Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе на тему "Древний Китай"»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Всеобщая история. Урок в 6 классе
«Древний Китай»
Подготовил:
Гордеев Алексей Игоревич,
учитель истории
МОУ «ШКОЛА № 113 г. ДОНЕЦКА»
2018 г.
Всеобщая история
Урок № 23 Дата: 29.11.2018 Класс: 6
Тема урока: Древний Китай
Цели урока:
- ознакомить учащихся с особенностями цивилизации Древнего Китая, с открытиями и достижениями древних китайцев;
- продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, выделять главное.
- воспитание чувства национального уважения, гуманистического отношения к людям, познавательного интереса.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приглашаю вас, посетить туристическое агентство «История тур». Добро пожаловать. Я – ваш экскурсовод, вы – туристы. Наше туристическое агентство предлагает туры по государствам древнего Востока. Но я уверена что вы, изучая историю, уже побывали в некоторых из них.
II. Актуализация опорных знаний
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Путь впереди нелегкий, но я уверен, что мы его преодолеем.
1) Беседа
1. - Ребята, давайте вспомним, с какими древними цивилизациями вы уже познакомились на предыдущих уроках истории? (…)
2. Давайте вспомним, в каких именно древних государствах существовала письменность?
4. Перечислите, как называлась письменность:
- древних шумеров,
- египтян,
- финикийцев.
5. Как вы считаете, письменность, какой древней цивилизации была самой легкой и упрощенной?
6. Какой материал использовался для письма в древних цивилизациях?
7. Какими изобретениями прославили себя эти цивилизации?
2) Работа с терминами и понятиями
Учитель: А теперь повторим термины и понятия, которые мы будем использовать во время урока.
Основные понятия
Цивилизация – страны и народы, которых объединяет определенный уровень экономического развития, духовная культура и традиции. Государство – особый способ организации общества, созданного для поддержания внутреннего порядка, защиты от врагов. В неоднородном В неоднородном обществе государство обеспечивает господство одной группы населения на другие. Общество – совокупность людей, объединенных определенными отношениями и общей территорией. Власть – право и возможность распоряжаться, управлять. Частная собственность – форма собственности, при которой орудия труда и продукты труда принадлежат частным лицам. Вельможа – знатный и состоятельный человек, занимающий высокую государственную или придворную должность. Империя – государство, созданное из стран, покоренных государством-завоевателем, которую возглавляет император.
III. Мотивация учебной деятельности
Работа с картой. Игра «Историческая кухня»
Учитель. Мы с вами уже изучили ряд государств. Вспомним их и покажем на карте.
Работа с картой: найдите и покажите на карте Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия, Израиль.
Ну что ж, вы действительно побывали практически во всех государствах Древнего Востока. Но есть еще одна страна, в которой вы точно не были. Это Китай.
С помощью машины времени мы перенесемся в далекую и загадочную страну. Вам предстоит сегодня знакомство с природой, с традициями, культурой, достижениями и открытиями этого древнего народа. А ещё возьмём с собой в дорогу небольшой багаж. Обратите внимание, он перед вами: это компас, фарфоровая чашка, зелёный чай и шёлк.
- Как вы думаете, почему именно этот набор я вам предлагаю взять с собой?
(…)
- Ну что же, версий прозвучало много, а вот кто из вас был ближе всего к правильному ответу, мы увидим чуть позже.
IV. Объявление темы и целей урока.
Тема урока: Древний Китай
Во время путешествия нам предстоит выяснить:
1) Где расположен Китай, охарактеризовать его географическое положение; 2) В чем заключались природные и климатические особенности этой страны; 3) Чем занимались китайцы.
V. Изучение новой темы
Древний Китай возник в V тыс. до н. э., то есть VII тыс. лет назад. В V-III тыс. до н. э. в Китае возникло несколько держав: Цинь, Чу, Ци, Хань, Вэй, Чжао, Янь. Самые интересные цивилизации Китая образовались в долинах крупных рек.
Итак, ребята, садитесь поудобнее, мы отправляемся в путь.
- А какое же путешествие без карты? Обратите внимание на карту.
Ответьте на вопросы:
- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)
- В какой его части? (На восточной)
- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)
- Какие горы здесь простираются? (Тибет)
Древний Китай - сказочная и экзотическая страна, которая располагалась в Восточной Азии. Во 3-2 тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), ведь Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины и Янзцы (что означает Голубая река) были наиболее пригодны для человеческой жизни, там и возникли первые городские поселения, так и было положено начало древнекитайской цивилизации.
Городские поселения со временем превратились в города – государства, враждовавшие и воевавшие друг с другом. В течение нескольких столетий непрекращающихся войн все китайские земли были объединены в единое государство. Правила этим государством император Цинь. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». Он называл себя Сыном Неба, а империя управляемая им получила название Поднебесной. Такое название означало, что империя находится под покровительством неба.
Доклад учащегося. Природные условия Китая
Китай – страна, где 80% поверхности занимают возвышенности и горы. Тибетские горы защищают восточные равнинные земли от северных ветров. Высоко в горах расположены истоки рек Хуанхэ и Янцзы. Берега Хуанхэ образуют лесные почвы, поэтому их легко размывают дожди и здесь случаются частые разливы. «Река, что блуждает», «река тысячи бедствий» – так называли китайцы Хуанхэ, поскольку она могла менять даже русло.
В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами.
Во II тыс. до н. э. земледельческий район возник в долине р. Хуанхэ. Когда китайцы научились обрабатывать железо и делать из него топоры, стало возможным освоение долины Янцзы, ведь теперь можно вырубать непроходимые леса. Среди уникальных китайских растений стоит упомянуть лаковое дерево, из которого изготавливают натуральный лак и клей.
- Впишите в тетрадь названия рек, в долинах которых располагалась цивилизация древнего Китая.
Учитель. Китайцы тщательно скрывали секреты изготовления шелка. Кто пытался его вывезти, того казнили. Шелк использовали вместо денег. Лишь в средние века секрет был раскрыт, и шелк начали производить в Европе. Также китайцы скотоводствовали: разводили быков, овец, лошадей для колесниц, свиней, домашнюю птицу. Среди ремесленников были медники, косторезы, каменщики, гончары, столяры.
Учитель: - Ну что ж а теперь мы отправимся в гости к одному из жителей этой страны, посмотрим как здесь живут люди, чем занимаются, интересуются.
Вот и дом, вот и его хозяин, это мудрец Конфуций приглашает нас в гости. Он основатель религии Китая – конфуцианства, очень умный человек, его в Китае знает каждый…(рассказ о Конфуции).
Прошу вас прочитать его биографию.
Конфуций (Кун Цю) (551 - 479 гг. до н.э.)
Конфуций родился в городе Лу в благородной, но обедневшей семье, аристократов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишеньями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.
Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.
Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.
В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение. Но какое - то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого он путешествовал в течение 13 лет по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц.
Последние годы Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречения было собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Несколько изречений, например: « Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе», «Не забывай прошлого, оно учитель будущего».
Вопросы:
1. Из какой семьи на самом деле происходил Конфуций?
2. К чему стремился в юности Конфуций?
3. Во сколько лет и что начал преподавать Конфуций?
4. В каком возрасте Конфуций начал свою политическую деятельность, по каким причинам он ее прекратил?
5. Чем занимался Конфуций после 13-ти летнего путешествия по Китаю?
6.Как вы понимаете изречение Конфуция: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Объясните его значение?
Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека.
Манеры воспитанного человека:
-сидеть только поджав ноги;
-хождение по циновкам только босиком;
-прием пищи с помощью 2-х палочек;
-волосы собраны в пучок а не распущены;
-всегда опрятная одежда;
-отказ от бранных слов и др.
Конфуций учил:
Соблюдать традиции и правила предков
Почитать и помнить предков
Дети должны слушаться и уважать родителей
почтительно относиться к пожилым людям
Всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….
каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности
Никто не должен копить в своей душе зло и зависть
Правители и чиновники должны управлять низшими классами с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы
Что из этого учения Конфуция актуально в наши дни?
Запишите в свои тетради имя китайского философа.
Доклад учащего. Строительство Великой Китайской стены
Китай был хорошо защищен на западе горами, на юге – джунглями, на востоке его территория выходила к океану. Лишь на севере простирались степи нынешней Монголии, где жили кочевые племена гуннов, с которыми всегда воевали китайцы. Чтобы защититься от кочевников, было начато строительство Великой Китайской стены. Стену строили почти полмиллиона человек. Тысячами гибли здесь люди, тела которых замуровывали в стену. Вместо погибших сгоняли новых работников. Если во время строительства рабочий оставлял в стене щель размером с ноготь, его казнили – вот насколько серьезно относились к прочности и надежности этого сооружения. Из камня, земли, кирпича они построили стену с башнями на северных границах Китая. Длина стены достигала – 6,5 тыс. км, высота – 7,5 м, ширина – 5,5 м. Ширина стены такая, что на ней могут стоять рядом 5 лошадей. Через каждые 2-3 км было построено 2,5 тыс. башен, с которых можно было увидеть приближение врага. Строительство и ремонт стены продолжался более тысячи лет. Мур частично сохранился и до сих пор. Говорят, что его видно даже из космоса. В каждой башне держали припасы продовольствия, питьевой воды, инструменты для ремонта, оружие для стражи. Заметив малейшее движение в стане врага, часовые должны были поднять тревогу, передавая сигналы от одного сторожевого поста к другому, размахивая цветным флагом днем и разжигая огонь ночью. Таким образом, сигнал об угрозе преодолевал сотни километров за несколько часов.
Физкультминутка. Правила поведения в китайской школе
Ли жу сун: стоим смирно, как сосна, ровно, высоко подняв голову, так стоит честный человек.
Цзо жу чхун: сидим как колокол, не облокачиваясь, не откинувшись лениво, как бездельник, а расправив плечи, выпятив грудь, вытянув шею.
Во жу гун: лежать как лук, изогнувшись дугой. Сохраняйте подвижность, чтобы в случае необходимости можно было мгновенно вскочить как стрела.
Цзоу жу фин: идти как ветер, стремительно и грациозно.
Доклад учащегося. Выращивание чая
Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».
- Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтоб соблюсти правила китайской церемонии? (Из фарфора)
Об этом материале даже сложены стихи:
Белизной он подобен нефриту,
Тонкостью - бумаге,
Блеском подобен зеркалу,
Звонкостью - цимбалам?
Изобретение фарфора
В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.
Китайские иероглифы
Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.
Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов
Вопросы:
- Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
- Какое количество времени для этого необходимо? Почему?
(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.)
Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.
Бамбук – это растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получали полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели первые китайские книги.
Изобретение бумаги
В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.
Шелководство
Что еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма. Червям вредны даже шум и смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.
Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса в Испании.
Задания и вопросы к учащимся:
- Как вы думаете, почему этой работой занимались женщины?
- Почему шелковые ткани очень ценились и ценятся сейчас не только в Китае, но и далеко за ее пределами?
Отправляемся дальше в путешествие по Древнему Китаю. Но что это?! Мы кажется немного заблудились. Что же делать? Как найти верный маршрут? Кто подскажет мне выход из этой ситуации?
(…)
Правильно, нужно воспользоваться компасом, ведь в нашем багаже он есть.
Компас
Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
- Запишите тетрадь изобретения древних китайцев.
VI.Закрепление
Учитель. А теперь предлагаю проверить, как вы усвоили этот материал. Я предлагаю вам игру «Аплодисменты». Если предложенное утверждение правильное, вы аплодируете. В случае ошибочного утверждения вы не аплодируете.
1) Игра «Аплодисменты»
1. Страна, изучение которой мы начали на этом уроке, – Индия. 2. Китай называют Поднебесной страной. 3. В Китае текут реки Днепр, Тигр, Хуанхэ, Волга, Янцзы. 4. Сначала китайцы поселились в долине реки Хуанхэ. 5. «Рекой тысячи бедствий», «рекой блуждания» называют Янцзы. 6. Основным занятием китайцев является земледелие. 7. Самые высокие горы Китая называются Тибет.
Обобщение знаний
2) «Эрудит-лото»
1. Какие реки протекают в Китае?
А. Инд и Ганг; Б. Янцзы и Хуанхэ; В. Тигр и Евфрат.
2. В какой части света расположен Китай?
А. Африка; Б. Европа; В. Азия.
3. На берегу какой реки возникли первые очаги цивилизации в Китае?
А. Хуанхэ; Б. Янцзы; В. Синьцзян.
4. Относительно Египта и Месопотамии Китай расположен на...:
А. … северо-западе от Египта; Б. … западе от Ассирии; В. … к югу от Междуречья;
6. Какой океан омывает восточное побережье Китая?
А. Северный Ледовитый; Б. Индийский; В. Тихий.
6. Что означает слово «Хуанхэ»?
А. «Белая река»; Б. «Красная река»; В. «Желтая река».
8. Какую достопримечательность китайской древности даже сегодня видно из космоса?
А. Великую Китайскую стену; Б. Великие Китайские пирамиды; В. Великий шелковый путь.
9. Изобретение китайцы скрывали от иноземцев?
А. Хлопок; Б. Шелк; В. Прах.
10. Какое название получил торговый путь из Китая до Средней Азии на Запад?
А. Великий шелковый путь; Б. Большой бамбуковый путь В. Великий бумажный путь.
VII. Итоги урока
1. Беседа
1. Что понравилось на уроке? 2. Какую работу выполняли с удовольствием? 3. А что мы привезли из Китая? 4. Что в черном ящике? 5. А что бы вы повезли в Китай из Украины?
2. Объявление оценок
- Мы приехали домой, вот наш багаж, так почему же именно набор этих предметов мы взяли в наше виртуальное путешествие?
(….. изобретения китайцев)
VIII. Домашнее задание
Отработать соответствующий параграф учебника и ответить устно на поставленные к нему вопросы.