Цели:
1. Образовательная: Выяснить причины недовольства английского народа экономическим, политическим и духовным развитием страны.
Выявить роль парламента в политической жизни страны.
Рассмотреть основные события из истории первого этапа Английской революции XVII в.
Развивающая: развивать умения учащихся актуализировать ранее изученный материал.
3. Воспитательная:
Показать школьникам на примере причин Английской революции, как нежелание власти решать проблемы, накопившиеся в обществе, может привести к социальному взрыву. Воспитывать у школьников уважительное отношение к формам парламентской борьбы.
Проблема урока: к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс?
I. Поиск решения проблемы:
1. Начало революции в Англи
Примерный вывод по проблеме: на первом этапе революции (1640–1642) король и парламент не сумели прийти к согласию.
2. Гражданские войны в Англии
Примерный вывод по проблеме: на втором этапе революции (1642–1648) гражданские войны завершились полной победой сторонников Кромвеля.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
фронтальный подводящий диалог по схеме:
В результате Реформации в Англии укрепилась абсолютная королевская власть.
– Какую монархию можно считать абсолютной? Называют признаки
– Король в Англии обладал какой властью? – Законодательной, исполнительной и судебной – абсолютной властью!
– Но в то же время существует парламент – что это? – Собрание избранных представителей сословий – палаты лордов и палаты общин (дворяне и горожане).
– В какой власти участвует парламент? – В законодательной
– Значит, власть монарха ограничена парламентом, подданными, она не абсолютная? – Нет! Король мог без согласия парламента принять любой закон, а закон, принятый парламентом, король мог отменить.
– Значит, в Англии сложилась абсолютная монархия, но в чём её особенность? – При монархе существует парламент, где подданные могут высказать свои интересы.
Скажите, пожалуйста, в конце правления Елизаветы 1 Англия являлась сильным государством? Да, Англия превратилась в одно из самых сильных государств.
– Как вы думаете, почему же тогда в середине XVII века монархия не смогла устоять? Что могло измениться? Могут быть высказаны разные предположения. Можно подсказать учащимся, что в абсолютных монархиях на развитие государств оказывает влияние личность правителя.
Как вы думаете, если в обществе возникает недовольство государственной властью, к чему это может привести? О чем мы будем говорить на уроке?
Учащиеся формулируют тему урока
В первой половине 17 в. Англия стала великой европейской державой, в которой утвердился абсолютизм и одновременно накапливались причины для начала революции.
Актуализация знаний.
– Что нового необходимо узнать, чтобы изучить тему урока?
Примерный ответ (Как развивались события в Англии, что происходило с разными слоями населения? Каковы причины английской революции? Какое государство возникло в результате революции?)
– Какие имеющиеся знания нам необходимо вспомнить, чтобы изучить тему?
Примерный ответ (Что такое революция, парламент и другие понятия, которые были важны для англичан того времени?)
Соотнесите определение и соответствующий ему термин.
Англикане
Сторонники Реформации, последователи Ж. Кальвина
Кальвинисты
Сторонники Реформации в Англии
Революция
Власть монарха ограничена законом и парламентом
Парламент
Сословно-представительный орган
Монархия
Форма правления, где глава государства избирается
Республика
Власть монарха безгранична
Абсолютная монархия
Форма правления, где глава государства передаёт власть по наследству
Коренной переворот в государстве
Открытие нового знания
После смерти Елизаветы 1 власть перешла к Стюартам. Конфликта можно было бы избежать, если бы короли были склонны к компромиссу и пошли на проведение реформ, но здесь требования общества натолкнулись на личные качества Якова 1 и его сына Карла I, лишенных интеллекта Елизаветы I, уступчивости Людовика XIII и мудрости Ришелье.
Сегодня на уроке мы постараемся понять, к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс? А в конце урока мы вновь вернемся к поставленной задаче.
Задания группам:
1. Выделите причины революции в Англии. Сравните их с причинами революции в Нидерландах, найдите общие черты и различия.
2. Проанализируйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстрация и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоречий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в.
«Итак, монархия есть подобие божественной власти. Во-первых, ее основание заключено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела»,— заявлял Карл I.
3. 1. Проанализируйте извлечения из документа в конце § 16 Великая ремонстрация и определите требования парламента.
2. выполните задание 15 рабочая тетрадь с. 68
4.Проанализируйте приведенный ниже текст и извлечения из документа Обвинение против короля с. 149-150 и составьте перечень обвинений, предъявленных судом королю. Каким был приговор английскому королю. Согласны ли вы с обвинениями, выдвинутыми парламентом в адрес короля? Считаете ли необходимым вынесение смертного приговора?
Из приговора верховного суда над королем,
27 января 1649 г.
После обстоятельного и зрелого взвешивания всех данных и после рассмотрения общеизвестных фактов, касающихся обвинений, предъявленных ему... суд по разумному убеждению и по совести вполне удостоверился в том, что названный Карл Стюарт виновен в том, что поднял против парламента и народа войну, поддерживал и продолжал ее, за что он признается обвиненным... Он был и является виновным в преступных намерениях и попытках... и в том, что он был и является виновным в государственной измене... За все эти изменнические действия и преступления настоящий суд приговаривает его, настоящего Карла Стюарта, как тирана, изменника, убийцу и общественного врага народа к смерти путем отсечения головы от туловища.
В начале 17 в. Англия превратилась в сильное государство, развивалась промышленность, процветала торговля. В стране росло число пуритан, которые искренне считали что, не смотря на абсолютную власть королей, пардамент создан по Божьему повелению. Недовольство общества королем возрастает. Назревают причины революции.
Защита работы 1 и 2 групп
Запись в тетради: Причины революции
1) Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом.
2) Недовольство политикой Стюартов.
3) Противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма
Учитель подводит итог работы 1 и 2 групп.
Сферы жизни
Противоречия - причины революции
Поддержка старой цеховой системы, продажа исключительного права на торговлю и производство товаров некоторым купцам, приводили к разорению многих предприятий и ремесленных мастерских
Общественное устройство
Появлялись новые классы: буржуазия и наемные рабочие, но королевская власть сохраняет сословные привилегии дворянства и духовенства
Духовная сфера
В стране преобладают протестанты, а Стюарты пытались вернуть католицизм
Жители стремились участвовать в управлении страной через парламент, суды присяжных, а короли распускали их.
- Одной ключевой фразой сделайте вывод: в чем заключались основные причины революции в Англии?
Вывод: Причины революции – в сложившихся противоречиях в различных сферах жизни английского общества, стремление английских королей к абсолютизму.
В Англии сложилась ситуация, когда без насильственной ликвидации неограниченной королевской власти и феодальных порядков стало невозможным развитие капитализма.
В 1628 г. парламент , используя затруднения, вызванные войной, вынуждает Карла 1 подписать «Петицию о праве»., где содержались требования уважать права парламента. Тогда король распускает строптивый парламент и не созывает его 11 лет. В стране установился режим личного правления Карла 1, но вводить новые налоги без одобрения парламента он не мог.
1640 г. – казна опустела. Для ведения войны с Шотландией нужны были деньги, и Карлу пришлось созвать парламент (Долгий, т.к. не расходился 12 лет). Это событие стало началом революции.
Защита работы 3 группы (1 часть)
Определить требования парламента содержавшиеся в статьях Великой ремонстрации
- не распускать парламент без согласия обеих палат,
- ограничить полномочия Тайного совета,
- отменить монополии,
- право введения налогов принадлежит только парламенту,
- ограничить произвол епископов,
- упорядочить судопроизводство.
– Смогли на этом этапе король и парламент договориться? Как вы думаете, почему?
Примерный ответ На первом этапе революции король и парламент не смогли договориться, потому что король не желал идти ни на какие уступки и считал тех, кто выступил против его власти, мятежниками, которых надо уничтожить.
Карл 1 не пошел на компромисс и в 1642 г. бежал из Лондона на север страны, рассчитывая на помощь крупных землевладельцев.
Началась гражданская война (?) короля с парламентом. (р.т. с.67 задание 14)
Гражданская война – вооруженная борьба между гражданами одного государства за власть
Англия оказалась разделенной на два враждебных лагеря: на сторонников короля – «кавалеров» и сторонников парламента – «круглоголовых».
Рабочая тетрадь. Задание 13 с. 66 Работа с картой Территории, находящиеся под контролем парламента и сторонников монархии (сделать вывод)
Вначале военные действия не приносили парламенту побед, но армия нового образца, созданная Оливером Кромвелем, 14 июня 1645 г. у деревни Нейзби разбила армию карта
Карла 1.Переодетый король тайно бежал к шотландцам.
Парламент вновь принимает реформы.
Защита работы 3 группы (2 часть) выполнение задания 15 р.т.
От короля требовалось признать реформы и господство пуританской церкви. Зимой 1647 г. Карла 1 шотландцы продали парламенту, который поместил его под охрану в замок. Но в силу своего характера и взглядов Карл 1 не пошел на компромисс.
Армия требовала суда над королем.
Защита работы 4 группы
30 января 1649 г. приговор королю был исполнен.
Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть была уничтожена. В мае 1649 г. Англию провозгласили республикой. Гражданская война закончилась победой пуритан. Король казнен, абсолютизм уничтожен.
Карл 1 не пошел на компромисс с парламентом, хотя такая возможность появлялась трижды. Мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: «К чему же привела неуступчивость Карла 1?» (Учащиеся высказывают свое мнение).
Неспособность короля и его окружения к компромиссу как средству разрешения противоречий привело к падению монархии в Англии.
Закрепление. Применение нового знания. Рабочая тетрадь.Задание 7 с. 63
Домашнее задание.
Прочитать § 16, выполните задание 14, 22 рабочая тетрадь
Рефлексия.
Оцените работу группы.
Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Какие новые знания получили?