Задачи :
Образовательная : Показать высокий уровень развития хозяйства и культуры в 16-15 вв.
Воспитательная : Воспитывать учащихся в духе уважения к труду, понимания того, что в связи с изменением в обществе происходит изменение в жизни целого народа.
Развивающая : Повторить и обобщить знания по теме « Средневековое градостроительство».
Процесс урока:
1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя.
3. Стоянка в ауле.
4. Путешествие по Отрару.
5. Эксперт Аль –Фараби.
6. Заочное путешествие по средневековым городам Казахстана.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание (Написать письмо близким о путешествии по Отрару).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие по средневековым городам Казахстана »
Путешествие по средневековым городам Казахстана
Черевик С.В.
Путешествие по средневековым городам Казахстана
Задачи :
Образовательная : Показать высокий уровень развития хозяйства и культуры в 16-15 вв .
Воспитательная : Воспитывать учащихся в духе уважения к труду , понимания того , что в связи с изменением в обществе происходит изменение в жизни целого народа .
Развивающая : Повторить и обобщить знания по теме « Средневековое градостроительство».
Тип урока: Урок – путешествие.
Методы обучения : словесный , игровой , поисковый.
Оборудование : Карта , изображение средневекового Отрара , рисунки детей.
Процесс урока:
Организация класса .
Вступительное слово учителя.
Стоянка в ауле.
Путешествие по Отрару.
Эксперт Аль –Фараби.
Заочное путешествие по средневековым городам Казахстана .
Итог урока.
Домашнее задание (Написать письмо близким о путешествии по Отрару) .
Ход урока :
Степная земля бесконечна , как время . Широка и просторна земля Казахстанская , она привлекает не только своими размерами и богатыми природными ресурсами , но и тем , что в пределах этих степей сохранилась с незапамятных времен своеобразная культура степных племен , рамки распространения которой оказались гораздо шире современных границ Республики.
Много поколений сменилось с тех пор , но остались « немые свидетели» тех времен : занесенные песком полуразрушенные средневековые города с высокой культурой . Города , торговавшие со многими странами мира , чеканившими свою монету , имеющие развитое ремесло .
Мы с вами отправимся в средневековый Отрар , но прежде вспомните , какие исторические источники помогают нам в изучении истории .
Археология произвела переворот в исторической науке .
Представьте себя на минутку археологом . Вы начали раскопки в районе Красного холма. Было вскрыто поселение , где найдены : треугольные наконечники стрел , рассыпанные бусы , пучок травы с васильками , полные кладовые зерна , обожженные стены домов , скелеты людей и кости животных . Какое заключение вы можете сделать , как археолог?
Учитель : Наш торговый караван , следовавший по Великому Шелковому пути , пересекает бескрайние просторы палящей пустыни . После нескольких дней пути мы , изнуренные жаждой и зноем, мечтали о глотке воды и спасительной тени . А кругом одни барханы , и чтобы выбраться из жгучих барханов , необходимо ответить на ряд вопросов :
Вопросы :
Какое событие , произошедшее в первой четверти 18 века , существенно задержало формирование казахской народности?
Как звали в детстве Чингизхана?
Какие художественные элементы использовались при строительстве мечетей , мавзолеев ?
Что такое «Яса»?
Что вы знаете о росте числа городов в Ю.Казахстане?
Вдоль какой реки были расположены средневековые города ?
Нас встречает гостеприимный аул . остановимся здесь , отдохнем и накроем достархан. (На доске в разброс название блюд .Необходимо по порядку распределить их на столе).
Наш караван баши указывает на появившиеся в дали верхушки деревьев и высокие своды – это Отрар , он стоит уже сотни лет. , все караванные пути ведут к его железным несокрушимым воротам . За мелкую разменную монету мы нанимает извозчика и попадаем на рыночную площадь .
Вопросы :
Опешите внешний вид Отрарскихмонет , бывших в обращении в среднем Казахстане ?
Из какого метала чеканились монеты?
Сравните их с тюргешскимимонетами ?
Вокруг просторной площади тесно выстроились торговые ряды с различными товарами .
Вопросы :
Чем торговали в средневековых городах Казахстана?
Назовите элементы национальной казахской одежды , известной в средние века и носящейся сейчас .?
Улицы города прямы и чем ближе к центру , все краше .
Вопросы :
На этой улице слышен звон железа , грохот молота о наковальни . Это улица? ( Оружейников )
А эту улицу мы узнаем из далека , по запаху вкуснейшему и любимому всеми .Это улица? (Пекарей)
А здесь запах кожи и методичный стук молотка . Это улица? (Сапожников)
А кто проживал на рабаде ? (Ремесленники)
А в этих зданиях царила чистота . Здесь человек очищался телом и душой (Бани)
Вы знакомы заочно со средневековыми городами . Посмотрим , не заблудились ли вы?
Этот город называют городом торговцев . Много садов .Город имеет четверо ворот . В городе мавзолей Айша –Биби .(Тараз)
В этом городе находится мавзолей Ахмеда Яссауи(Туркестан)
В монетных дворах этого города выпускались в обращение деньги с изображением ханов Ак Орды – Орысхана и Тохтамыса.(Сыгнак)
В конце нашего путешествия все угощаются продуктом появившимся издревна у тюркских народов , благодаря занятию земледелием и скотоводством .(Баурсаки)
Домашнее задание : Придя домой , обязательно напишите письмо своим близким о вашем путешествии в средневековый город Отрар от имени путешественника .