Цель - Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причины его поражения, познакомить с героической личностью Спартака. Закрепить знания по пройденному материалу. материал предназначен для учащихся 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Восстание Спартака»
Урок истории для учащихся 5 класса по теме «Восстание Спартака»
Владимирова София Николаевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №30 г. Пятигорска.
Цели:
1. Обучающие:
Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причины его поражения, познакомить с героической личностью Спартака. Закрепить знания по пройденному материалу.
2. Развивающие:
Развивать произвольное внимание, логическое мышление: умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, давать оценку своей деятельности на уроке; долговременную память, способствовать обучению школьников умению устанавливать причинно-следственные связи по материалам урока; расширять кругозор
.
3. Воспитательные:
Продолжать работу над самосовершенствованием личности; воспитывать чувство ответственности за ближнего, за свои поступки в коллективе.
Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийного компьютера.
Оборудование:
1. ПК с установленным программным обеспечением.
2. Презентация учителя: «Ход восстания Спартака»
Оформление доски.
Тема урока, новые слова: г. Капуя, Галлия, Лукулл, Помпей, Везувий.
I.Организация внимания
II.Актуализация ранее изученного
1.Решение исторических задач
а) После расправы над Гракхами сенат и все их враги торжествовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народам, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев. Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память?
б) Почему братья Гракхи не догадались провести военную реформу и этим обеспечить себе поддержку армии?
в) Какой политический режим установился бы в Риме в случае победы Гракхов? (диктатура или демократия)
2. Индивидуальный опрос (3-4 уч-ся).
3. Микроитог
III. Переход к изучению новой темы
Итак. Мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть к их рабовладельцам росли. Наконец, в 74-71 годах до нашей эры Спартак возглавил восстание рабов.
IV. Изучение новой темы
План
1.Личность Спартака
2. Причины восстания
3.Ход восстания
4. Причины поражения
1.Чтения отрывка из произведения Р. Джованьоли («Спартак»)
… Спартак родился во Фракии, в Родопских горах. Он сражался против римлян, вторгшихся в его страну, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проявил необычайную доблесть. Затем он так отличился в войне против Митридата и его союзников, и заслужил почетную награду – гражданский венок. Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян.
Раненый, он снова попал в плен к своим врагам, смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатора.
Прошло не более 2-ух лет, с тех пор, как Спартак попал в ряды гладиаторов, он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и не разу не был серьезно ранен.
Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак превосходил их, что постоянным оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии …..
2. Рассказ в сопровождении с показом по карте.
- Почему началось восстание рабов в городе Капуе?
-Сколько рабов собиралось бежать из школы?
-Чем были вооружены восставшие рабы?
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
4. Беседа по прочитанному и работа по карте
- Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в городе Капуе рабы?
-Куда направил восставших Спартак, после того как они выдержали бой у подножья Везувия?
- Почему Спартак повел свое войско к Альпам?
-Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак?
5 Рассказ
Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Он сумел «запереть» восставших на юге Аппенинского полуострова, создав сильное военное укрепление. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, его обманули. Восставшие попали в западню. На помощь Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.
Восставшие сражались храбро, но силы их были неравны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Вот, что пишет об этом Плутарх: « Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие, и не замечая ран, однако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами».
- Почему восстание Спартака потерпело поражение?
V. Закрепление.
1. Составление рассказа
Составьте рассказ от имени участника восстания:
- о бегстве гладиаторов из Капуи.
- о победе спартаковцев у подножья Везувия.
2. Работа в тетрадях
Зад. 74 с.58
VII. Итог урока
Анализ и оценка работ учащихся.
VIII. Домашнее задание
Домашнее задание: § 54
Учитель: проводит инструктаж по домашнему заданию, разделяя на обязательное ижелательное выполнение.