам рассказать об одном трагическом случае, который произошел в наше время. Об этой истории писали многие газеты.

... 9 мая по центральной улице Москвы шел фронтовик. Он шел с достоинством, неспешно, как и подобает победителю. На его груди отливали золотом и серебром ордена и медали. Навстречу ему шла группа подростков. Посмеиваясь и толкаясь, они окружили ветерана, атаковали его ехидными вопросами: «Что, дед, иконостас развесил?! Какой ты победитель? Завалили Европу трупами – разве это победа? Да если б не вы, жили бы мы сейчас в богатой Германии!» Вдоволь натешившись, подростки исчезли так же быстро, как и появились. А фронтовик спустился в метро и бросился под колеса поезда... (пауза)


1. Как вам кажется, почему вдруг подростки придрались к ветерану?


(Возможные варианты ответов. Может быть, он им сделал замечание. Может, они были пьяными.

Они не уважали людей старшего поколения.

Наверное, они не уважали своих родителей, предков.)


2. Мог ли кто-нибудь из вас оказаться среди них? И если нет, почему?


3. Согласны ли вы, что нужно было сдаться Германии?

(Нужно было бороться за свою страну.

Они бы жили в богатой Германии, но были бы рабами немцев.

Фашисты уничтожали народ в концлагерях, а самых покорных хотели сделать рабами.

Сдаться – значить предать свой народ, свою землю).


4. Как вы думаете, почему эти подростки так рассуждали?

(Возможные варианты ответов. Они не уважали свою страну, свой народ, не были патриотами.

Они не знали своей истории.

Для них самое главное – это богатство и развлечения).


5. Если бы вы были судьями, как бы вы назвали то, что сделали эти подростки?

(Возможные варианты ответов. Это убийство. Это преступление).


6. Как вы относитесь к выбору ветерана? Что вообще он мог сделать?

(Возможные варианты ответов. Ему было очень обидно. Многие его друзья погибли ради этих подонков. Ему, наверное, показалось, что жизнь прожита зря.

Этот человек понимал, что так рассуждали родители этих подростков.)


7. Почему рассказ называется «Свои и чужие»?


3 ведущий. Проходят годы, десятилетия, наверное, пройдут и века. В одной из военных книг персонаж спрашивает своего друга, с которым они вместе прошли через пекло войны: «А как ты думаешь, после того, как мы победим, и война закончится, о нас долго будут помнить?» И друг искренне отвечает: «А вот ты о войне 1812 года часто вспоминаешь? Так же и о нас – поговорят и забудут. Историей мы станем, брат, историей».

(слайд 18) Может быть, так и произойдет со временем, но пока в этот день внуки и правнуки ветеранов приходят к обелискам и памятникам и памятью павших клянутся крепко держать и высоко нести знамя мира, знамя нашей Родины, знамя победы в Великой Отечественной войне.

Давайте и мы почтим память героев минутой молчания. (фрагмент 2, метроном)

В заключении звучит песня «Журавли».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
классный час к 70-летию Победы

Автор: Телова Марина Петровна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час Дню Победы посвящается "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-dniu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "209287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431081621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классный час "С победой в сердце" "
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyi-chas-s-pobiedoi-v-sierdtsie"
    ["file_id"] => string(6) "230337"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442089072"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Внеклассное мероприятие "70-летие Победе в В.О.В." "
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-70-lietiie-pobiedie-v-v-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "215822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432803667"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час "75 лет Великой Победы" 3класс"
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi_chas_75_let_velikoi_pobedy_3klass"
    ["file_id"] => string(6) "534164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1577804622"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства