Урок с применением интерактивных методов обучения. Данный урок- урок повторения знаний, по модулю Казахские ханы. Развитие Казахского ханства в период XV- XVII веков. Применяется дифференциация преподавания. Основная работа проходит в группе. При внедрении данных технологий активно проявляются лидеры класса.
Цель: Обобщить пройденный материал по данной теме, научить оценивать политическую ситуацию в Казахском ханстве в XVI- XVII веках при ханах: Касыме, Хакназаре, Тауекеле и Есиме. Закрепить знания о ханах, как политических деятелях, их заслугах и военных завоеваниях.
Развивающая: Развивать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умению прислушиваться друг к другу, использовать полученные знания в дальнейшем.
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма и ответственности, уважение к истории своего народа. Прививать интерес к предмету история.
Метод проведения: Работа в группах с применением семи модулей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Открытый урок в 7 классе на тему: Укрепление Казахского ханства в XVI- XVII веках.
Дюсенова Сания Галимжановна
Аккайынский район КГУ «Рублевская СШ»
(Урок- повторения)
Цель: Обобщить пройденный материал по данной теме, научить оценивать политическую ситуацию в Казахском ханстве в XVI- XVII веках при ханах: Касыме, Хакназаре, Тауекеле и Есиме. Закрепить знания о ханах, как политических деятелях, их заслугах и военных завоеваниях.
Развивающая: Развивать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умению прислушиваться друг к другу, использовать полученные знания в дальнейшем.
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма и ответственности, уважение к истории своего народа. Прививать интерес к предмету история.
Метод проведения: Работа в группах с применением семи модулей
Эмоциональный настрой. Учащимся показывается видеоролик о Казахской земле. Ребята, сегодня мы с вами закрепим все знания полученные на прошлых уроках, постараемся понять насколько деятели тех времен, повлияли на образование современного независимого Казахстана.
Деление на группы: Метод «Отцы и дети». В корзинке лежат даты и события или другие исторические факты, соотнести и разбиться на группы. Например:
Сын Керея- Бурундук
Сын Жанибека- Касым
Сын Касыма- Хакназар
Делю на две группы I группа- отцы, II- группа- дети.
А теперь ребята, давайте мы определим какой у вас настрой на урок? Поставьте на листе настроения свой знак? Изменится ли он в конце нашего урока?!
Задания: Игра в в виде разминки.
Хронолет (игра с самолетиком (мячиком)) На интерактивной доске высвечиваются даты, после ответа ученика выходит правильный ответ.
1434- 1462 гг- правление Есен- Буги в Могулистане.
1465- 1466 гг- Образование Казахского ханства.
1462 г- умер хан Могулистана Есен Буга
1511- приход к власти хана Касыма
1598 год- Тауекель захватил Ташкент и Самарканд
1598- 1628 гг- правление хана Есима
1580- 1582 гг- правление хана Шигая.
1603- 1624 гг- казахско- бухарская война.
Задание 2. Собери домино.
На столе портреты ханов и таблички с периодами правления, нужно правильно их соотнести. (помимо правильных ответов, у ребят на столе лежат и неправильные ответы, их нужно отобрать.)
Хан Касым Хан Хакназар Хан Тауекель
1680- 1715 гг 1598- 1628 гг Бурундук хан
Шигай хан 1580- 1582 гг 1538- 1580 гг
1480- 1511 гг
1592- 1598 гг
(1511- 1518 гг) Есим хан
(Правильные ответы:
Касым хан 1511- 1518 гг
Хакназар хан 1538- 1580 гг
Шигай хан 1580- 1582 гг
Тауекель хан 1582- 1598 гг
Есим хан 1598- 1628 гг )
Задание 3. Кому принадлежат слова! Найди и ответь (работа с интернетом).
А) В народных преданиях имя Хакназар хана окружено славою. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, но и у башкир и ногаев. Сыновья Хакназара, достойные сменить отца на ханском троне, погибли в войнах за казахские земли, и власть перешла к другой ветви потомков Жаныбека. «Потомство его более не царствует», писал…….(Историк начала 17 века Кадыргали Жалаири)
Б) С образованием Казахского ханства, «казахи всецело владычествовали в большей части Узбекского улуса».- писал…. (Мухаммед Хайдар Дулати)
В) «Если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала».…(Касым Хан)
Г) «знаменитый воитель того времени среди казахов»; «Касым- один из наиболее выдающихся правителей Дешт- и Кыпчака и могущественный властелин того времени», он «славился своим могуществом и превосходил всех властителей Дешта своей храбростью и многочисленностью подчиненного ему народа».- писал…. (Историк Ибн Рузбихан)
Задание 4. О ком идет речь? (Домашнее задание: подготовить интересные факты об одном хане, ученик рассказывает, другие называют хана.)
Стоп! Метод «Займи позицию».
Цель: Обсуждение спорного вопроса в классе, рассматривает точку зрения учащихся, умение выдвигать и определять аргументы. Вывешиваются два листа «согласен», «не согласен». Учитель читает позицию, учащиеся отвечают на вопрос: согласен или не согласен.
Касым хан правильно сделал, что отказал Саид хану в помощи.
«Потомство Хакназара более не царствует»
Есим хан уничтожил род катаганцев.
Касым- это человек рыцарской чести.
Тауекель погиб честью воина.
Хакназар отставил все свои попытки восстановить Казахское ханство.
(В итоге получаются две группы, работа продолжается с двумя новыми сформированными группами.)
Задание 5. Слови ошибку! (Учитель читает текст, ученики отбирают ошибки, по результатам нужно составить исторический текст).
В 1483 году (1583 году) Тауекель, покинув Мавераннахр, ушел в Дешт-и Кыпчак. Причины такого шага Тауекела вполне понятны. Во- первых, он понимал, что оставаясь под покровительством Абдаллаха, он мог бы (не мог) стать независимым правителем своего народа. Во- вторых, с завершением победоносной войны с Баба- султаном у бухарцев и казахов уже не существовало более общей цели и общего врага. В- третьих, у хивинского (бухарского) правителя отпала необходимость в поддержке казахских владетелей, которых он рассматривал лишь как полезных военных союзников. В- четвертых, казахские султаны, издавна стремившиеся к обладанию присырдарьинскими городами и Ташкентом, видели теперь в лице Абдаллаха, не соперника. а союзника(не союзника, а соперника). Словом, Тауекель ищет новых путей к власти и покидает Могулистан (Мавераннахр) для того, чтобы, собрав силы в Степи, повести борьбу уже против самого Абдаллаха.
Касым был сыном хана Керея (Жаныбека). Он правил с 1598- 1628 года (1511- 1518 гг). Касыму принадлежит одно из центральных мест. Влиятельнейший султан, а впоследствии хан шайбанидов (казахов), правитель- реформатор. Касым правил в переломный период истории страны, когда шел процесс упрочения молодого Казахского государства, когда в степях шли междоусобные войны. Когда в соседних странах сдвигались границы, пресекались одни династии и возводились на трон другие. В истории это время называют «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» (Смутное время при хане Хакназаре, к Касым хану оно не относится).
Задание 6. Работа с картой.( XV век- расселение племен на территории Казахстана) (Учащиеся с помощью стикеров показывают расселение племен.)
Аргыны- на Иртыше и в Центральном Казахстане
Дулаты- в Южном Казахстане
Жалаиры- Жетысу
Канлы- от Каратау до Жетысу
Кереи- от Тобола до Жетысу
Конраты- от Туркестана до Каратау
Найманы- от Ишима до Улытау
Уйсуны- в Жетысу.
Задание 7. Знаешь ли ты об этом событии? Оцени его по ПОПС формуле. (ребята выбирают карточки на столе.)
Мятеж хана Турсуна
Казахско- узбекские отношения при Тауекеле.
Казахско- узбекские отношения при Хакназаре.
Взаимоотношения Касым хана с Могулистаном. (Саид ханом)
ПОПС- формула
П- позиция – «Я считаю, что ……»
О- Объяснение- «Потому что…..»
П- пример- «Я могу доказать это на примере…»
С- следствие- «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…..»
Разминка! «Передай стаканчик», зеркало!
Задание 8. Вставь правильный ответ. Работа в группе, далее учащиеся меняются листами, проверяют друг друга. (приложение прилагается)
Задание 9. Кроссворд. (Ученики по одному из каждой команды выходят и отгадывают кроссворд, команда вопросы не видит, индивидуально каждый приносит по одному баллу.)
Вопросы 1 кроссворда.
При нем стали формироваться основные районы единой этнической территории казахов. (Касым)
Есим хан сделал своей столицей город . (Туркестан)
В середине XVI века Хакназар оставил попытки захватить. (Ташкент)
Первый казахский хан (Керей)
Опорой мятежного султана Турсуна в годы правления Есим хана стал род …(катаган)
В 1598 г династию Шайбанидов сменили… (Аштарханиды)
Вопросы 2 кроссворда.
Какой город был политико- администратиным и торгово- экономическим центром в начале правление хана Касыма. (Сыгнак)
При Есиме в Ташкенте правил. (Турсун)
В 1598 году Тауекель безуспешно пытался захватить (Бухара)
Мятеж хана Турсуна в истории сохранился под названием какого побоища (Катаганское)
Султан Жаныбек был сыном… (Барак)
Почти все свое правление Тауекель находился в сложных отношениях с ними. (Шайбаниды)
Задание 10.
Точка зрения. Защити своего хана! (В виде инсценировки, рекламы, защитной речи и т п , на выбор группы).