kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие "Архитектура Казахстана в XIV-XV веках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Архитектура Казахстана XIV-XV века

Задачи: 1. Создать условия для формирования знаний  о памятниках зодчества Казахстана XIV-XV вв., отличительных особенностях архитектурных сооружений.

2. Создать условия для развития умений анализировать, работать с источником информации, картой, объяснять понятия, формулировать вывод; развивать навыки работы в группах, навыки публичного выступления.

3. Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям, воспитание патриотизма; привить интерес к истории.

Тип урока: урок – путешествие

Оборудование : карта Казахстана, компьютер, презентации.

Ход урока:

  1.  Организационный момент:

 Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих. Эмоциональный и психологический настрой.

  1. Изучение нового материала. Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Приём «Ассоциация».  Назовите ассоциации к слову архитектура. Сформулируем понятие. Слайд 3.

Какие архитектурные сооружения периода раннего средневековья Казахстана вам известны?   Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекие 14-15 века. Что бы вы хотели узнать об архитектурных сооружениях этого периода?  (постановка целей урока). Объясните понятие мавзолей.  Какие ещё архитектурные сооружения строились  на земле Казахстана?  

 Опытные путешественники, прежде чем отправиться в путь, продумывают маршрут своего путешествия. Мы также с вами составим свой маршрут путешествия.

Задание 1. Заполнить таблицу – указать месторасположение мавзолеев. Работа в парах.

Слайд 4.

Мавзолеи

Месторасположение

Особенности

Мавзолей             Арыстан -Баба

В 3 км западнее города Отрар на берегу р. Сырдарьи

Мавзолей Ходжа

Ахмета Йассауи

Туркестан

Мавзолей

  •  

Близ г. Сыгнака 9 (в 8 км от ст. Томенарык в Кызылординской области

Мавзолей

Алаша хана

На берегу реки Каракенгир в  Карагандинской области

Мавзолей Рабиги

Султан Бегим

Туркестан, в 60 м от мавзолея Ахмеда Йассауи

Данные озвучиваются. Слайд 5. Уточняются месторасположение древних городов Отрар и Сыгнак. (предварительное задание). На настенной карте отмечается расположение мавзолеев. Составляем маршрут: Мавзолей Арыстан –Баба – Мавзолей  Ходжа  Ахмета Йассауи – Мавзолей Рабиги Султан Бегим –  Мавзолей Кок-Кесене – Мавзолей Алаша хана.  Листы с названиями прикрепляются на магнитную доску.

Итак, теперь мы можем отправиться в наше виртуальное путешествие. Об особенностях средневековых мавзолеев нам расскажут наши «гиды». По ходу рассказа и просмотра презентаций вам предстоит делать «путевые заметки» - фиксировать в таблице особенности каждого архитектурного сооружения.

Остановка 1.  Мавзолей Арыстан-Баба.

Презентация  Ильиных Кати

Учитель: в ходе раскопок города Отрар были найдены остатки мечетей и бань. Они были построены из сырцевого и обожженного кирпича, выкрашены поливной краской.  (Слайды 6 – 7) Раскопки развалин города Отрар). Первые бани в Отраре были построены в X-XII веках, другие бани, обнаруженные в ходе археологических раскопок, относятся к XIV-XV векам.бани являлись разновидностью восточных бань, которые обогревались из-под пола. Подобные бани были обнаружены в Туркестане, Таразе и других средневековых городах.

Остановка 2. Мавзолей Ходжа Ахмета Йассауи.  Слайды 8-11. Презентация Юнгис Вики

Остановка 3. Мавзолей Рабиги Султан Бегим.  Слайд 12.  Кайырдынова Айгерим

Остановка 4. Мавзолей Кок – Кесене. Слайд 13. Абрамова Ирина

Остановка 5. Мавзолей Алаша – хана  Слайд 14. Презентация Лунёвой Яны.

Учащиеся представляют подготовленные дома презентации, делают  сообщение о мавзолеях. Учащиеся заполняют третью графу в таблице.

Мавзолеи

Месторасположение

Особенности

Мавзолей             Арыстан -Баба

В 3 км западнее города Отрар на берегу р. Сырдарьи

Заново выстроен по приказу эмира Тимура. Состоит из двух помещений, в центре дализ  

Мавзолей Ходжа

Ахмета Йассауи

Туркестан

Построен по приказу  эмира Тимура, 35 комнат, тайказан

Мавзолей

  •  

Близ г. Сыгнака 9 (в 8 км от ст. Томенарык в Кызылординской области

Однокупольный, практически разрушен

Мавзолей

Алаша хана

На берегу реки Каракенгир в  Карагандинской области

Возведён по строительным традициям степного зодчества

Мавзолей Рабиги

Султан Бегим

Туркестан, в 60 м от мавзолея Ахмеда Йассауи

Состоит из пяти помещений

Слайд 15.

-  Что мы называем прикладным искусством?  (Понятие «прикладное» искусство, — это буквально искусство, «приложенное» к предметам быта.)

-  Какие приёмы украшения использовались при возведении мавзолеев? ( роспись, рельефный орнамент, полихромная майолика - Майолика - это особый вид глиняной декоративной керамики, которая изготавливается вручную, обжигается и покрывается цветной глазурью.)

  1. Закрепление новой темы. Приём « меню». Соотнести сведения меню с мавзолеями.

Меню: духовный наставник Ходжа Ахмета Йассауи, дализ (коридор), Отрар, тайказан, построен по приказу эмира Тимура в 1397 году, 35 больших и малых помещений, Туркестан, Сыгнак, разрушен, традиции степного зодчества, Центральный Казахстан, внучка эмира Тимура, 5 помещений.

Учащиеся прикрепляют карточки к соответствующим карточкам с названиями мавзолеев, на слайде 15 находят изображение соответствующего мавзолея.

  1. Итоги урока. Анализ выставленных оценок.

Рефлексия: Что нынешнему поколению нужно предпринять, чтобы эти культурные ценности, не исчезли с лица земли, а радовали глаз не одно еще поколение?

  1.  Домашнее задание: прочитать параграф, ответит на вопросы стр. 162-163. (подготовиться к тесту по второму разделу)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Архитектура Казахстана в XIV-XV веках" »

КГУ «Весёловская средняя общеобразовательная школа»













Разработка урока истории Казахстана в 7 классе















Учитель истории: Харинова Е.А.







2014 – 2015 учебный год

Тема урока: Архитектура Казахстана XIV-XV века

Задачи: 1. Создать условия для формирования знаний о памятниках зодчества Казахстана XIV-XV вв., отличительных особенностях архитектурных сооружений.

2. Создать условия для развития умений анализировать, работать с источником информации, картой, объяснять понятия, формулировать вывод; развивать навыки работы в группах, навыки публичного выступления.

3. Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям, воспитание патриотизма; привить интерес к истории.

Тип урока: урок – путешествие

Оборудование : карта Казахстана, компьютер, презентации.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих. Эмоциональный и психологический настрой.

  1. Изучение нового материала. Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Приём «Ассоциация». Назовите ассоциации к слову архитектура. Сформулируем понятие. Слайд 3.

Какие архитектурные сооружения периода раннего средневековья Казахстана вам известны? Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекие 14-15 века. Что бы вы хотели узнать об архитектурных сооружениях этого периода? (постановка целей урока). Объясните понятие мавзолей. Какие ещё архитектурные сооружения строились на земле Казахстана?

Опытные путешественники, прежде чем отправиться в путь, продумывают маршрут своего путешествия. Мы также с вами составим свой маршрут путешествия.

Задание 1. Заполнить таблицу – указать месторасположение мавзолеев. Работа в парах.

Слайд 4.

Мавзолеи

Месторасположение

Особенности

Мавзолей Арыстан -Баба

В 3 км западнее города Отрар на берегу р. Сырдарьи


Мавзолей Ходжа

Ахмета Йассауи

Туркестан


Мавзолей

Кок-Кесене

Близ г. Сыгнака 9 (в 8 км от ст. Томенарык в Кызылординской области


Мавзолей

Алаша хана

На берегу реки Каракенгир в Карагандинской области


Мавзолей Рабиги

Султан Бегим

Туркестан, в 60 м от мавзолея Ахмеда Йассауи


Данные озвучиваются. Слайд 5. Уточняются месторасположение древних городов Отрар и Сыгнак. (предварительное задание). На настенной карте отмечается расположение мавзолеев. Составляем маршрут: Мавзолей Арыстан –Баба – Мавзолей Ходжа Ахмета Йассауи – Мавзолей Рабиги Султан Бегим – Мавзолей Кок-Кесене – Мавзолей Алаша хана. Листы с названиями прикрепляются на магнитную доску.

Итак, теперь мы можем отправиться в наше виртуальное путешествие. Об особенностях средневековых мавзолеев нам расскажут наши «гиды». По ходу рассказа и просмотра презентаций вам предстоит делать «путевые заметки» - фиксировать в таблице особенности каждого архитектурного сооружения.

Остановка 1. Мавзолей Арыстан-Баба.

Презентация Ильиных Кати

Учитель: в ходе раскопок города Отрар были найдены остатки мечетей и бань. Они были построены из сырцевого и обожженного кирпича, выкрашены поливной краской. (Слайды 6 – 7) Раскопки развалин города Отрар). Первые бани в Отраре были построены в X-XII веках, другие бани, обнаруженные в ходе археологических раскопок, относятся к XIV-XV векам.бани являлись разновидностью восточных бань, которые обогревались из-под пола. Подобные бани были обнаружены в Туркестане, Таразе и других средневековых городах.

Остановка 2. Мавзолей Ходжа Ахмета Йассауи. Слайды 8-11. Презентация Юнгис Вики

Остановка 3. Мавзолей Рабиги Султан Бегим. Слайд 12. Кайырдынова Айгерим

Остановка 4. Мавзолей Кок – Кесене. Слайд 13. Абрамова Ирина

Остановка 5. Мавзолей Алаша – хана Слайд 14. Презентация Лунёвой Яны.

Учащиеся представляют подготовленные дома презентации, делают сообщение о мавзолеях. Учащиеся заполняют третью графу в таблице.

Мавзолеи

Месторасположение

Особенности

Мавзолей Арыстан -Баба

В 3 км западнее города Отрар на берегу р. Сырдарьи

Заново выстроен по приказу эмира Тимура. Состоит из двух помещений, в центре дализ

Мавзолей Ходжа

Ахмета Йассауи

Туркестан

Построен по приказу эмира Тимура, 35 комнат, тайказан

Мавзолей

Кок-Кесене

Близ г. Сыгнака 9 (в 8 км от ст. Томенарык в Кызылординской области

Однокупольный, практически разрушен

Мавзолей

Алаша хана

На берегу реки Каракенгир в Карагандинской области

Возведён по строительным традициям степного зодчества

Мавзолей Рабиги

Султан Бегим

Туркестан, в 60 м от мавзолея Ахмеда Йассауи

Состоит из пяти помещений

Слайд 15.

- Что мы называем прикладным искусством? (Понятие «прикладное» искусство, — это буквально искусство, «приложенное» к предметам быта.)

- Какие приёмы украшения использовались при возведении мавзолеев? ( роспись, рельефный орнамент, полихромная майолика - Майолика - это особый вид глиняной декоративной керамики, которая изготавливается вручную, обжигается и покрывается цветной глазурью.)


  1. Закрепление новой темы. Приём « меню». Соотнести сведения меню с мавзолеями.

Меню: духовный наставник Ходжа Ахмета Йассауи, дализ (коридор), Отрар, тайказан, построен по приказу эмира Тимура в 1397 году, 35 больших и малых помещений, Туркестан, Сыгнак, разрушен, традиции степного зодчества, Центральный Казахстан, внучка эмира Тимура, 5 помещений.

Учащиеся прикрепляют карточки к соответствующим карточкам с названиями мавзолеев, на слайде 15 находят изображение соответствующего мавзолея.

  1. Итоги урока. Анализ выставленных оценок.

Рефлексия: Что нынешнему поколению нужно предпринять, чтобы эти культурные ценности, не исчезли с лица земли, а радовали глаз не одно еще поколение?

  1. Домашнее задание: прочитать параграф, ответит на вопросы стр. 162-163. (подготовиться к тесту по второму разделу)



































Маршрутный лист ________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 1. Укажите месторасположение мавзолеев (заполните соответствующую графу в таблице)

Мавзолеи

Месторасположение

Особенности

Мавзолей Арыстан -Баба






Мавзолей Ходжа

Ахмета Йассауи






Мавзолей

Кок-Кесене






Мавзолей

Алаша хана






Мавзолей Рабиги

Султан Бегим






Задание 2. Запишите в таблицу особенности мавзолеев.

Словарь

Мавзолей – это крытые монументальные надгробные сооружения.

Прикладное» искусство, — это буквально искусство, «приложенное» к предметам быта. Украшение зданий с использованием росписи, рельефного орнамента, майолики.

Майолика - это особый вид глиняной декоративной керамики, которая изготавливается вручную, обжигается и покрывается цветной глазурью.





Приём «ассоциация»

1


Заполнение таблицы

1


Творческое задание (презентация, выступление)

2


Термины

1


Меню

1


Итоговая оценка




«5» - 5 - 6 баллов

«4» - 3 – 4 балла

Духовный наставник Ходжа Ахмета Йассауи



Дализ (коридор)



Отрар



Тайказан



1397 г.



Туркестан



Сыгнак



35 больших и малых помещений



Разрушен

Традиции степного зодчества



Центральный Казахстан



Внучка эмира Тимура



Туркестан



Самоанализ урока

















































Мавзолей Рабиги Султан Бегим

. О наличии на территории туркестанского некрополя мавзолея Рабиги Султан Бегим имеются письменные сообщения уже с 16в. С середины 19 века в исторической литературе среди прочих построек Туркестана упоминается мавзолей дочери Улугбека, сына эмира Тимура, выданной в 1451г. замуж за хана Абулхаира. После смерти супруга, погребенного в Сыгнаке, она прожила еще 16 лет и была похоронена уже в Туркестане в специально для нее построенном мавзолее, недалеко от ханаки Ахмеда Яссави.
Мавзолей Рабии Султан Бегим включает 5 помещений.. Главный фасад здания решен в виде портала с глубокой входной нишей, перекрытой высокой стрельчатой аркой, обращенной в сторону ханаки Ахмеда Яссави. Центральная часть здания перекрывалась куполом на высоком цилиндрическом барабане. Мавзолей Рабии Султан Бегим - ценный архитектурный памятник, отражающий начальный этап в сложении туркестанского некрополя, нарушивший традиционную ориентацию туркестанских мавзолеев на восток. Мавзолей Рабии Султан Бегим своим порталом развернулся в сторону ханаки Ахмеда Яссави и замкнул с юга пространство, на котором в последующем возводились другие мавзолеи.







Мавзолей Кок-Кесене.

Кок-Кесене. Развалины мавзолея, рухнувшего в 1914 году.

В 1901 году член туркестанского кружка любителей археологии В. Каллаур обследовал и сфотографировал остатки прекрасного мавзолея XIV-XV в.в. Кок-Кесене в окрестностях городища Сыгнак. В 1914 году здание рухнуло, и когда в 1927 году востоковед А. Ю. Якубовский обследовал городище, от мавзолея сохранился лишь устой портала южной арки и груда развалин.
"Достаточно было прибегнуть к нескольким ударам, - пишет А. Ю. Якубовский, - как открылось большое количество голубых, синих, белых изразцов. Полива на них очень высокого качества... Голубой цвет поливы, будучи отличным по своему тону от самаркандских и бухарских образцов, не уступает лучшим из них... Найден был и большой кусок, весь выложенный изразцовой мозаикой, в котором даны голубые, белые, синие, желтые и красные вставки.
Наконец, найден на поверхности и кусок резного неполивного терракотового кирпича. Беглого осмотра было достаточно, чтобы сказать, что Кок-Кесене была великолепной по изразцовому убранству постройкой". Очень своеобразным было архитектурное решение мавзолея: квадратная в плане портальная постройка венчалась стройным голубым коническим куполом с переходом от квадрата к восьмиграннику и затем шестнадцатиграннику.
В мавзолее был склеп, а над ним гробница, на куполе имелись арабские надписи. По мнению исследователей, мавзолей был построен над могилой известного степного хана Абулхаира, внук которого хан Шайбани в начале XVI в. сокрушил державу тимуридов. Город окончательно запустел, как и многие другие сырдарьинские города, к началу XIX в., но до сих пор народные предания и легенды хранят воспоминания о нем как о крупном торговом центре на трассе Великого Шелкового пути.



Отрар

Одним из крупных торгово-ремесленных и культурных центров, возникших на древнем «Шелковом пути», был великий Отрар с его не менее знаменитыми пригородами Кокмардан, Кедер, Оксыз, Караконсы, Бузук, прославившимися как центры торгово-ремесленных дел, науки и культуры и давших миру таких выдающихся ученых-энциклопедистов, как Абу Наср аль-Фараби (870—950), Габбас Сайд аль-Жаухари (IX в.), Исхак аль-Фараби (ум. 961), Исмаил аль-Жаухари (ум. 1002), Ахмет аль-Отрари (XI—XII вв.) и др. Отрар имел четкую планировку улиц, кварталов, площадей, куда можно было попасть через трое крепостных ворот, снабженных перекидными мостами через ров. Наличие в городе монетного чекана, ремесленных кварталов, водопровода, канализации свидетельствует о развитой в раннем средневековье городской жизни.

Только на примыкавшей к центру города территории находилось свыше 10 больших и малых городских поселений, на многие километры простиралась его сельскохозяйственная округа с великолепными ирригационными сооружениями. В многослойной толще гигантского холма на площади 20 гектаров, каким предстает сегодня перед нами Отрар, археологами К. А. Акишевым, К. М. Байпаковым, Л. Б. Ерзаковичем и др. выявлены остатки материальной культуры с первых веков вплоть до первой четверти XVIII столетия, когда последние жители покинули этот запустевший город. На то были свои причины. Едва возрожденный после монгольского нашествия Отрар неоднократно подвергался трудным испытаниям, став ареной ожесточенных столкновений сначала между правителями Золотой Орды и Тамерланом, затем казахским и среднеазиатскими ханствами.

Начиная с XV века, с наступлением эпохи великих географических открытий древний «Шелковый путь» потерял былое значение. Сюда все реже и реже стали ходить караваны купцов с товарами из разных стран. Постепенно сокращались ремесленное дело, сеть древних ирригационных систем, масштабы земледелия. Но город продолжал жить вплоть до XVIII века. Примечательно, что архитектурно-конструктивные приемы отрарского жилища, предметы материальной культуры, найденные в этом некогда цветущем оазисе, находят аналоги в казахском домостроении, традиционной культуре казахского народа, подчеркивая взаимосвязь культур, поколений. В 2001-2004 годах осуществлялся проект ЮНЕСКО, Казахстана и Японии «Консервация и сохранение древнего города Отрар».

С 2004 года действует государственная программа «Возрождение древнего Отрара». Предполагается создание археологического музея под открытым небом. Отрар — родина выдающегося средневекового математика и философа Аль-Фараби. Неподалёку от городища расположен мавзолей почитаемого суфия Арыстан-Баба (Арслан-Баб). По историческим источникам, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, город был разрушен монголами в 1219 году. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тимур. В современном Казахстане название «Отрар» является популярным: его носят кафе, гостиницы, фирменный поезд, телеканалы и т.д.





Задание меню

Учащиеся получают картинки с изображением мавзолеев, карточки с названиями и описанием. Задача-соотнести, прикрепить к магнитной доске


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-путешествие "Архитектура Казахстана в XIV-XV веках"

Автор: Харинова Елена Анатольевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства