Тема: «Великие идеологии»
Задачи : Познакомить учащихся с основными политическими идеологиями, их содержанием и их функциями. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, документа; подбирать основания и факты, аргументирующие позиции представителей различных идеологий; составлять сравнительную таблицу. Воспитывать гражданскую и активную политическую позицию, национальное самосознание, уважительное отношение к другим народам.
Межпредметные связи: обществознание (политическая идеология, реформа, революция).
Внутрипредметные: политические теории просветителей: роль религии в жизни общества.
Основные понятия и термины урока: идеология, либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм, национализм.
Форма урока: комбинированный
Ход урока.
Орг. Момент
Актуализация опорных знаний по теме: « Политическое развитие мира в XIX – начале XX в.»
Беседа по вопросам § 3 вопросы 1-5 стр.32
Изучение новой темы.
Мотивация: В некоторых странах XIX в. сложился собирательный образ нации.
Рассмотрите представленные иллюстрации и скажите, к какой стране они относятся, какой страны собирательный образ представлен? (презентация)
План
Зарождение идеологий (рассказ учителя, составление схемы).
Консерватизм, либерализм, социализм, анархизм и марксизм. (Работа в группах: работа с текстом учебника, заполнение таблицы, представление одной из идеологии); выполнения задания (использование ПОПС-формулы)
Национальная идеология. (Работа с текстом учебника, беседа по вопросам).
Вопросы:
- В чём суть национальной идеи?
- Какие факторы способствовали распространению национального самосознания?
- Почему национализм выступал серьёзным конкурентом другим политическим идеологиям?
- Вспомните политическую карту Европы и предположите, в каких двух странах национализм развивался в большей степени?
Закрепление и обобщение.
Беседа по вопросам:
- Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?
- Какие проблемы волновали общество и политических деятелей?
- Решение каких проблем в XIX в. было предложено и реализовано на практике?
Д/З § 4 стр. 33-40 (подготовиться к тесту по данной теме)
Приложение 1.
Схема. Политический спектр идеологий.
Консерваторы
Либералы
Демократы
Социал-демократы
Приложение 2.
Задание: Изучите в параграфе материал о своей идеологии и заполните соответствующий столбец таблицы.
Таблица. Идеологии XIX века.
идеология | анархизм | Марксизм (коммунизм) | Социализм | Либерализм | Консерватизм |
Происхождение названия | Греч. «безвластие» | Лат. «общий» | Лат. «общественный» | Лат. «касающийся свободы», свободный | Лат. «сохранять» |
Имена представителей | П-Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин | К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн | Ш. Фурье, А. де Сен-Симон, Р. Оуэн | Дж. С. Милль, Б. Констант | Ж. де Местр, Э. Бёрк |
Основные идеи | Отрицание всякого насилия над личностью, устранение эксплуатации человека человеком; уничтожение государственной власти и создание федерации ассоциаций мелких производителей. | Положение рабочего класса будет постоянно ухудшаться, в ходе классовой борьбы общество перейдёт к коммунизму, при котором деление на классы исчезнет, люди получат возможности полного и гармоничного развития. | Общество устроено не справедливо; небольшой класс капиталистов угнетает большинство населения; создание общества социальной справедливости, без богатых и бедных | Все люди от рождения равны и действуют для собственного блага; свобода предпринимательства; гражданские права и свободы личности: избирательное право на основе имущественного ценза. | Принцип порядка; защита традиционных основ общества и государства (религия и церковь, семья, монархия, общественные различия), проверенных опытом многих поколений. |
Методы, формы достижения цели, реальные действия | Осуществление революции; мирные преобразования (реформы) | Создание революционных партий; объединение рабочих в I и II Интернационалы. Пролетарская (социалистическая) революция и установление диктатуры пролетариата; постепенные реформы (ревизионистское направление) | Убеждение: создание образцовых производств. | Введение конституций; контроль над королевской властью через парламент. Разделение властей4 проведение реформ. | Сохранение старого порядка; умеренные реформы, не меняющие основ общества. |
Задание: На основе таблицы составьте краткую аргументированную речь от представителей своей идеологии, которая выразит их основные взгляды ( к каждому тезису подберите обоснование и факт(ы), аргументирующий(е) его). Для подготовки речи используйте «ПОПС- формулу»
ПОПС-формула
П – позиция «Я считаю, что….»
О – объяснение «Потому что…»
П – пример «Например…»
С – следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»;
«Поэтому…»