kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории по теме "Парламент против монархии. Английская революция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели:

1. Образовательная: Выяснить причины недовольства английского народа экономическим, политическим и духовным развитием страны.

Выявить роль парламента в политической жизни страны.

Рассмотреть основные события из истории первого этапа Английской революции XVII в.

Развивающая: развивать умения учащихся актуализировать ранее изученный материал.

3. Воспитательная:

Показать школьникам на примере причин Английской революции, как нежелание власти решать проблемы, накопившиеся в обществе, может привести к социальному взрыву. Воспитывать у школьников уважительное отношение к формам парламентской борьбы.

 Проблема урока: к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс?

I. Поиск решения проблемы:

1. Начало революции в Англи

Примерный вывод по проблеме: на первом этапе революции (1640–1642) король и парламент не сумели прийти к согласию.

2. Гражданские войны в Англии

 Примерный вывод по проблеме: на втором этапе революции (1642–1648) гражданские войны завершились полной победой сторонников Кромвеля.

 

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности

фронтальный подводящий диалог по схеме:

В результате Реформации в Англии укрепилась абсолютная королевская власть.

– Какую монархию можно считать абсолютной? Называют признаки

– Король в Англии обладал какой властью? – Законодательной, исполнительной и судебной – абсолютной властью!

– Но в то же время существует парламент – что это? – Собрание избранных представителей сословий – палаты лордов и палаты общин (дворяне и горожане).

– В какой власти участвует парламент? – В законодательной

– Значит, власть монарха ограничена парламентом, подданными, она не абсолютная? – Нет! Король мог без согласия парламента принять любой закон, а закон, принятый парламентом, король мог отменить.

– Значит, в Англии сложилась абсолютная монархия, но в чём её особенность? При монархе существует парламент, где подданные могут высказать свои интересы.

Скажите, пожалуйста, в конце правления Елизаветы 1 Англия являлась сильным государством? Да, Англия превратилась в одно из самых сильных государств.

– Как вы думаете,  почему же тогда в середине XVII века монархия не смогла устоять? Что могло измениться? Могут быть высказаны разные предположения. Можно подсказать учащимся, что в абсолютных монархиях на развитие государств оказывает влияние личность правителя.

Как вы думаете, если в обществе возникает недовольство государственной властью, к чему это может привести? О чем мы будем говорить на уроке?

Учащиеся формулируют тему урока

В первой половине 17 в. Англия стала великой европейской державой, в которой утвердился абсолютизм и одновременно накапливались  причины для начала революции.

 

Актуализация знаний.

– Что нового необходимо узнать, чтобы изучить тему урока?

Примерный ответ (Как развивались события в Англии, что происходило с разными слоями населения? Каковы причины английской революции?  Какое государство возникло в результате революции?)

 

– Какие имеющиеся знания нам необходимо вспомнить, чтобы изучить тему?

Примерный ответ (Что такое революция, парламент и другие понятия, которые были важны для англичан того времени?)

 

Соотнесите определение и соответствующий ему термин.

Англикане

Сторонники Реформации, последователи Ж. Кальвина

Кальвинисты

Сторонники Реформации в Англии

Революция

Власть монарха ограничена законом и парламентом

Парламент

Сословно-представительный орган

Монархия

Форма правления, где глава государства избирается

Республика

Власть монарха безгранична

Абсолютная монархия

Форма правления, где глава государства передаёт власть по наследству

 

Коренной переворот в государстве

 

 

 

Открытие нового знания

После смерти Елизаветы 1 власть перешла к Стюартам. Конфликта можно было бы избежать, если бы короли были склонны к компромиссу и пошли на проведение реформ, но здесь требования общества на­толкнулись на личные качества Якова 1 и его сына Карла I, лишенных интеллекта Елизаветы I, уступчивости Людовика XIII и мудрости Ришелье.

Сегодня на уроке мы постараемся понять, к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс? А в конце урока мы вновь вернемся к поставленной задаче.

Задания группам:

 1. Выде­лите причины революции в Англии. Сравните их с причинами революции в Нидерландах, най­дите общие черты и различия.

2. Проанализи­руйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстра­ция и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоре­чий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в.

 «Итак, монархия есть подобие божест­венной власти. Во-первых, ее основание заклю­чено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королев­ства, и, в-третьих, она коренится в законе при­роды... Титул короля божественного происхож­дения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои де­ла»,— заявлял Карл I.

3. 1. Проанализи­руйте извлечения из документа в конце § 16 Великая ремонстра­ция и определите требования парламента.

2. выполните задание 15 рабочая тетрадь с. 68

4.Проанализи­руйте приведенный ниже текст и извлечения из документа  Обвинение против короля с. 149-150  и  составьте перечень обвинений, предъявленных судом королю. Каким был приговор английскому королю. Согласны ли вы с обвинениями, выдвинутыми парламентом в ад­рес короля? Считаете ли необходимым вынесение смертного приговора?

Из приговора верховного суда над королем, 
27 января 1649 г.

После обстоятельного и зрелого взвешивания всех данных и после рассмотрения общеизвестных фактов, касающихся обвинений, предъ­явленных ему... суд по разумному убеждению и по совести вполне удостоверился в том, что названный Карл Стюарт виновен в том, что поднял против парламента и народа войну, поддерживал и продолжал ее, за что он признается обвиненным... Он был и является виновным в преступных намерениях и попытках... и в том, что он был и явля­ется виновным в государственной измене... За все эти изменнические действия и преступления настоящий суд приговаривает его, настояще­го Карла Стюарта, как тирана, изменника, убийцу и общественного врага народа к смерти путем отсечения головы от туловища.

В начале 17 в. Англия превратилась в сильное государство, развивалась промышленность, процветала торговля. В стране росло число пуритан, которые искренне считали что,  не смотря на абсолютную власть королей, пардамент создан по Божьему повелению. Недовольство общества королем возрастает. Назревают причины революции.

Защита работы 1 и 2 групп

Запись в тетради: Причины революции

1) Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом.

2) Недовольство политикой Стюартов.

3) Противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма

 

Учитель подводит итог работы 1 и 2 групп.

Сферы жизни

Противоречия - причины революции

  •  

Поддержка старой цеховой системы, продажа исключительного права на торговлю и производство товаров некоторым купцам, приводили к разорению многих предприятий и ремесленных мастерских

Общественное устройство

Появлялись новые классы: буржуазия и наемные рабочие, но королевская власть сохраняет сословные привилегии дворянства и духовенства

Духовная сфера

В стране преобладают протестанты, а Стюарты пытались вернуть католицизм

  •  

Жители стремились участвовать в управлении страной через парламент, суды присяжных, а короли распускали их.

  • Одной ключевой фразой сделайте вывод:  в чем заключались основные причины революции в Англии?

Вывод: Причины революции – в сложившихся противоречиях в различных сферах жизни английского общества, стремление английских королей к абсолютизму.

В Англии сложилась ситуация, когда без насильственной ликвидации неограниченной королевской власти и феодальных порядков стало невозможным развитие капитализма.

В 1628 г. парламент , используя затруднения, вызванные войной, вынуждает Карла 1 подписать «Петицию о праве»., где содержались требования уважать права парламента. Тогда король распускает строптивый парламент и не созывает его 11 лет. В стране установился режим личного правления Карла 1, но вводить новые налоги без одобрения парламента он не мог.

1640 г. – казна опустела. Для ведения войны с Шотландией нужны были деньги, и Карлу пришлось созвать парламент (Долгий, т.к. не расходился 12 лет). Это событие стало началом революции.

Защита работы 3 группы (1 часть)

Определить требования парламента содержавшиеся в статьях Великой ремонстрации

  • не распускать парламент без согласия обеих палат,
  • ограничить полномочия Тайного совета,
  • отменить монополии,
  • право введения налогов принадлежит только парламенту,
  • ограничить произвол епископов,
  • упорядочить судопроизводство.

 

– Смогли на этом этапе король и парламент договориться? Как вы думаете, почему?

Примерный ответ  На первом этапе революции король и парламент не смогли договориться, потому что король не желал идти ни на какие уступки и считал тех, кто выступил против его власти, мятежниками, которых надо уничтожить.

Карл 1 не пошел на компромисс и в 1642 г. бежал из Лондона на север страны, рассчитывая на помощь крупных землевладельцев.

 Началась гражданская война  (?) короля с парламентом. (р.т. с.67 задание 14)

Гражданская война – вооруженная борьба между гражданами одного государства за власть

Англия оказалась разделенной на два враждебных лагеря: на сторонников короля – «кавалеров» и сторонников парламента – «круглоголовых».

Рабочая тетрадь.         Задание 13 с. 66    Работа с картой  Территории, находящиеся под контролем парламента и сторонников монархии (сделать вывод)

Вначале военные действия не приносили парламенту побед, но армия нового образца, созданная Оливером Кромвелем, 14 июня 1645 г. у деревни Нейзби разбила армию карта

Карла 1.Переодетый король тайно бежал к шотландцам.

 Парламент вновь принимает реформы.

Защита работы 3 группы (2 часть) выполнение задания 15 р.т.

От короля требовалось признать реформы и господство пуританской церкви. Зимой 1647 г. Карла 1 шотландцы продали парламенту, который поместил его под охрану в замок. Но в силу своего характера и взглядов Карл 1 не пошел на компромисс. 

Армия требовала суда над королем.

Защита работы 4 группы

30 января 1649 г. приговор королю был исполнен.

Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть была уничтожена. В мае 1649 г. Англию провозгласили республикой. Гражданская война закончилась победой пуритан. Король казнен, абсолютизм уничтожен.

 Карл 1 не пошел на компромисс с парламентом, хотя такая возможность появлялась трижды. Мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: «К чему же привела неуступчивость Карла 1?» (Учащиеся высказывают свое мнение).

Неспособность короля и его окружения к компромиссу как средству разрешения противоречий привело к падению монар­хии в Англии.

Закрепление. Применение нового знания. Рабочая тетрадь.Задание 7 с. 63

Домашнее задание.

Прочитать § 16, выполните задание 14, 22 рабочая тетрадь

 

Рефлексия.

Оцените работу группы.

Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Какие новые знания получили?

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории по теме "Парламент против монархии. Английская революция" »

Тема урока: Английская революция середины XVII в.



Цели:

1. Образовательная: Выяснить причины недовольства английского народа экономическим, политическим и духовным развитием страны.

Выявить роль парламента в политической жизни страны.

Рассмотреть основные события из истории первого этапа Английской революции XVII в.

Развивающая: развивать умения учащихся актуализировать ранее изученный материал.

3. Воспитательная:

Показать школьникам на примере причин Английской революции, как нежелание власти решать проблемы, накопившиеся в обществе, может привести к социальному взрыву. Воспитывать у школьников уважительное отношение к формам парламентской борьбы.

Проблема урока: к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс?

I. Поиск решения проблемы:

1. Начало революции в Англи

Примерный вывод по проблеме: на первом этапе революции (1640–1642) король и парламент не сумели прийти к согласию.

2. Гражданские войны в Англии

Примерный вывод по проблеме: на втором этапе революции (1642–1648) гражданские войны завершились полной победой сторонников Кромвеля.


Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности

фронтальный подводящий диалог по схеме:

В результате Реформации в Англии укрепилась абсолютная королевская власть.

– Какую монархию можно считать абсолютной? Называют признаки

– Король в Англии обладал какой властью? – Законодательной, исполнительной и судебной – абсолютной властью!

– Но в то же время существует парламент – что это? – Собрание избранных представителей сословий – палаты лордов и палаты общин (дворяне и горожане).

– В какой власти участвует парламент? – В законодательной

– Значит, власть монарха ограничена парламентом, подданными, она не абсолютная? – Нет! Король мог без согласия парламента принять любой закон, а закон, принятый парламентом, король мог отменить.

– Значит, в Англии сложилась абсолютная монархия, но в чём её особенность? При монархе существует парламент, где подданные могут высказать свои интересы.

Скажите, пожалуйста, в конце правления Елизаветы 1 Англия являлась сильным государством? Да, Англия превратилась в одно из самых сильных государств.

– Как вы думаете, почему же тогда в середине XVII века монархия не смогла устоять? Что могло измениться? Могут быть высказаны разные предположения. Можно подсказать учащимся, что в абсолютных монархиях на развитие государств оказывает влияние личность правителя.

Как вы думаете, если в обществе возникает недовольство государственной властью, к чему это может привести? О чем мы будем говорить на уроке?

Учащиеся формулируют тему урока

В первой половине 17 в. Англия стала великой европейской державой, в которой утвердился абсолютизм и одновременно накапливались причины для начала революции.


Актуализация знаний.

– Что нового необходимо узнать, чтобы изучить тему урока?

Примерный ответ (Как развивались события в Англии, что происходило с разными слоями населения? Каковы причины английской революции? Какое государство возникло в результате революции?)


– Какие имеющиеся знания нам необходимо вспомнить, чтобы изучить тему?

Примерный ответ (Что такое революция, парламент и другие понятия, которые были важны для англичан того времени?)



Соотнесите определение и соответствующий ему термин.

Англикане

Сторонники Реформации, последователи Ж. Кальвина

Кальвинисты

Сторонники Реформации в Англии

Революция

Власть монарха ограничена законом и парламентом

Парламент

Сословно-представительный орган

Монархия

Форма правления, где глава государства избирается

Республика

Власть монарха безгранична

Абсолютная монархия

Форма правления, где глава государства передаёт власть по наследству


Коренной переворот в государстве





Открытие нового знания

После смерти Елизаветы 1 власть перешла к Стюартам. Конфликта можно было бы избежать, если бы короли были склонны к компромиссу и пошли на проведение реформ, но здесь требования общества на­толкнулись на личные качества Якова 1 и его сына Карла I, лишенных интеллекта Елизаветы I, уступчивости Людовика XIII и мудрости Ришелье.

Сегодня на уроке мы постараемся понять, к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс? А в конце урока мы вновь вернемся к поставленной задаче.

Задания группам:

1. Выде­лите причины революции в Англии. Сравните их с причинами революции в Нидерландах, най­дите общие черты и различия.

2. Проанализи­руйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстра­ция и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоре­чий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в.

«Итак, монархия есть подобие божест­венной власти. Во-первых, ее основание заклю­чено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королев­ства, и, в-третьих, она коренится в законе при­роды... Титул короля божественного происхож­дения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои де­ла»,— заявлял Карл I.

3. 1. Проанализи­руйте извлечения из документа в конце § 16 Великая ремонстра­ция и определите требования парламента.

2. выполните задание 15 рабочая тетрадь с. 68

4.Проанализи­руйте приведенный ниже текст и извлечения из документа Обвинение против короля с. 149-150 и составьте перечень обвинений, предъявленных судом королю. Каким был приговор английскому королю. Согласны ли вы с обвинениями, выдвинутыми парламентом в ад­рес короля? Считаете ли необходимым вынесение смертного приговора?

Из приговора верховного суда над королем, 
27 января 1649 г.

После обстоятельного и зрелого взвешивания всех данных и после рассмотрения общеизвестных фактов, касающихся обвинений, предъ­явленных ему... суд по разумному убеждению и по совести вполне удостоверился в том, что названный Карл Стюарт виновен в том, что поднял против парламента и народа войну, поддерживал и продолжал ее, за что он признается обвиненным... Он был и является виновным в преступных намерениях и попытках... и в том, что он был и явля­ется виновным в государственной измене... За все эти изменнические действия и преступления настоящий суд приговаривает его, настояще­го Карла Стюарта, как тирана, изменника, убийцу и общественного врага народа к смерти путем отсечения головы от туловища.

В начале 17 в. Англия превратилась в сильное государство, развивалась промышленность, процветала торговля. В стране росло число пуритан, которые искренне считали что, не смотря на абсолютную власть королей, пардамент создан по Божьему повелению. Недовольство общества королем возрастает. Назревают причины революции.

Защита работы 1 и 2 групп

Запись в тетради: Причины революции

1) Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом.

2) Недовольство политикой Стюартов.

3) Противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма


Учитель подводит итог работы 1 и 2 групп.

Сферы жизни

Противоречия - причины революции

Экономика

Поддержка старой цеховой системы, продажа исключительного права на торговлю и производство товаров некоторым купцам, приводили к разорению многих предприятий и ремесленных мастерских

Общественное устройство

Появлялись новые классы: буржуазия и наемные рабочие, но королевская власть сохраняет сословные привилегии дворянства и духовенства

Духовная сфера

В стране преобладают протестанты, а Стюарты пытались вернуть католицизм

Политика

Жители стремились участвовать в управлении страной через парламент, суды присяжных, а короли распускали их.

  • Одной ключевой фразой сделайте вывод: в чем заключались основные причины революции в Англии?

Вывод: Причины революции – в сложившихся противоречиях в различных сферах жизни английского общества, стремление английских королей к абсолютизму.

В Англии сложилась ситуация, когда без насильственной ликвидации неограниченной королевской власти и феодальных порядков стало невозможным развитие капитализма.

В 1628 г. парламент , используя затруднения, вызванные войной, вынуждает Карла 1 подписать «Петицию о праве»., где содержались требования уважать права парламента. Тогда король распускает строптивый парламент и не созывает его 11 лет. В стране установился режим личного правления Карла 1, но вводить новые налоги без одобрения парламента он не мог.

1640 г. – казна опустела. Для ведения войны с Шотландией нужны были деньги, и Карлу пришлось созвать парламент (Долгий, т.к. не расходился 12 лет). Это событие стало началом революции.

Защита работы 3 группы (1 часть)

Определить требования парламента содержавшиеся в статьях Великой ремонстрации

  • не распускать парламент без согласия обеих палат,

  • ограничить полномочия Тайного совета,

  • отменить монополии,

  • право введения налогов принадлежит только парламенту,

  • ограничить произвол епископов,

  • упорядочить судопроизводство.


– Смогли на этом этапе король и парламент договориться? Как вы думаете, почему?

Примерный ответ На первом этапе революции король и парламент не смогли договориться, потому что король не желал идти ни на какие уступки и считал тех, кто выступил против его власти, мятежниками, которых надо уничтожить.

Карл 1 не пошел на компромисс и в 1642 г. бежал из Лондона на север страны, рассчитывая на помощь крупных землевладельцев.

Началась гражданская война (?) короля с парламентом. (р.т. с.67 задание 14)

Гражданская война – вооруженная борьба между гражданами одного государства за власть

Англия оказалась разделенной на два враждебных лагеря: на сторонников короля – «кавалеров» и сторонников парламента – «круглоголовых».

Рабочая тетрадь. Задание 13 с. 66 Работа с картой Территории, находящиеся под контролем парламента и сторонников монархии (сделать вывод)

Вначале военные действия не приносили парламенту побед, но армия нового образца, созданная Оливером Кромвелем, 14 июня 1645 г. у деревни Нейзби разбила армию карта

Карла 1.Переодетый король тайно бежал к шотландцам.

Парламент вновь принимает реформы.

Защита работы 3 группы (2 часть) выполнение задания 15 р.т.

От короля требовалось признать реформы и господство пуританской церкви. Зимой 1647 г. Карла 1 шотландцы продали парламенту, который поместил его под охрану в замок. Но в силу своего характера и взглядов Карл 1 не пошел на компромисс.

Армия требовала суда над королем.

Защита работы 4 группы

30 января 1649 г. приговор королю был исполнен.

Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть была уничтожена. В мае 1649 г. Англию провозгласили республикой. Гражданская война закончилась победой пуритан. Король казнен, абсолютизм уничтожен.

Карл 1 не пошел на компромисс с парламентом, хотя такая возможность появлялась трижды. Мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: «К чему же привела неуступчивость Карла 1?» (Учащиеся высказывают свое мнение).

Неспособность короля и его окружения к компромиссу как средству разрешения противоречий привело к падению монар­хии в Англии.

Закрепление. Применение нового знания. Рабочая тетрадь.Задание 7 с. 63

Домашнее задание.

Прочитать § 16, выполните задание 14, 22 рабочая тетрадь



Рефлексия.

Оцените работу группы.

Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Какие новые знания получили?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока истории по теме "Парламент против монархии. Английская революция"

Автор: Гурецкая Елена Григорьевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Германия в 19 веке. Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(38) "giermaniia-v-19-viekie-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "165164"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422780827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства