Конспект поурочного плана по истории в 7 классе по теме "путешествие в средневековый город" в условиях малокомплектной сельской школе. В разработке урока имеется дидактический материал для групповой и индивидуальной работы учащихся, предусмотрена работа по карте - путешествия по средневековым городам.. также элементы игры позволят активизировать интерес учащихся к данному предмету и теме урока. разработка будет полезна для молодых специалистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок путешествие в средневековый город »
Класс: 7 класс Тема: «Путешествие в средневековый город» Цель: Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов, охарактеризовать отношения городов с феодальными сеньорами, описать городской быт в средние века. Систематизировать качества знаний учащихся по теме «Городская жизнь в Европе». Развивающая: продолжить формирование умений работать с историческими источниками, анализировать исторические факты, раскрывать причинно – следственные связи, способствовать развитию творческих способностей, продолжать формирования умений составлять связной и четкий рассказ по тексту учебника. Воспитательная: развивать интерес к развитию истории мира, побуждать к саморазвитию, к изучению и чтению дополнительных источников, извлекая из них новые знания. Оборудование: карта «путешествия», кроссворд, карточки-задания. Тип урока: комбинированный. Форма урока: самостоятельная, работа с картой, с текстом учебника и дополнительным материалом.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний по теме «Средневековый город». Отгадай головоломку 1) Самые оживленные места торговли в городе… (ярмарки) 2) Объединения ремесленников феодального города для защиты от посягательств феодалов, купцов и городской знати… (цех) 3) Профессиональное дело определенной группы людей…(ремесленники) 4) Крупное ремесленное предприятие в Западной Европе в XVI- XVIII в.в., где применялся ручной труд и существовало разделение труда… (мануфактура) 5) Наёмные рабочие в средневековой Италии… (чомпи) 6) Здание городского совета в центре города… (ратуша) 7) Высшее научно–учебное заведение, в составе которого имеется несколько факультетов… (университет) 8) Художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции… (готика) 9) Всё городское население зависело от феодала – господина или… (сеньора)
Выскажи своё мнение. Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осёл, мотая головой, мог щипать траву с противоположных оград улицы. ►Как обходили эти запреты хитрые горожане? (До сих пор можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третьи этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые этажи построены с соблюдением требуемых норм.)
III. Путешествие по карте средневекового города Правила: Класс делится на две команды. Каждая команда на каждом этапе должна рассказать о том, что дано на рисунке или, в случае неполного ответа или его отсутствия, выполнить задание. Для путешествия нужно две фишки, чтобы ходить и два кубика: один обычный для определения числа ходов, второй – с надписями «утро» (дважды), «день» (дважды), «вечер» и «ночь» (по одному разу). Оба кубика бросают одновременно. Сначала смотрят на надпись. «Утро» и «День» означают, что можно делать столько ходов, сколько выпало на втором кубике. «Вечер» означает, что нужно позаботиться о ночлеге и задержаться в пути (сделать только один ход, независимо от того, сколько показывает второй кубик). «Ночь» - двигаться нельзя, в городе путника подстерегает много опасностей – голодные псы, грабители. Если количество ходов превышает нормы и команда переходит этап, то она должна остановиться и выполнить задание. В случае не выполнения задания команда не делает оставшиеся ходы. Путешествие начинается с большого белого круга. Прежде чем начать путешествие надо разгадать кроссворд.
По горизонтали: 1) наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции (Шампань) 3) человек, который вышел из ростовщиков и менял (банкир) 5) то, что производили ремесленники на продажу (товар) 6) помощник мастера (ученик) 8) глава цеха, избиравшийся мастерами (старшина) 10) правила, обязательные для всех членов цеха (устав) По вертикали: 2) города, освободившиеся от власти сеньора во Франции (коммуна) 4) человек, живущий за счет денежных процентов (ростовщик) 7) здание городского совета (ратуша) 9) союз мастеров-ремесленников одной специальности (цех)
Та команда, которая первая выполнила задание имеет право первой кидать кубики и делать ход. 1) Этап: Рассказать командам, что они знают о средневековом городе (как возникали, отношения между городом и сеньором, чем занимались горожане и т.д.) 2) Этап: Покажи на карте. 1) Города, через которые проходили сухопутные и торговые пути.(не менее двух) 2) Крупные торгово-ремесленные города. (не менее двух) 3) Этап: Задание на контурной карте – отметь крупные ярмарки и торги (не менее трёх) 4) этап: расскажи о воображаемом путешествии.
Карточка – задание для первой команды.
Представь, что ты – европейский купец и везешь свой товар на продажу в Египет. Опиши, как проходило твое путешествие. Что везешь на продажу? Что купил? Покажи по карте путь, которым ты двигался. Какие трудности в пути ты испытал?
Карточка – задание для второй команды.
Представь, что ты – владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда используешь? Какое используешь сырьё ? 5) этап: Отгадай шарады. 1) Первый слог – кусок земли, второй – мычание коровы, третий – предлог. Целое – свободный средневековый город. (ком-му-на) 2) Первое – бог Солнца в Египте, второе – короткое торжественное музыкальное приветствие, третье – начальная буква алфавита. Целое – здание городского совета в средневековом городе. (ра-туш-а) 3) Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе – русское национальное блюдо, третье – предлог. Целое – одна из феодальных повинностей. (бар-щи-на) IV. Подведение итога урока. • Слово жюри (выявление команды - победительницы) • Выставление оценок V. Задание на дом. Написать сочинение на тему: «Что я видел в средневековом городе.»