kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества «великий гражданин россии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с жизнедеятельностью правозащитника А.Д. Сахарова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества «великий гражданин россии»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

ИМЕНИ О. В. ГУДКОВА ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА»












УРОК МУЖЕСТВА


«ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ»


(в 9-х – 11-х классах)







Подготовила:

Саркисян С.М.,

учитель истории и

обществознания













г. Георгиевск

2018-2019 учебный год


Урок: «Великий гражданин России»


Цели: углубить общие знания учащихся о праве, закрепить понятие «гражданин», ознакомить с жизнью и деятельностью правозащитника А. Д. Сахарова, выяснить значение работы «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»; развивать умения учащихся анализировать документы, делать выводы, давать оценки явлениям, событиям, личностям; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, ответственность, мужество, способствовать формированию гражданских качеств личности.


Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: выдержки из работ А. Д. Сахарова «Размышления...», «Принципы Комитета прав человека», плакат с фотографиями А. Д. Сахарова «Гуманист. Ученый. Гражданин», записи дат важных событий, вопросов для обсуждения на классной доске.

Ход урока

1. Приветствие. Вводное слово учителя.

-Здравствуйте! Рада приветствовать вас сегодня на уроке.

Мы продолжаем изучать большую и очень важную тему «Права

человека и гражданина». На предыдущем занятии мы познакомились с понятием «гражданин».

2. Актуализация знаний.

1) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «гражданин»? Запишите в тетради не менее пяти ассоциативных слов.

2) Проверка терминов. Во время проверки учитель открывает по одной букве, закрытой чистым листом бумаги так, чтобы получилась и открылась фамилия А.Д. Сахаров. Буквы, составляющие фамилию, являются первыми буквами исторических и обществоведческих терминов.

- Самостоятельное осуществление государственной власти, самоуправление отдельной национальности в пределах многонационального государства. (Автономия).

- Официальное заявление, провозглашающее основные принципы, программные положения. (Декларация).

- Полная независимость государства от других государств в его внутренних и внешних отношениях. (Суверенитет).

- Незаконное применение силы одним государством против другого с целью захвата его территории. (Агрессия).

- Состояние противоборства между СССР и США и их союзниками. («Холодная война»).

- Политический строй, основанный на подчинении всех органов власти одному человеку. (Авторитаризм).

- Всенародное волеизъявление по важному государственному или общественному вопросу. (Референдум).

- Противодействие, противопоставление своих взглядов другим. (Оппозиция).

- Процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание и поведение личности с целью ее подготовки к жизнедеятельности в обществе. (Воспитание).

3. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Перед нами открылась фамилия выдающегося ученого и общественного деятеля, одной и самых ярких исторических фигур XX столетия - А. Д. Сахарова.

Сегодня на уроке, знакомясь с жизнью и деятельностью этого человека, мы постараемся выяснить, можно ли считать А. Д. Сахарова Великим гражданином России. Каждый из вас к концу урока должен будет поставить знак препинания, соответствующий вашему отношению и восприятию этого человека. Но перед началом работы я прошу вас в тетрадях выразить свое отношение к предложенной теме.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и перед началом строчки указывают соответствующий значок.

а) Я принимаю тему б) Я равнодушен к теме в) Я недоволен темой

4. Изучение нового материала.

1) Краткая биографическая справка (опережающее задание для учащегося).

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Его отец, Дмитрий Иванович, по профессии был учителем физики, написавшим еще и множество книг (учебники, задачник, научно-популярные работы по физике). Дед был адвокатом, прадед - священником. Мать преподавала гимнастику в одном из учебных заведений.

В 1938 г. Андрей Дмитриевич окончил среднюю школу с золотой медалью.

Потом поступил на физический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1942 г. в эвакуации в Ашхабаде. Андрея Дмитриевича направили на работу в Ульяновск - на оборонный завод. Там он занимался магнитным контролем качества продукции. Во время этой работы Сахаров внес несколько рационализаторских предложений и получил авторское свидетельство за изобретение прибора контроля качества бронебойных сердечников.

Уже в это время Сахаров занимался теоретической физикой, отсылая свои работы в Москву, в Физический институт Академии наук СССР им. П. Лебедева.

В 1945 г. Сахарова пригласили в аспирантуру. Его научным руководителем стал известный специалист по квантовой механике Игорь Тамм. В 1947 г. Андрей Сахаров защитил кандидатскую диссертацию по теории ядерных сил. В 1948 г. Сахарова включили в группу, занимающуюся разработкой термоядерного оружия.

В 1950 г. Андрей Дмитриевич Сахаров уехал в Арзамас-16, где вместе с другими физиками создавал водородную бомбу. В ноябре 1952 г. американцы провели испытания своей водородной бомбы, но их устройство, получившее имя «Майк», было очень большим, приблизительно с дом. В отличие от американской, советская водородная бомба, успешные испытания которой прошли в августе 1953 г., оказалась гораздо меньше, ее можно было сбрасывать даже с самолета. С этого времени Андрея Дмитриевича Сахарова стали называть «отцом водородной бомбы». Тогда он был уверен, что такое изобретение способно предотвратить новую мировую войну, так как будет сдерживающим фактором для возможного агрессора.

В том же 1953 г. Сахаров защитил докторскую диссертацию, получил звание Героя Социалистического Труда и стал самым молодым академиком в истории Академии Наук СССР. В 1956 г. Сахаров стал дважды Героем Социалистического Труда и лауреатом Ленинской премии. Человек кристальной чистоты, порядочности и смелости, он, как и другие крупные ученые-создатели ядерного оружия, уже в 50-е гг. активно выступил за прекращение испытаний ядерного оружия, а в конце 60-х гг. - начале 70-х гг. стал признанным лидером правозащитного движения в СССР.

2) Статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».

Учитель. В 1968 г. А.Д.Сахаров написал статью «Размышления...», вызвавшую широкий общественный резонанс. «Размышления» имели во всем мире невиданный успех. В западных странах эта статья была опубликована общим тиражом 18 млн. экземпляров. Как писал сам Сахаров, по тиражу он опередил Жоржа Симеона и Агату Кристи, уступив первенство только двум авторам - В. Ленину и Мао Цзэдуну.

Перед вами выдержки из этой работы. Попытаемся проанализировать ее положения. (Текст см. в Приложении: документ № 1, 1 а-в.)

Документ № 1 находится у всех учащихся, документы 1а, 1б, 1в-у учащихся 1-го, 2-го, 3-го рядов соответственно.

Вопросы для обсуждения (написаны на обратной стороне доски).

1. О чем предупреждает А. Сахаров в своей работе?

2.Какие опасности мирового развития середины XX века Сахаров считает самыми главными?

3.Какие пути для преодоления опасности называет автор?

4.Можно ли говорить об актуальности работы 1968 г. для начала XXI века? Объясните, какие из перечисленных опасностей злободневны и сегодня.

5.Как сейчас называют проблемы, поднятые А. Сахаровым? Как можно преодолеть эти проблемы?

6. Определите главную тему «Размышлений».

Обобщение ответов учащихся.

Учитель. После опубликования сахаровских «Размышлений» на Западе в июле 1968 г. Андрей Дмитриевич был отстранен от всех секретных работ и переведен в Физический институт им. Лебедева в качестве старшего научного сотрудника. Это была низшая должность, которую мог занимать советский академик. При этом в 1969 г. Сахарова избрали иностранным членом многих академий наук, в том числе Национальной академии наук США, Французской, Римской, Нью-Йоркской академий.

3) Создание комитета по правам человека.

Учитель. А. Сахаров прекрасно понимал, что, идя на полный разрыв с советской властью, оставляет в прошлом спокойную жизнь физика-ядерщика и вступает на тернистый путь борца с тоталитарным режимом. В 1970 г. вместе с известными диссидентами Чалидзе, Твердохлебовым, Шафаревичем и Подъяпольским Сахаров создает Комитет по правам человека.

«С 1970 г. защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для меня на первый план», - так объяснил Андрей Дмитриевич свою инициативу.

Учащимся предлагается познакомиться с документом № 2: «Из "Принципов" Комитета прав человека А. Д. Сахарова, А. Н. Твердохлебова, В. Н. Чалидзе. 4 ноября 1970 г.».

Вопросы для обсуждения (записаны на обратной стороне доски).

  1. На основе данного документа сформулируйте главные цели деятельности Комитета прав человека.

  2. Какой документ являлся теоретической основой и практическим руководством в деятельности Комитета?

  3. Выскажите свое суждение о Всеобщей Декларации прав человека. Кем и когда был принят этот документ? Что является его главной идеей? Чем он отличается от многих программных заявлений руководства СССР?

  4. Выскажите мнение о «Принципах» Комитета прав человека в целом, о значении его для развития страны.

  5. Выскажите суждение о создании правового государства в современной России, о существующем положении прав человека в нашей стране.


Обобщение ответов учащихся.

4) Нобелевская премия мира. «Враг народа номер один».

Задание. Слушая дальнейший рассказ учителя, составить хронологическую таблицу жизни и деятельности А. Д. Сахарова.

Учитель. В 1975 г. А.Сахаров стал первым советским гражданином, получившим Нобелевскую премию мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». Когда Сахаров узнал об этом, то произнес такие слова: «Надеюсь, нашим политическим заключенным станет полегче, надеюсь, это поможет защитить права человека».

Советские власти не выпустили Андрея Дмитриевича из страны: вместо него получать премию в Осло полетела Елена Боннэр, зачитавшая написанную Сахаровым нобелевскую лекцию «Мир, прогресс и права человека». Нобелевскую церемонию он слушал по радио в Вильнюсе, куда приехал на суд над своим другом, правозащитником Сергеем Ковалевым.

Главное место в лекции занимало поименное перечисление 126 узников совести в СССР, и это, как подчеркнул Сахаров, была лишь крохотная часть тех, кто страдал за свои убеждения в Советском Союзе. «Я прошу вас считать, что все узники совести, все политзаключенные моей страны разделяют со мной честь Нобелевской премии мира», - подчеркнул Андрей Дмитриевич в своей лекции.

В последующие пять лет Сахаров продолжил свою правозащитную деятельность: ездил в Омск, Ташкент, Мордовию для поддержки местных диссидентов, писал все новые письма советскому руководству, сам получал сотни писем со словами поддержки и просьбами о помощи со всех концов огромной страны.

Однако впечатление, что советская власть Сахарова просто игнорировала, далеко от истины - она его смертельно боялась и не останавливалась ни перед какими мерами для «пресечения его деятельности» на самом высоком уровне. После присуждения академику Сахарову Нобелевской премии мира делать вид, что его не существует, было, разумеется, бесполезно, и 15 октября 1975 г. Андропов пишет в ЦК записку «О принятии конкретных мер по компрометации присуждения Сахарову А. Д. Нобелевской премии». В этом документе все было изложено действительно очень детально, вплоть до указаний конкретным газетам напечатать конкретные статьи. Любопытен избранный КГБ метод дискредитации Андрея Дмитриевича на Западе - тамошним союзникам СССР предписывалось особо акцентировать внимание на роли Сахарова в создании советской водородной бомбы и говорить об абсурдности присуждения Нобелевской премии мира создателю оружия массового поражения. В самом СССР результатом андроповской записки явилась немедленная публикация в «Известиях» письма 72 советских академиков, «единодушно осудивших» решение Нобелевского комитета. Нашли в себе мужество отказаться от подписания этого пасквиля лишь пять академиков - Зельдович, Гинзбург, Капица, Канторович и Харитон.

Поток антисахаровских документов не прекращался. Хорошо известно высказывание и самого Андропова, назвавшего А. Д. Сахарова «врагом народа номер один».



5) Горьковская ссылка.

Арестовали А. Сахарова 22 января 1980 г. после его требования остановить афганскую войну. Решением ЦК КПСС академик Сахаров был лишен всех званий и наград и без суда и следствия сослан в закрытый город Горький, где ему предстояло провести под домашним арестом и неустанным контролем КГБ почти 7 лет. В июне 1980 г. газета «Известия» поместила статью, в которой говорилось: «Такой исход является логическим завершением долгой, неприглядной и грязной истории падения человека, отрекшегося от своего народа, поставившего себя на службу иностранным хозяевам».

В качестве места жительства для Андрея Сахарова и Елены Боннэр была избрана бывшая явочная квартира КГБ. Перед их дверью днем и ночью дежурил милиционер, никого к Андрею Дмитриевичу не пропускавший и ни разу за все годы не обмолвившийся с Сахаровым и Боннэр хотя бы одним словом. Кстати, точно так же, никого не пускали и в московскую квартиру Сахарова на Земляном Валу. И когда там зимой открылось окно и лопнули батареи, то квартира в таком виде, отсыревшая и засыпанная штукатуркой, простояла до самого возвращения Андрея Дмитриевича домой в конце 1986 г. Телефона у Сахаровых в Горьком, естественно, тоже не было, а написанные им рукописи и дневники, которые он пытался вести в ссылке, периодически выкрадывались КГБ. Именно к годам ссылки относится один из главных общественных трудов А. Сахарова «Опасность термоядерной войны», в которой он призывает к всеобщему разоружению.

Трижды (в 1981-м, 1984-м и 1985-м гг.) Андрей Дмитриевич объявлял голодовку, и каждый раз его насильно госпитализировали с принудительным кормлением.

15 декабря 1986 г. в квартире академика Сахарова неожиданно установили телефон со словами: «Завтра вам позвонят». На следующий день действительно раздался звонок. Звонил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев: «Здравствуйте, это говорит Горбачев. Вы получите возможность вернуться в Москву. Возвращайтесь к патриотическим делам».

23 декабря 1986 г. А. Сахаров прибыл в Москву на Ярославский вокзал. Здесь его встречала огромная толпа зарубежных журналистов. Возвращение Сахарова из ссылки ярко обозначило начало новой эпохи - новой политической «оттепели».

6) Последние годы.

Вернувшись в столицу, Сахаров сразу включился в общественную деятельность. Следующие три года его жизни богато заполнены событиями.

Впервые он побывал за границей - в США, Франции, Италии, Канаде. Он стал одним из создателей правозащитной организации «Мемориал».

В 1989 г. по всей стране проходили выборы народных депутатов СССР. Их избирали не только граждане, но и «общественные организации» - в том числе Академия наук. А. Сахаров решил избираться только от академии. Его поддержали коллективы почти 60 научных институтов. Но руководство академии не внесло его в список кандидатов. 2 февраля 1989 г. около 3 тысяч научных работников собрались на необычный митинг протеста. Среди лозунгов были такие: «Сахаров - да!», «Кто, если не Сахаров?». Благодаря таким протестам академия в конце концов избрала Сахарова народным депутатом.

Своими выступлениями на I Съезде народных депутатов Сахаров как политический деятель стал известен всей стране. Он выступал, полемизировал, спорил, предлагал проект демократической федеративной Конституции Евро-Азиатского союза, в который предлагал преобразовать СССР.

Сахаров стал одним из членов Межрегиональной группы депутатов, выступавшей в поддержку «перестройки». На массовых митингах в Лужниках сотни тысяч людей скандировали его имя.

Он ушел от нас 14 декабря 1989 г., успев в последний раз выступить на собрании Межрегиональной депутатской группы в Кремле. Его последнее выступление было таким же честным и принципиальным, как все предыдущие. Он говорил, что разочаровался в Горбачеве и убедился в половинчатости и поверхностности «перестройки», заявлял о необходимости проведения всеобщей политической забастовки и создания мощной оппозиционной партии.

Он не дожил всего две недели до десятилетия, которое ознаменовалось крушением коммунистической диктатуры и всей советской системы, снятием красного полотнища с главного кремлевского флагштока, открытием архивов, введением многого из того, что требовал Сахаров: свободы слова, совести, убеждений, многопартийности, рыночной экономики, свободного передвижения.

Как вспоминает Владимир Буковский, Андрей Сахаров был человеком безупречной честности и какого-то «старомодного благородства» - благородства XIX века, какое сегодня уже почти не встречается.

5. Закрепление изученного и заключение.

1. Проверка хронологической таблицы о жизни и деятельности А. Д. Сахарова.

2. Беседа по вопросам.

- Еще раз выскажите через рисунки свое отношение к теме урока.

- Изменилось ли ваше отношение к теме урока? Объясните, чем вызваны изменения.

- Расставьте акценты в теме урока. Объясните.

Заключительное слово учителя.

«Отец советской водородной бомбы» и лауреат Нобелевской премии мира, гениальный ученый-физик и общественный деятель, которого по праву можно назвать Гуманистом, Ученым, Гражданином.

Домашнее задание.

Оценки за урок.


Приложение 1

Документ № 1

«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании

и интеллектуальной свободе»

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

Гете

Автор поставил себе целью с наибольшей доступной ему убедительностью и откровенностью изложить два тезиса, которые разделяются очень многими людьми во всем мире.

1. Первый тезис: разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит:

  • всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества;

  • оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете.

Миллионы людей во всем мире стремятся покончить с нищетой, ненавидят угнетение, догматизм и демагогию (и их крайнее выражение - расизм, фашизм, сталинизм и маоизм), верят в прогресс на основе использования в условиях социальной справедливости и интеллектуальной свободы всего положительного опыта, накопленного человечеством.

2. Второй основной тезис: человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков.

Но свобода мысли в современном обществе находится под тройной угрозой: со стороны рассчитанного опиума «массовой культуры», со стороны трусливой и эгоистической мещанской идеологии, со стороны окостенелого догматизма бюрократической олигархии и ее излюбленного оружия – идеологической цензуры. Поэтому свобода мысли нуждается в защите всех мыслящих и честных людей. Это задача не только интеллигенции, но и всех слоев общества, и в особенности наиболее активной организованной его прослойки - рабочего класса. Мировые опасности войны, голода, культа, бюрократизма - это опасности для всего человечества.

Брошюра носит дискуссионный, спорный во многом характер и призывает размышлять над проблемами и публично обсуждать их.


Документ 1а

ОПАСНОСТИ

Угроза термоядерной войны

Термоядерная война не может рассматриваться как продолжение политики военными средствами, а является средством всемирного самоубийства.

Полное уничтожение городов, промышленности, транспорта, системы образования, отравление полей, воды и воздуха радиоактивностью, физическое уничтожение большей части человечества, нищета, варварство, одичание и генетическое вырождение под действием радиации оставшейся части, уничтожение материальной и информационной базы цивилизации - вот мера опасности, перед которой ставит мир разобщенность двух мировых сверхсил.

Каждое разумное существо, оказавшись на краю пропасти, сначала старается отойти от этого края, а уж потом думает об удовлетворении всех остальных потребностей. Для человечества отойти от края пропасти - это значит преодолеть разобщенность.

По нашему мнению, необходимо внести определенные изменения в сами принципы проведения международной политики, последовательно подчинив все конкретные цели и местные задачи основной задаче активного предупреждения обострения международной обстановки, активно проводить и углублять до уровня сотрудничества политику таким образом, чтобы ее ближайшие и отдаленные последствия не обостряли международную обстановку, не вызывали бы ни у одной стороны таких трудностей, которые могут вызвать усиление сил реакции, милитаризма, национализма, фашизма, реваншизма.

Международная политика двух ведущих мировых сверхсил (США и СССР) должна основываться на повсеместном применении единых общих принципов, которые в первом приближении мы бы сформулировали следующим образом:

1. Все народы имеют право решать свою судьбу свободным волеизъявлением. Это право гарантируется международным контролем над соблюдением всеми правительствами Декларации прав человека. Международный контроль предполагает как применение экономических санкций, так и использование вооруженных сил ООН для защиты прав человека.

2. Все военные и военно-экономические формы экспорта контрреволюции и революции являются незаконными и приравниваются к агрессии.

3. Все страны стремятся к взаимопомощи в экономических, культурных и общеорганизационных проблемах в целях безболезненного устранения внутренних и международных трудностей, для предупреждения обострения международной напряженности и усиления сил реакции.

4. Международная политика не преследует целей использования местных конкретных условий для расширения зоны и для создания трудностей другой стране. Цель международной политики - обеспечить повсеместное выполнение Декларации прав человека, предупредить обострение международной обстановки, усиление тенденции милитаризма и национализма.


Документ 16

Угроза голода

Специалисты обращают внимание на возрастающую угрозу всеобщего голода в «более бедной» половине земного шара. Хотя на всей планете за последние 30 лет возрастание населения на 50 % сопровождалось увеличением производства продовольствия на 70 %, но в бедной половине баланс был неблагоприятным.

Реальное положение в Индии, Индонезии, в ряде стран Латинской Америки и в огромном числе других слаборазвитых стран - отсутствие технико-экономических резервов, деловых кадров и культурных навыков, социальная отсталость, высокий уровень рождаемости - все это систематически ухудшает пищевой баланс и, несомненно, будет продолжать ухудшать его в ближайшие годы.

Первая реакция обывателя, когда он узнает о сосуществовании проблемы: «они» сами виноваты, почему «они» так сильно размножаются? Несомненно, ограничение избыточной рождаемости очень важно, и общественность, например в Индии, принимает ряд мер в этом направлении; но эти меры остаются пока почти безрезультатными в условиях социальной и экономической отсталости, при наличии устойчивых традиций многодетности, в результате отсутствия страхования от старости, высокой детской смертности в совсем недавнем прошлом и непрерывной угрозы голодной смерти в будущем и других причин.

Очевидно, бесполезно только призывать более отсталые страны ограничить рождаемость - необходимо в первую очередь помочь им экономически и технически, причем эта помощь должна быть такого масштаба, такого бескорыстия и широты, которые совершенно невозможны, пока не ликвидирована мировая разобщенность, эгоистический, мещанский подход к отношению между нациями и расами, пока две великие мировые сверхсилы - СССР и США - противостоят друг другу как соперники или даже противники.


Проблема геогигиены

Мы живем в быстро меняющемся мире. Промышленное и гидротехническое строительство, лесозаготовки, распашка целинных земель, применение ядохимикатов - все это неконтролируемым, стихийным образом меняет облик Земли, нашу «среду обитания». В воздух и воду выбрасывается огромное количество вредных отходов промышленности и транспорта, в том числе канцерогенных. Углекислота от сжигания угля меняет теплоотражательные свойства атмосферы. Рано или поздно это примет опасные масштабы. Ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, проникают в тело человека и животных как непосредственно, так и в виде ряда видоизмененных, еще более опасных соединений, оказывают очень вредное влияние на мозг, нервную систему, кроветворные органы, печень и другие органы. Тут тоже нетрудно перейти предел, но вопрос не изучен, и очень сложно управлять всеми этими процессами.

Применение антибиотиков в птицеводстве способствует выработке новых форм болезнетворных микробов, устойчивых к антибиотикам.

Я мог бы упомянуть о проблеме сброса моющих веществ и радиоактивных отходов, об эрозии и засолонении почвы, о затоплении лугов, о вырубке лесов, о гибели птиц и таких полезных животных, как жабы и лягушки, о многих примерах неразумного хищничества, вызванных приматом местных, временных, ведомственных и эгоистических интересов, а иногда и просто вопросами ведомственного престижа... Проблемы геогигиены очень сложны и многообразны, очень тесно переплетаются с экономическими и социальными проблемам, и их полное решение в национальном и тем более местном масштабе поэтому невозможно. Спасение нашей внешней среды обитания настоятельно требует преодоления разобщенности и давления временного, местного интереса.



Документ 1в

Угроза расизма, национализма, милитаризма и диктаторских режимов

Крайним выражением опасностей современного общественного развития является развитие расизма, национализма и милитаризма и в особенности возникновение демагогических, лицемерных и чудовищно жестоких полицейских диктаторских режимов. В первую очередь это - режим Сталина, Гитлера, Мао Цзэдуна, а также ряд крайне реакционных режимов в меньших странах (Испания, ЮАР, Греция, Гаити и др.)

Истоками всех этих трагических явлений всегда была борьба эгоистических интересов, борьба за неограниченную власть, подавление интеллектуальной свободы, распространение в народе массовых эмоциональных и интеллектуально-упрощенных, удобных мещанину мифов (миф расы, земли и крови, миф о еврейской опасности и др.).

Мы никогда не забудем многокилометровые рвы, наполненные трупами, душегубки и газовые камеры, эсэсовских овчарок и врачей-изуверов, прессованные кипы женских волос, чемоданы с золотыми зубами и удобрения в качестве «продукции» фабрик смерти.

Фашизм в Германии просуществовал 12 лет, сталинизм в СССР - вдвое дольше. При очень многих общих чертах есть и определенные различия. Это опора на прогрессивную, научную и популярную среди трудящихся социалистическую идеологию, которая явилась очень удобной ширмой для обмана рабочего класса, для усыпления бдительности интеллигенции и соперников за власть, с коварным и внезапным использованием механизма цепной реакции пыток, казней и доносов, с запугиванием и оболваниванием миллионов людей, в большинстве совсем не трусов и не дураков. Эта «специфика» сталинизма имела одним из следствий то, что самый страшный удар был нанесен против советского народа, его наиболее активных, способных и честных представителей.

Антинародный характер сталинизма ярко проявился в репрессиях военнопленных, выживших в фашистском плену и угодивших в сталинские лагеря, в антирабочих «указах», в преступном переселении целых народов, обрекая их на медленное вымирание, драконовских законах по охране социалистической собственности (5 лет за «колоски») и т. п.

Сейчас наша страна вступила на путь самоочистки от «сталинизма». Мы «по капле выдавливаем из себя раба» (выражение А. Чехова), научаемся выражать свое мнение, не глядя в рот начальству и не боясь за собственную жизнь.


Угроза интеллектуальной свободе

Угроза независимости и ценности человеческой личности, угроза смыслу человеческой жизни.

Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор. Однако существуют и очень серьезные косвенные, лишь немногим более отдаленные опасности. Одна из этих опасностей - оболванивание человека «массовой культурой» с намерением или коммерчески обусловленным снижением интеллектуального уровня и проблемности. С упором на развлекательность или утилитарность, с тщательно охранительным цензурированием.

Другой пример связан с проблемами образования. Система образования, находящаяся под государственным контролем, отделение школы от церкви, всеобщее бесплатное обучение – все это величайшее достижение социального прогресса. Но все имеет обратную сторону: в данном случае это излишняя унификация, которая распространяется и на само преподавание, и на программы, в особенности по таким предметам, как литература, история, обществознание, география, и на систему экзаменов.

Нельзя не видеть опасности в излишней апелляции к авторитетам, в определенном сужении рамок дискуссий и интеллектуальной смелости выводов в том возрасте, когда происходит формирование убеждений. Современная техника и массовая психология дают все новые возможности управления установочными критериями, поведением, стремлениями и убеждениями людских масс. Это не только управление через информацию с учетом теории рекламы и массовой психологии, но и более технические методы, о которых пишут в зарубежной печати. Примеры - систематический контроль рождаемости, биохимическое управление психическими процессами.

С моей точки зрения, мы не можем полностью отказаться от новых методов, нельзя наложить принципиальный запрет на развитие науки и техники, но мы должны ясно понимать страшную опасность основным человеческим ценностям, самому смыслу жизни, которая скрывается в злоупотреблении техническими и биохимическими методами массовой психологии... Сюда примыкает также вопрос о возрастающем использовании успокаивающих и веселящих средств, разрешенных и неразрешенных наркотиков и тому подобное.

Положение с цензурой в нашей стране таково, что его вряд ли можно устойчиво, надолго исправить при помощи тех или иных «либеральных» инструкций. Необходимы очень серьезные организационные и законодательные меры... Очень важно всемерно усиливать обмен информацией в международном масштабе (печать, туризм и т. д.), очень важно знать самих себя, не жалеть денег на социологические, общеполитические, экономические исследования



Документ № 1г

Основа надежды

В заключение я суммирую некоторые конкретные предложения разной степени важности, которые обсуждались в тексте. Эти предложения, обращенные к руководству страны, не исчерпывают содержания статьи

1. Необходимо всемерно углублять стратегию мирного сосуществования и сотрудничества. Разработать научные методы и принципы международной политики, основанные на научном предвидении отдаленных и ближайших последствий.

2. Проявить инициативу в разработке широкой программы борьбы с голодом.

3. Необходимо разработать, широко обсудить и принять «Закон о печати и информации», преследующий цели не только ликвидировать безответственную идеологическую цензуру, но и всемерно поощрять самоизучение в нашем обществе, поощрять дух бесстрашного обсуждения и поисков истины. Закон должен предусмотреть материальные ресурсы свободы мысли.

4. Необходимо отменить все антиконституционные законы и указания, нарушающие права человека.

5. Необходимо амнистировать политических заключенных, а также пересмотреть ряд имевших в последнее время политических процессов. Немедленно облегчить лагерный режим для заключенных.

6. Необходимо довести до конца - до полной правды, а не до взвешенной на весах кастовой целесообразности полуправды разоблачение сталинизма. Необходимо всемерно ограничить влияние неосталинистов на нашу политическую жизнь.

7. Необходимо всемерно углублять экономическую реформу, расширять сферу эксперимента и делать все выводы из его результатов.

8. Необходимо принять после широкого научного обсуждения «Закон о геогигиене», который впоследствии должен слиться с мировыми усилиями в этой области.


Приложение 2

Документ № 2

«Из "Принципов" Комитета по правам человека»

Целями деятельности Комитета являются:

Консультативное содействие органам государственной власти в области и применения гарантии прав человека, проводимое по инициативе Комитета или по инициативе заинтересованных органов власти.

Творческая помощь лицам, озабоченным конструктивными исследованиями теоретических аспектов проблемы прав человека и изучением специфики этой проблемы в социалистическом обществе.

Правовое просвещение, в частности пропаганда документов международного и советского права по правам человека.

В теоретическом исследовании и конструктивной критике современного состояния системы правовых гарантий свободы личности в советском праве Комитет руководствуется гуманными принципами Всеобщей Декларации прав человека, исходит из признания специфики советского права, учитывает сложившиеся традиции и реальные трудности государства в этой области.

Комитет готов к творческим контактам с общественными и научными организациями, с международными неправительственными организациями, если в своей деятельности они исходят из принципов Объединенных Наций и не ставят своей целью нанесение ущерба Советскому Союзу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок мужества «великий гражданин россии»

Автор: Саркисян Сусанна Михайловна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок мужества "Поклонимся великим тем годам" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-muzhiestva-poklonimsia-vielikim-tiem-ghodam"
    ["file_id"] => string(6) "121135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413895226"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация для урока мужества "О гражданском долге, мужестве и героизме" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-muzhiestva-o-ghrazhdanskom-dolghie-muzhiestvie-i-ghieroizmie"
    ["file_id"] => string(6) "107878"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403488878"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему: "Наша Родина - Россия" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nasha-rodina-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "217199"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433264235"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по теме "Всегда есть место подвигу" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vsieghda-iest-miesto-podvighu"
    ["file_id"] => string(6) "126056"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415110598"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(113) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "240670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445087136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства