Просмотр содержимого документа
«Урок- состязание по теме: «Средневековые рыцари»»
Урок- состязание по теме: «Средневековые рыцари». 6 класс.
Цели:
Цель урока: создание условий для овладения обучающимися навыками самостоятельной работы с информацией и расширение знаний по теме «Рыцарство»
Задачи:
изучение этапов становления и образа жизни средневековых рыцарей;
сравнение рыцарских качеств с качествами современных людей;
умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
Воспитание толерантного отношения, через парные и групповые виды работы
Развивать умение работать с документами, заданиями творческого характера, с учебником.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-состязание, с применением элементов инновационных технологий.
Оборудование: технические средства для просмотра презентации, карточки, альбомные листы, цветные карандаши, конверты с заданиями, тест, импровизированный меч, корона и плащи.
План урока:
Кодекс рыцарской чести.
В рыцарском замке.
“Прирожденные воины”.
Рыцарский турнир.
На доске: рыцарь, турнир, донжон, акколада,.
Эпиграф урока:
Давно прошли те времена, Когда турниры проводились, Засунув ноги в стремена, На конях рыцари рубились. За кроткий взор прекрасных дам…
ХОД УРОКА
Слово учителя. (1 мин)
Учитель читает эпиграф урока. Ребята, мы сегодня познакомимся с новым интересным этапом средневековой жизни – эпохой рыцарства. Скажите, кто из вас знает, кто такие рыцари? - Какие литературные произведения или фильмы вы знаете, рассказывающие о рыцарях?
Ответы учеников.(2 мин.)
Слово учителя: Очень часто в литературных произведениях и художественных фильмах образ рыцарей идеализируется и не дает четкого представления об истинном образе. Поэтому сегодня мы познакомимся с понятиями “рыцарство”, “рыцарь” с точки зрения исторической науки. А также рассмотрим, как жили рыцари средневековья, их основные занятия. Это и есть цель нашего урока. Научимся сравнивать художественное понятие рыцарства и историческое значение. (1 мин)
2. Работа с презентацией.(8 мин.) Слаид 2,3
Во время прослушивания теоретического материала, учащиеся делают пометки на листах-опросниках. После прослушивания блока, коллективная работа над вопросами. После проработки каждого блока, делается вывод.
Вопросы по презентации:
Почему рыцарем могли быть только очень состоятельные люди?
Что собой представлял обряд акколада?
Что такое Кодекс рыцарской чести? Всегда ли выполнялся Кодекс рыцарской чести?
Каким наукам обучались рыцари?
Для чего служил донжон?
Каким образом осуществлялась защита замков?
Что со временем изменилось в устройстве замков?
3.Учитель: Сегодня мы не только узнали много нового о эпохе рыцарства, но и закрепим знания соревнованием между командами. Вот и мы давайте проведем турнир, где в качестве рыцарей будете выступать вы. Только, пожалуйста, с места не выкрикиваем, учимся уважать и слушать ответы других команд. Дополнять могут участники других команд, команде дополняющей ответами ставится 0, 5 балла, команде правильно ответившей на вопрос эксперты поставят 1 балл. (2 мин)
(Класс делится на пять группы, участники садятся таким образом, чтобы более сильные ребята садились за последние парты, им достанется более сложное задание, более легкое задание будет у групп 1,3.). Команды получать разные задания, на выполнение отводится 8 мин. Учитель выступает в качестве рефери. Назначается экспертная группа 2 ученика.
Слово учителя: Но чтобы стать рыцарем нужно пройти обряд посвящения. Сейчас мне поможет посвятить наших капитанов Оля Соколова (одна из девочек выходит, одевает корону и возлагает импровизированный меч на плечо капитанам команд, одетых в плащи рыцарей, посвящая их в рыцари.) теперь можно начинать наш поединок.
Игра “Рыцарский турнир” (20 мин)
1 группа– нарисовать, соблюдая все правила, рыцарский щит и защитить его.слаид
2 группа – работает с учебником, задание – разгадать кроссворд и ключевое слово к нему.
Кроссворд
Так называли всех, кто в Средние века владел землями с крестьянами.
Помощник рыцаря.
Обряд посвящения в рыцари.
Свод законов у рыцарей.
Тяжеловооруженный конный воин.
Вытканная картина.
Воинское состязание.
Жилище рыцаря.
Главная святыня рыцаря, передающаяся по наследству.
Вопрос: Какое слово получилось по вертикали, что оно означает?
3 группа – “Одень рыцаря”. Из предложенных элементов составить образ средневекового рыцаря, зафиксировать на бумаге и рассказать о рыцаре. (Приложение 2)
4 группа – Задание - прочитать документ и ответить на вопросы.
Документ: § 3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал…
§ 4. Судья может дать двух посланцев каждому из тех, которые должны сражаться, и они должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обычаю… Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку. Каждому из них судья должен дать по человеку, который имеет палку. Они ни в коем случае не должны мешать, кроме как если один из них упадет, тогда он должен простереть между ними (сражающимися) палку…
Вопросы:
- Какой способ выяснения отношений существовал у рыцарей?
- Кто мог назначить поединок?
- Кто регулировал поединок?
- Кто из рыцарей в споре считался правым?
- Можно ли было считать, что такой способ выяснения отношений был абсолютно верным?
5 группа – Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после … со своими друзьями. В его … было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей … … он строил долго. Выбрал высокий …, у подножия которого протекала … Велел возвести стены, смонтировать на цепях ….
После завтрака велел позвать своего … Вместе они проверили военное снаряжение. …, …, … - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском ….
Все задания выполняются одновременно.
Пока экспертная группа подводит итоги, дается дополнительное задание.
Составить рассказ “Один день из жизни рыцаря” (Каждая команда по предложению, повторяться нельзя). Получается собирательный образ рыцаря.
Слово учителя: Молодцы, вы достойно защищали честь своей команды. Но средневековый рыцарь не подчинялся коллективу, предпочитая действовать самостоятельно. Поэтому давайте посмотрим, как вы можете работать самостоятельно.
4. Тест (6 мин)
1. Тяжеловооруженный конный воин назывался:
А) богатырь Б) рыцарь В) кучер
2. Рыцари были профессиональными:
А) военными Б) лекарями В) поварами
3. У кого европейцы позаимствовали стремя:
А) римлян Б) греков В) кочевников
4. Обряд посвящения в рыцари называется:
А) акколада Б) причастие В) венчание
5. Высокая, отдельно стоящая башня называется:
А) темница Б) донжон В) крепость
5. Подведение итогов.
Слово учителя:
Мы можем с вами сказать, что рыцарство было исторической эпохой? Как вы думаете, а сейчас рыцари нужны?
Ответы учеников.
Лист самопроверки. Учащиеся сами выставляют себе оценку за урок при помощи голосования и учитывая баллы, набранные командой.
6.Рефлексия. Давайте послушаем музыку из кинофильма : «Приключения Петрова и Васечкина» о рыцарях в наше время. (2 мин)
Домашнее задание: Прочитать параграф 11, ответить устно на вопросы, нарисовать герб своей симьи.
1 группа– нарисовать, соблюдая все правила, рыцарский щит и защитить его.
2 группа – работает с учебником, задание – разгадать кроссворд и ключевое слово к нему.
Кроссворд
Так называли всех, кто в Средние века владел землями с крестьянами.
Помощник рыцаря.
Обряд посвящения в рыцари.
Свод законов у рыцарей.
Тяжеловооруженный конный воин.
Вытканная картина.
Воинское состязание.
Жилище рыцаря.
Главная святыня рыцаря, передающаяся по наследству.
Вопрос: Какое слово получилось по вертикали, что оно означает?
3 группа – “Одень рыцаря”. Из предложенных элементов составить образ средневекового рыцаря, зафиксировать на бумаге и рассказать о рыцаре.
4 группа – Задание - прочитать документ и ответить на вопросы.
Документ: Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал…
Судья может дать двух посланцев каждому из тех, которые должны сражаться, и они должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обычаю… Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку. Каждому из них судья должен дать по человеку, который имеет палку. Они ни в коем случае не должны мешать, кроме как если один из них упадет, тогда он должен простереть между ними (сражающимися) палку…
Вопросы:
- Какой способ выяснения отношений существовал у рыцарей?
- Кто мог назначить поединок?
- Кто регулировал поединок?
- Кто из рыцарей в споре считался правым?
- Можно ли было считать, что такой способ выяснения отношений был абсолютно верным?
5 группа – Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после … со своими друзьями. В его … было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей … … он строил долго. Выбрал высокий …, у подножия которого протекала … Велел возвести стены, смонтировать на цепях ….
После завтрака велел позвать своего … Вместе они проверили военное снаряжение. …, …, … - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском ….
Все задания выполняются одновременно.
Дополнительное задание.
Составить рассказ “Один день из жизни рыцаря” (Каждая команда по предложению, повторяться нельзя). Получается собирательный образ рыцаря.
Слово учителя: Молодцы, вы достойно защищали честь своей команды. Но средневековый рыцарь не подчинялся коллективу, предпочитая действовать самостоятельно. Поэтому давайте посмотрим, как вы можете работать самостоятельно.
Тест
1. Тяжеловооруженный конный воин назывался:
А) богатырь Б) рыцарь В) кучер
2. Рыцари были профессиональными:
А) военными Б) лекарями В) поварами
3. У кого европейцы позаимствовали стремя:
А) римлян Б) греков В) кочевников
4. Обряд посвящения в рыцари называется:
А) акколада Б) причастие В) венчание
5. Высокая, отдельно стоящая башня называется:
А) темница Б) донжон В) крепость
6. Свои подвиги рыцарь посвящал:
А) родителям Б) прекрасной даме В) королю
Использованная литература:
1.Примерная программа по истории для общеобразовательных учреждений под ред. Данилова А.А, Косулиной Л. Г. Для 6-11 классов. М: Просвещение, 2010;
2. Учебное пособие: Агибалова Е.А., Донской Е.М. История Средних веков. 6 класс М: «Просвещение», 2013.
КИМ: История Средних веков. 6 класс. сост. Волкова М., 2013
Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс. – М., 2012