kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формирование представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Сологубова Людмила Николаевна


МБОУ «СОШ №2 им. В.Д.Ревякина р.п.Самойловка Самойловского района Саратовской области»


Учитель истории и обществознания


История


5 класс


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Урок №18.


А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение. 2013.



  1. Цели:

формирование представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира;

совершенствование навыков исследовательской деятельности – анализ, синтез, сравнение;

воспитание чувства уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.


  1. Задачи:

Учебные:

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя

Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов – их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «закон».

Развивающие:

Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода

законов в древнем государстве.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные

учебные действия.

Воспитательные:

Формировать собственное отношение к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и

отдельно взятых законов.

Воспитывать чувство уважения к закону и стремление быть

законопослушным гражданином.

  1. Тип урока : «открытие» нового знаний.


  1. Формы работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями, с историческим источником.

  2. Необходимое техническое оборудование:

Пакеты документов для лабораторной работы.

Таблицы для работы групп.

Презентация «Законы царя Хаммурапи», компьютер, проектор, экран.

  1. План урока.

  1. Царь Хаммурапи.

  2. Царские законы.

  3. Законы о рабах.

  4. Законы о богачах и бедняках.


  1. Ожидаемые результаты.


- личностные: учащиеся смогут выражать собственное отношение к историческим событиям и явлениям и давать им нравственную оценку.

- метапредметные:

Учащиеся смогут извлекать полезную информацию из исторических источников и учебника, работать в группе; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.


- предметные: смогут на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научатся давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве.


  1. Структура и ход урока.































Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 5 классе по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

( по учебнику «История древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1.Мотивация

Показать брошюру «Конституция РФ»

Беседа: 1. Что такое Конституция?

2. Существуют ли законы в других странах? Для чего существуют они?

3. Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

4. А как вы думаете, были ли законы в Древних государствах?

Ответы:



Закон или основной закон.

Законы есть у всех стран.

Чтобы был порядок

Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

Наверное, уже были. Хотелось бы узнать

На основе своего опыта дают ответ, самоопределение

Привлечение индивидуальных знаний


Выявляют аналогии: современное общество и древний мир

Выдвигают версии

2.Актуализация знаний.

С каким древним государством мы познакомились на прошлом уроке?

А давайте проверим, насколько хорошо вы

усвоили материал прошлого урока. Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на вставить пропущенные слова в предложениях.


Двуречье.





1.Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
2.В Древнем Междуречье было особое письмо – …
3.Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
4.Государство возникло более … лет до н.э.
5.В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …


Определение своей позиции

Работают с понятиями, заполняют карточки – вставляют пропущенные термины, даты.

Умение правильно применить знания.

Взаимопроверка, сверяют свои знания с образцом

3.Выявление затруднения

 Смогли ли вы полностью выполнить задание?

 Какое предложение осталось незаполненным?

 



Почему не смогли заполнить?





 И что нам делать?





Как может называться тема нашего урока?

Прочитайте п. 1 в учебнике и назовите дату правления Хаммурапи.сколько лет он правил? 

Нет.



 В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

 

Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.



1792-1750 гг. до н. э

42 года

Самооценка












Предполагают какая информация нужна для решения задачи















Поиск и извлечение информации из текста учебника

Оценивают причины своего неуспеха











Определение темы урока

Постановка цели




4.Построение проекта

В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. . Как вы понимаете слово «закон»?

Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон».

Это обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых, наступает ответственность.

Прочитайте его, сравните со своими предположениями.

Давайте выделим самые главные слова в определении.



Обратимся к изображению на столбе. Иллюстрация на С.67. Что мы видим?

Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. 

 Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми.

Постановка проблемы:

Как узнать так ли это? Справедливы ли законы Хаммурапи?



















Это правила поведения людей.



Запись определения в тетрадь.







Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).











Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. 

Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.



Познакомиться с законами.













Строят предположения, опираясь на свой опыт



Оценивание : правильно или нет







































Выражение своей позиции













Дают определение понятия







Работа с термином





Работа с понятиями

















Работа с иллюстрацией. Описывают то, что изображено на рисунке.







Предполагают какая информация нужна























Анализ, сравнение





Выделение главного

















Перевод знаний из одной знаковой системы в другую











Определяют цель

5. Реализация проекта

Сейчас мы познакомимся с законами.

Школьники делятся на 3 группы, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа.

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

3 группа: Докажите, что законы защищали должников.


1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

Нравственная оценка законов с позиций современности

Работа с источником, анализ документа.

Изучают и систематизируют информацию из источника .


Умение работать в группе.

По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Умение извлекать информацию при работе с источником

Переработка информации и перевод её в другую знаковую систему

6.Первичное закрепление. Возвращение к проблеме

Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?





Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?



 Так значит для чего нужны законы?





Прав ли был

Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые

установил Хаммурапи,

могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и добро.



Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

.

Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.



 Прав, т.к. Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь).

 







Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Оценивание, опираясь на свое мнение, личный опыт.































Выражение личного отношения

Доказательства, опираясь на факты, извлеченные из учебника и исторического источника..

.

.

Анализ информации. Логические выводы.



Применение полученной информации .

Готовность применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого.

7.Самостоятельная работа

Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями

1. Если сын ударит своего отца… В) …то ему должно отрубить руку. 2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… А). ..то должно выбить его глаз.

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… Б) …то должно выбить его зуб.

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Д) …то должно отрезать ему ухо.

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…Г) …то должен починить за собственное серебро.

Оценивают себя: правильно или нет

Работа с текстом из законов.

Выстраивают логические цепочки.

Применение полученной информации

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

9. Рефлексия

Что узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке? Что вас особенно поразило?

Выставление оценок с комментарием.

Домашнее задание - (базовый) прочитать §14,

Синквейн «Законы Хаммурапи





Самооценка .

Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому






Применение полученной информации

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Представление информации в сжатом виде

Самостоятельно искать средства достижения цели

Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно











Приложение №1

Выполни задание: впиши недостающие буквы и цифры.



1.Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
2.В Древнем Междуречье было особое письмо – …
3.Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
4.Государство возникло более … лет до н.э.
5.В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …



















Приложение №2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Прочитайте текст в учебнике на стр. …. и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу.

Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.



Положения

Законы Хаммурапи

  1. Деление общества на свободных и несвободных.

2. Положение рабов.

 


§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит


(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.


(§ 282) Если раб сказал своему господину: «Ты — не мой господин», то он должен уличить его в том, что он — его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо.


(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.


(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо



ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Прочитайте текст в учебнике на стр. …. и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу.

Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

Положения

Законы Хаммурапи

  1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».

2. Система правосудия (наказания за преступления).

 



§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.










ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Прочитайте текст в учебнике на стр. …. и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу

Докажите, что законы защищали должников.

Положения

Законы Хаммурапи

  1. Положение должников.

2. Юридическая защита должников.

 



§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то

три года они должны обслуживать дом их покупателя , на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.


(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно тому, у кого занял; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.











Приложение №3

Задание. Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями



1. Если сын ударит своего отца… Д) …то должно отрезать ему ухо.

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей. В) …то ему должно отрубить руку.

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… Г) …то должен починить за собственное серебро.

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Б) …то должно выбить его зуб.

5. Если строитель построит дом и этот дом

разрушится, то…… А). ..то должно выбить его глаз

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сологубова Людмила Николаевна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "технологическая карта урок истории 5 класс "Законы Вавилонского царства" "
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaia-karta-urok-istorii-5-klass-zakony-vavilonskogho-tsarstva"
    ["file_id"] => string(6) "225688"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439824311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока истории в 5 классе "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-istorii-v-5-klassie-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "161403"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422209185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_istorii_v_5_klassie_po_tiemie_vavilonskii_tsar_khammurapi_i_iegh"
    ["file_id"] => string(6) "451011"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516340391"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "141094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418055449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок по истории Древнего мира Вавилонское общество в законах царя Хаммурапи "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-istorii-drievniegho-mira-vavilonskoie-obshchiestvo-v-zakonakh-tsaria-khammurapi"
    ["file_id"] => string(6) "164956"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422722816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства