· сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
Воспитательные:
· воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;
Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье». »
Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье»
Урок в5 классена тему: «Древнее Двуречье».
Тип урока:введение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
· сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
Воспитательные:
· воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;
· развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование урока:
· презентация, карточки с индивидуальными заданиями.
.План урока: 1. Географическое положение Двуречья.
2. Древнейшие города и занятия древних шумеров.
3. Занятия и быт жителей Двуречья.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Работа с картой:
1. Давайте посмотрим на карту и найдём на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?
2. Какие крупные реки находятся в этой стране.
Работа с историческим источником: Геродот.
… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).
… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.
Вопросы к документу:
1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Плодородная).
2. Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).
3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).
Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укреплённые поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города - центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож, ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.
Вопрос: Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук).
Составление вопросов к иллюстрации. Работа в парах.
.
Работа с иллюстрацией: стр. 63.
1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации?
2. Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (Боги).
III. ФИЗМИНУТКА.
Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите стр. 65, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм).
Вопросы: 1. Что такое храм? (Жилище богов).
2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).
3. Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).
4. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов).
У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:
ШАМАШ – бог Солнца.
СИН – бог Луны.
ЭА– бог воды.
ИШТАР – богиня плодородия и любви.
Вопросы: 1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов?(Жрецам).
2. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные).
4. Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (О существовании письменности).
5. При изучении, какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта).
6. Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы).
В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ(запись термина в тетрадь).
КЛИНОПИСЬ–письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.
Работа с текстом учебника: стр. 65 – 66, п. 4.
1. На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).
2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).
3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот).
4. Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).
IV. Закрепление знаний, полученных на уроке
игра «Да» или «Нет».
Я утверждаю, что…
Вопросы:1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).
2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).
3. Ур и Урук это название рек. (Нет).
4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).
5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).
6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).
7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).
8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).
9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).
Задание 2:ученики в тетради отвечают на вопросы.
1. Бога Анубиса египтяне изображали с головой (шакала).
2. Древняя столица Египта. (Мемфис).
3. Какую страну называют «Страна Большого Хапи, Чёрная земля»? (Египет).
4. Бога Солнца египтяне звали Амон - (Ра).
Задание 3: я предлагаю вам задание, которое называется «На географических просторах».
Конец формы
1. Эта страна расположена на берегу Нила, она славилась пирамидой Хеопса, одной из семи чудес света.
Ответ: Египет.
Работа с таблицей.
2. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?
Ответ: Общее в Двуречье, как и в Египте происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. В одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
Различие: Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая всё на своём пути.
Строили всё из глины, писали клинописью, не на папирусе, а на глиняных табличках.
.
Задание 5: вы видите перед собой перечень исторических терминов.
1. Этим, словом мы называем правителей Египта и Двуречья:
· вельможа;
· царь;
· жрец.
Ответ: царь.
2. Вера в сверхъестественные силы. Назовите правильный ответ.
(7 букв).
Ответ: религия.
3. Как называлась письменность Двуречья? Составьте из букв правильный ответ.