Урок по теме: Международные отношения в первые послевоенные годы.
Урок по теме: Международные отношения в первые послевоенные годы.
11 класс. Всемирная история
Тема: Международные отношения в первые послевоенные годы.
Цели и задачи урока:
Дать характеристику основным тенденциям развития международных отношений во второй половине XX века;
определить сущность понятия «холодная война»;
выяснить причины развязывания «холодной войны»;
определить влияние внешних и внутренних факторов на политику СССР в 1945-1953гг.;
определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;
развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;
развивать критическое мышление
воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.
Тип урока: изучения нового материала.
Вид урока: проблемный.
Формы работы: фронтальная, работа в малых группах.
Методы работы: словесные: краткая характеристика, беседа; интерактивные: стратегии
критического мышления, игра-диспут «АНАЛИТИКИ» (метод учебной дискуссии), «шляпы де
Боно»; моделирование учебного материала в концептуальную карту (КК).
Модули воздействия: Новые подходы в обучении и преподовании (НП), обучение талантливых и одаренных (ТиО), развитие критичекого мышления (КМ), оценивание для обучения (ОдО).
Оборудование: учебник Всемирная история Р. Каирбеков и др. Алматы. Мектеп 2011г., интерактивная доска, ватманы, маркеры, интернет источники (мобильные источники).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Международные отношения в первые послевоенные годы. »
Каламов Ж.А.
Абайская средняя школа
с. Голубовка
Иртышский район
Павлодарская область
11 класс. Всемирная история
Тема: Международные отношения в первые послевоенные годы.
Цели и задачи урока:
Дать характеристику основным тенденциям развития международных отношений во второй половине XX века;
определить сущность понятия «холодная война»;
выяснить причины развязывания «холодной войны»;
определить влияние внешних и внутренних факторов на политику СССР в 1945-1953гг.;
определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;
развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;
развивать критическое мышление
воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.
Тип урока: изучения нового материала.
Вид урока: проблемный.
Формы работы: фронтальная, работа в малых группах.
Методы работы: словесные: краткая характеристика, беседа; интерактивные: стратегии
критического мышления, игра-диспут «АНАЛИТИКИ» (метод учебной дискуссии), «шляпы де
Боно»; моделирование учебного материала в концептуальную карту (КК).
Модули воздействия: Новые подходы в обучении и преподовании (НП), обучение талантливых и одаренных (ТиО), развитие критичекого мышления (КМ), оценивание для обучения (ОдО).
Оборудование: учебник Всемирная история Р. Каирбеков и др. Алматы. Мектеп 2011г., интерактивная доска, ватманы, маркеры, интернет источники (мобильные источники).
Опорные знания:
Даты и события:
1946 г. – выступление У.Черчилля в Фултоне
1947 г. – «план Маршалла»
1947 г. – создание Комиинформа
1949 г. – создание СЭВ
1949 г. – конфликт с Югославией
1949 г. – образование ГДР
1950 г. подписание договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНР
1950-1953гг. – война в Корее
Личности: И.В.Сталин, В.М.Молотов, Мао Цзэдун, И.Б.Тито, Ким Ир Сен
Понятия: «холодная война», «план Маршала», колониальная система, локальные войны
Психологический настрой на урок: Прием «Я разведчик» (1 мин)
Учитель: Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»!
Краткая характеристика учителя (1 мин):
1. Послевоенный мир, две модели помощи странам Европы, пострадавшим от Второй мировой войны: а) «план Маршала» предусматривал оказание помощи странам Европы;
б) Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) создан для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе.
2. Усиление военно-политического противостояния недавних союзников в Европе и на Ближнем Востоке: Западный Берлин, Югославия, разделы Германии и Кореи, возникновение государства Израиль, создание НАТО.
3. Политику укрепления позиций СССР в странах Восточной Европы и на Дальнем Востоке (Китай, Северная Корея).
Далее урок строится на основе методики критического мышления в 3 стадии.
1 стадия – стадия вызова (общее время 5-6 мин)
Выход на новую тему и цели урока: просмотр на интерактивной доске видеоролика, речь У.Черчиля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. (толчок к «холодной войне») 1 минhttp://www.youtube.com/watch?v=V2vGozdC8pw
Как вы думаете какая цель нашего урока? Какие вопросы нам предстоит решить?
Работа с ментальной картой «Холодная война». Какие ассоциации возникают с этим словом? Для экономии времени учащиеся назвают ассоциации учитель делает записи на доске (1 мин)
«Холодная война»
Как вы думаете в чем же причины обострения международных отношений в первые послевоенные годы? (ГИПОТЕЗА)
Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).
Примерная корзина идей (3-4 мин):
- возможно причинами обострения международных отношений в первый послевоенные годы явилась демонстрация сил США которая проявилась в ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
- Запад боялся дальнейшего укрепления и расширения идей социализма, коммунизма.
- сорциализм, коммунизм стал популярной идеей в народных массах стран Европы.
2 стадия – стадия осмысления (общее время 25-30 мин).
Она включает:
Краткий обзор учениками исторической ситуации после Второй мировой войны.
Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали начало «холодной войне».
Выводы: а) Победа во Второй мировой войне поставила американцев перед необходимостью править миром.
б) СССР – сильнейшее государство, не считаться с которым было невозможно.
Работу групп по моделированию материала в концептуальную карту (КК), формирование групп с использованием приема ПАЗЛ. Общее время (20 мин)
Пример концептуальной карты
КК
«Холодная война»
(1946-1991)
это состояние экономической, идеологической и «полувоенной» конфронтации между двумя системами (социалистической и капиталистической)
Причины
СССР после победы стремился окружить себя поясом дружественных стран.
США стремились подчинить страны своему экономическому влиянию.
Беспокойство США и Англии о расширении сфер влияния СССР.
СССР и соц. страны ОБРАЗ США и кап. страны
ВРАГА
5 марта 1946 г. – речь У. Черчилля в Фултоне –
призыв к борьбе с экспансией коммунизма.
Март 1947 г. – «доктрина Трумэна»
а) доктрина сдерживания
б) доктрина отбрасывания
Создание ОВД Создание НАТО
1955 1949
Создание в СССР План атомных
атомной бомбы бомбардировок СССР
1949
Раскол Германии на
2 государства:
ФРГ и ГДР
1949
Взаимоценивание работ стикерами методом делегирования (учащиеся ходят по группам, спикеры групп разъясняют свою КК)
Существует несколько точек зрения историков на данную проблему.
Сейчас трудно представить современную историю без «холодной войны», одного из важнейших событий ушедшего ХХ века. Однако нельзя и забывать о том что «холодная война» это не только противостояние двух супердержав, но и война между историками.
Холодная война – это термин, обозначающий состояние военно-политической конфронтации государств, при которой ведётся гонка вооружений, применяются экономические меры давления, осуществляется организация военно-стратегических плацдармов и баз.
Для историков всегда была интересна история противостояния США и СССР. Сейчас я предлагаю вам на основе дополнительных источников выяснить каковы были причины холодной войны в оценках американских и советских историков
Далее интерактивная игра «АНАЛИТИКИ» (10 мин).
Класс делится на 2 группы (прием геометрические фигуры):
«советские историки» доказывают вину США в развязывании «холодной войны»
«американские историки» доказывают вину СССР.
Факты виновности США
Факты виновности СССР
1.26 апреля 1945 г. – Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий.
2. Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей.
3. План «Немыслимое».
4. Речь Черчилля в Фултоне.
5. «Доктрина Трумэна».
6. Создание НАТО.
7. «План Маршалла».
1. Тезис Жданова о наличии в мире 2-х непримиримых лагерей.
2. Установление режимов «народной демократии».
3. 1947 г. – «План активной обороны территории СССР».
4. СЭВ – 1949 г.
5. Коминформбюро.
6. Создание атомной бомбы.
Рассуждения-споры (мини-дебаты) по разрешению проблемной ситуации: Кто виновен в развязывании «холодной войны»?
3 стадия – стадия рефлексии (общее время 6-7мин): выражение отношения учащихся к изучению проблемы.
Интерактивный метод «Шляпы де Боно» (4-5 мин)
белый цвет – нейтральная информация;
красный – эмоции, чувства;
синий – размышление;
зелёный – изобретение,
жёлтый – прогноз (как бы развивался мир, если бы Черчилль не произнёс речь в Фултоне?)
Древо успеха ученика на уроке: ученик закрашивает фигурки человечков в зависимости от своего уровня усвоения материала (1 мин)
Главный вывод, который должны сделать учащиеся на уроке следующий: США и СССР внесли свой вклад в развязывание «холодной войны» и несут свою долю ответственности.
Подведение итогов (1 мин):
Д/з: Составить вопросы по теме используя «ромашку Блума».
Приложение 1
Ромашка Блума
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Простые вопросы – фактические Что? Где? Когда?
Уточняющие – ты так считаешь? То есть ты сказал?
Объясняющие – Почему?
Творческие – в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные – выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»
Практические – вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»