Урок создаст условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире.
Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире.
Задачи:
Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению;
Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование:
учебник: Михайловского Ф.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2015 г.,
контурная карта «Восстание Спартака».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1.Организационный момент. (готовность к уроку, приветствие учителя).
2.Актуализация знаний
Проблемное задание. Определение темы урока.
Учащиеся слушают стихотворение и с помощью учителя определяют тему урока.
«Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Когда нападут легионы врагов,
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнёт,
Пусть самый ленивый оружье возьмёт.
Свобода! Свобода! Богиня богинь!»
Предполагаемые ответы учащихся:Речь пойдет о борьбе, восстании, свободе….
Что бы выяснить, кто поднялся на борьбу, мы поработаем в парах по вопросам.
- откуда появились рабы в Риме
- где они работали
- каковы были условия работы рабов.
-отношение к рабам
Работа с учебником стр.241.
После ответов на поставленные вопросы ставиться проблемный вопрос: «К чему может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?» и определяется тема урока. Мы сегодня будем говорить о восстании.
3.Целеполагание.
Учитель совместно с учащимися формулирует тему урока и задачи.
Цель: - узнать о крупнейшем восстании рабов в Риме.
Задачи:
- причины восстания
- ход восстания
-итоги восстания
-значение восстания.
4. Открытие нового знания.
Учащиеся работают с текстом документа и определяют причины восстания рабов.
Плутарх. Марк Красс, 8-11
… Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие – нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиатора. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все, же успели убежать, запасшись захваченными где – то ножами и вертелами. По пути они встречали несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак.
Беседа по вопросам к документу
- Почему началось восстание рабов в Капуе? (недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним)
- Сколько рабов собиралось бежать из школы? ( 200 рабов, но бежало только 78 )
- Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы и почему? (предводителей было выбрано три человека, но первым из них был Спартак. Он был сильный, смелый целеустремленный )
А.Причины восстания:
1. недовольство рабов своим положением
2. насильное обучение военному делу
3. несправедливое отношение хозяина.
Физкультминутка.
Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок.
На торгу мы побывали
Много всякого видали!
Разбегаются глаза
И вертится голова.
Я увидеть всё хочу,
Может что-нибудь куплю.
Для начала шёлк помну,
Лисий мех приподниму,
Да немного потрясу.
Б.определют следующую задачу и выясняют ход событий во время восстания.
Работа с контурными картами и картой в учебнике на стр 246.
После выполнения задания проводится взаимопроверка.
В.Подводим итоги восстания, используя текст учебника на стр 246
-восстание закончилось поражением
Учащимся задается вопрос: Как вы думаете, почему восстание потерпело поражение?
Предполагаемые ответы: восставшие были плохо вооружены, у Спартака не было четкого плана, восставших обманули пираты.
Г.Определяем значение восстания.
Предполагаемые ответы учащихся: это было крупнейшее восстание рабов в Древнем мире за свободу, римляне напуганные восстанием, смягчили свое отношение к рабам.
5.Применение нового знания.
Учитель организует работу учащихся по заполнению схемы.