Цель: Повторить и обобщить знания и умения учащихся, полученные в ходе изучения темы «Древний Египет».
Задачи урока:
Образовательная – осуществление контроля качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».
Развивающая – формирование: умения работы с заданиями на поиск соответствия, соотношения; умения увидеть в путанице изученное понятие; коммуникативные умения - умения работать в группах; умения работы с тестовым материалом; картографические умения; умения и навыки работы с компьютером.
Воспитательная - пробуждение и поддержание интереса учащихся к истории народов древности; формирование уважения к культурному наследию прошлого; расширение кругозора учащихся и формирование эстетического вкуса.
Здоровьесберегающая – использовать разнообразные формы и приёмы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния).
План:
1. Орг. момент.2. Проведение игры
- 1 тур: «Природа Древнего Хапи»
- 2 тур: «Жители»;
- 3 тур «Религия»;
- 4 тур «Фараон»
- 5 тур «Сфинкс»
3. Блиц- опрос
4. Рефлексия
5. Подведение итогов.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг.момент.
Здравствуйте ребята.
Сегодня я вас приглашаю в далекий ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, в далекую страну Хапи.
Мы там уже с вами бывали не раз, ну а сейчас мы попробуем рассказать нашим гостям «что мы там увидели, что нам запомнилось и что нам понравилось».
Конечно в Египте очень много интересного, всего на уроке не расскажешь, поэтому я обращаю ваше внимание на такие темы , которые вы видите на доске.
Итак, что же мы с вами видим на доске: это природа Древнего Хапи, жители, религия, фараон и сфинкс.
Ну что ж, я приглашаю вас в путешествие.
Ход урока
Учащиеся знакомятся с целью урока
1. «Природа Древнего Хапи»
1.Перед вами лежат листки с заданиями, которые вы должны выполнить.
Раздаточный текст. Заполните пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова:
А) Египет располагается на северо – востоке________: от ________ моря на севере до первого порога на реке____________, на юге, от ___________ моря на востоке до _______________ пустыни на западе.
Слова: Красного, Африки, Ливийской, Средиземного, Нил.
Б) Сначала в долине реки______________ существовало много мелких государств, которые со временем образовали два крупных:_____________-
Египет и ______________- Египет. Примерно в ______________ году до н. э. они объединились в одно государство, во главе которого стоял________
Слова: Нижний, фараон, Нил,3000, Верхний.
2.Мы сейчас узнали о расположении Египта, ну а какая природа здесь?
Набор слов: тепло, солнце, дожди, пустыня, оазис, Нил, ил, пороги, дельта, животные.
Индивидуальная работа.
Проверка у контурной карты с аппликациями.
Ученик демонстрирует выполненное задание.
Выходит ученик к доске и при помощи предложенных слов составляет рассказ о природе.
2.Жители
3.Переходим к другой теме, которая называется «ЖИТЕЛИ»
На какие группы делилось население Древнего Египта?
-фараоны
-вельможи
-писцы
-земледельцы
-ремесленники
Кто они такие?
На прошлых уроках мы с вами узнали, в каких домах жили вельможи, земледельцы, чем питались, как одевались, даже как они развлекались. Давайте проверим. сможете ли вы ответить на вопросы.
определение терминов.
игра «да» или «нет».
ролевая игра.
- Одежда вельможи была из тонких льняных тканей(да)
- Вельможа жил в доме из глины? (нет)
- Земледелец поливал поля при помощи шадуфов? (да)
- Писец пахал землю? (нет)
- Простой египтянин жил в доме из камня?(нет)
- Ремесленник носил много амулетов(да)
- Земледельцы платили налоги(да)
- Фараон считал вельмож своими слугами(да)
- Простой египтянин мог подойти к фараону(нет)
- Вельможа распоряжался работами на каменоломнях(да)
- Обед вельможи состоял лепешки.луковици и вяленой рыбы.(нет)
- Ткачей хоронили в гробницах(нет)
- Фараон мог приказать побить вельможу палками (да)
- Вельможи возглавляли военные походы(да)
Молодцы справились с вопросами. а теперь перейдем к следующей теме, к теме: «Религия»
3.Религия
Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
Сейчас познакомимся с основными, верховными богами древнего Египта.
- Богиня неба Нут
- Бог земли Геб
- Богиня Бастет
- Бог Гор
- Богиня правды Маат
- Бог Тьмы Апоп
- Бог Солнца Амон-Ра
Среди всех богов верховое место занимал , конечно, Бог Амон –Ра-бог солнца. Он олицетворяет свет, тепло, дарит жизнь растениям и животным и ему египтяне всегда пели хвалебные песни.
И мы с вами попробуем. пожалуйста.
Когда РА восходит на востоке – вся земля торжествует.
От лучей РА оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают низ гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние РА проникает в воды, и на поверхности плещутся рыбы. Люди просыпаются и поднимают к тебе руки.
а теперь оживим хвалебную песнь.(включается египетская мелодия)
вступление учителя
рассказ и показ своих нарисованных работ самими учащимися
4.Фараон.
Фараон всесильный владыка Египта.
демонстрация проекта ученика
5.Сфинкс
В греческой мифологии сфинкс – это чудовище с женским лицом, львиным телом и большими птичьими крыльями.
Согласно преданию сфинкс каждому проходящему задавал одну и ту же загадку - «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Того, кто не отгадывал загадку сфинкса, ждала жуткая смерть в лапах чудовища.
1.Утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Что это?
2. Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?
Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.
Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево.
3 На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.
2 вариант(тест)
Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:
а) жрецы
б) вельможи (+)
в) писцы
г) воины
2. В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли:
а) амулетом
б) мумией (+)
в) Саркофагом
г) Сфинксом
3. Жители Древнего Египта занимались в основном:
а) скотоводством
б) ремеслом
в) кораблестроением
г) земледелием (+)
4. Египтяне впервые в мире создали:
а) водные плотины
б) календарь (+)
в) керамическую посуду
г) зернотерки
5.В древнем Египте вели счет:
а)по началу правления нового фараона (+)
б)по разливам Нила
в)по звездам
г)по окончанию сбора урожая
отгадывание загадок.
Физминутка
Мы гуляли по Египту (топ, топ)
Заходили в пирамиду (Цок-цок)
Открывали двери шире (вжик-вжик)
Там на троне фараон (вау)
А там Ра – вот это да.
Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)
Рядом с нею Апис – бык, он рогами (Вжик-вжик.)
Мы со всеми попрощались, (бай-бай).
И бегом из пирамиды мы помчались (топ-топ).
6.Подведение итогов.
Надеюсь путешествие в страну Хапи вам оказался полезным.