kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: «Возникновение средневековых городов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-выяснить причины возникновения городов.

-продолжить формирование умений обучающихся работать с исторической картой и историческими источниками, уметь выяснять причинно-следственные связи.

-способствовать развитию креативных способностей у обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Возникновение средневековых городов» »



Урок по теме: «Возникновение средневековых городов»



Цели:

-выяснить причины возникновения городов.

-продолжить формирование умений обучающихся работать с исторической картой и историческими источниками, уметь выяснять причинно-следственные связи.

-способствовать развитию креативных способностей у обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Целевая аудитория: 6 класс.

Оборудование: Учебник: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков» М, «Просвещение» 2014 год

План:

1.Причины возникновения городов

2. Места их появления.

3.Почему города боролись с сеньорами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вступительное слово учителя:

До 10-11 веков в Средневековье было крайне мало городов, но начиная именно с этого времени их количество начинает стремительно расти.

И вот сегодня нам предстоит с вами выяснить, почему такой рост происходит в 10-11 веках, а также мы познакомимся с местами появления городов и выясним, почему города боролись с сеньорами.


1.Причины возникновения городов.

Учитель: По таблице определите, как менялась численность городов и проживающих в них жителей. (Приложение 1)


Учащиеся анализируют данные таблицы и делают вывод.

Примерный ответ: Численность городов Европы неуклонно росла, а количество проживающих в них жителей за век увеличилась примерно в 5- 20 раз. Кроме того, средневековые города становятся более населенными.

Учитель: итак, города росли, так что же приводило к столь поразительному их росту, вам и предстоит это выяснить.



Задание: открываем учебник на с.103 читаем текст и выбираем причины.




Обучающиеся читают текст и выбирают причины.


Примерный ответ:

1.Успехи в хозяйстве.

А) появление орудий труда, сделанных полностью или частично из железа (тяжелый колесный плуг с большими лемехами;

Б) мельницы (водяные, ветряные)

В) рост количества скота;

Г) использование лошадей в качестве перевозчиков грузов (изобретение хомута);

Д) появление шахт для переплавки и обработки металла;

Е) преимущество тканей из шерсти перед тканями изо льна;

Ж) постепенное отделение ремесла от земледелия.

2.Места появления городов.

Учитель: Вот как описывает хронист возникновение одного из средневековых городов:

Для нужд и потребностей обитателей замка стали стекаться к мосту продавцы ценных вещей; затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вел торговые дела, стали строить дома и устаивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: «Идем к мосту». Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит «мост» [6]

Далее обучающимся предлагаются иллюстрации мест возникновения городов. А они предполагают, почему именно в этих местах они возникали. (Приложение 2)

Работают с иллюстрациями, делают вывод о местах возникновения городов. Предполагают, почему именно в этих местах они возникали.

Примерный ответ учащихся: города возникали в местах, где ремесленникам легче всего было продать свою продукцию: например, у брода, перекрестках домов, замках, у мостов и др.

Кроме того, у замка можно было получить защиту феодала, которому принадлежала эта земля.


Учитель:

Так, вчерашние ремесленники постепенно превращались в горожан, а новый вид поселения становился городом.


Учитель: Используя легенду карты, сейчас вы должны назвать:

группа 1:Крупные торгово-ремесленные города,

группа 2:крупнейшие ярмарки и торги




Две группы работают с картой (приложение 3)

Группа 3 работает со следующим заданием:

В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт» - брод, «хавен»- гавань, в английском языке слово «форд» означает «брод», «бридж»- мост, «честер» (от латинского «каструм») - лагерь. [7].Найдите на карте города, в которых есть такие обозначения и поясните, где они возникли.

Примерный ответ:

1 группа:

Вена, Реймс, Лондон, Кёльн, Франкфурт, Аугсбург, Брюгге, Вильнюс, Нюрнберг и др.

Примерный ответ:

2 группа:

Севилья, Милан, Цюрих, Щецин, Гданьск, Кёнигсберг, Бремен, Любек и др.

Примерный ответ: 3 группа

Франкфурт - этот город возник первоначально у брода; Уинчестер возник около лагеря, Регенсбург, Аугсбург возникли у крепости.

Возможны другие варианты.

3.Почему города боролись с сеньорами.

Учитель: как уже было, сказано ремесленники не только стремились сбыть свою продукцию, но и хотели получить защиту в тех местах, где селились.

Но ведь каждое поселение принадлежало либо королю, либо феодалу, монастырю. И вначале они оказывали покровительство селившимся здесь людям. Но шло время и города росли, становились самодостаточными, богатыми, а вчерашний покровитель уже хотел больше доходов, да и просто иметь у себя понравившийся ему товар. Но такие действия сеньора уже не нравились горожанам, которые хотели освободиться от такой опеки. Поэтому города боролись с сеньорами. Кому-то удавалось освободиться и такие города стали называть коммунами, но все же большинство мелких городов так и оставалось под властью сеньоров. Был еще один плюс в такой борьбе, который привлекал в города не только ремесленников, но и крестьян. Если такой крестьянин, убежав от своего господина, проживет в городе 1 год и 1 день, он становился свободным человеком. Не зря именно в Средневековье сложилась пословица «Городской воздух делает свободным».



4. Закрепление.

Решение кроссворда (Приложение 4)



Ответы: По горизонтали 1. плуг 2. лошадь 3. город 4. шахта 5. переправа 6. ремесленник 7. крепость 8. сеньор 9. мост 10. мельница По вертикали: 1. железо 2. хомут 3. горожане 4. шерсть 5. брод 6. лен 7. коммуна 8. Брюгге

Домашнее задание: пересказ параграфа 13 (п. п. 1-3), ответы на вопросы 1,2

















Приложение 1.

Вопросы для сравнения

Конец раннего Средневековья(8-9 века)

Конец развитого Средневековья (9 век)

Количество городов

Несколько десятков городов в Европе

Несколько тысяч городов в Европе

Численность жителей в городах

Менее 10 тысяч жителей

В каждой стране несколько «городов – гигантов» от 50 до 200 тысяч человек (Флоренция, Прага, Вена, Гамбург, Брюгге, Севилья, Лондон).



Приложение 2.

[1]

[2]

[3]

[4]









Приложение 3.

[5]



































Приложение 4.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по теме: «Возникновение средневековых городов»

Автор: Сидоренко Людмила Александровна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Возникновение средневековых  городов в Европе "
    ["seo_title"] => string(53) "vozniknovieniie-sriednieviekovykh-ghorodov-v-ievropie"
    ["file_id"] => string(6) "216666"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433093728"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок в 6 классе "Путешествие в средневековый город" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-v-6-klassie-putieshiestviie-v-sriednieviekovyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "137060"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417265013"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Формирование средневековых городов. торговля и ростовщичество."
    ["seo_title"] => string(73) "formirovaniie_sriednieviekovykh_ghorodov_torghovlia_i_rostovshchichiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "398055"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488770417"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока истории в 6 классе по теме "Средневековый город" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-sriednieviekovyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "231312"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442467654"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства