Мотивация учебной деятельности учащихся Актуализация опорных знаний и умений учащихся | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Мы целый год путешествуем по Древнему Востоку и Европе. Давайте вспомним с вами, в каких странах мы побывали. Работа с картой (на доске, с атласами на партах). На нильских берегах она была, Богатой и цветущею слыла. И ею фараоны управляли, Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она. Назови, что за страна. (Египет) На восточном побережье Моря Средиземного Государство моряков Было очень древнее. И чтоб им торговать, Просто стали все писать. Кто же знал? Их алфавит Все народы покорит. (Финикия) Чтоб землю с севера обезопасить, У гуннов землю отобрать Правители решили стену возвести, Покой, чтоб вечный обрести. И людей великое множество Согнали со всей страны. Заставили её строить, Чтобы не было войны. (Китай) Был он сильным, нужен был А не стало больше сил, Ему место учредили Для таких, как он, что было. Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить Его всяческим манерам. Чтобы стал для всех примером. Со стола не брать кусок, Смех закрыть свой на замок. И прилежно всё учить, Что учитель повелит. Педагог. Греция Создает условия для изучения нового материала Ребята, я вам покажу иллюстративный ряд. Вы должны ответить, где находятся эти памятники культуры, в какой стране. Создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам. 1.Ребята, что вы знает о Риме? 2. А что вы хотели бы узнать о Древнем Риме? Хотели бы Вы посетить эту страну, посмотреть на эти достопримечательности? А попасть на соревнования «Лига по футболу которая будет проходить в Риме?». То есть мы с вами хотим поехать в Италию! А вот именно для этого и нужно познакомиться с историей страны, традициями, людьми, чтобы не выглядеть невежами и незнайками. Итак, в ходе урока мы должны изучить …,познакомиться ….,научиться делать сравнительный анализ, работать с картой. Постановка проблемы. Давайте перенесемся в I тысячелетие до н. э. (на сколько тысяч лет назад?) Мы оказались с вами в Европе, там, где и располагался Древний Рим. Много загадок таит в себе история этого города. Почему Рим называют городом на семи холмах? Человека, который основал Рима, вскормила волчица - но это был не Маугли, высшая власть в городе принадлежала Народному собранию - но там правили цари. Где нам найти ответы на эти вопросы? С чего начать изучение истории Древнейшего Рима? Предложите свой вариант изучения нашей сегодняшней темы. При помощи чего мы можем узнать, где находится страна, город | Участвуют в беседе с учителем, работают с атласом, по желанию выходят к доске, показывают страны Древнего Востока, Древнюю Грецию. Отгадывают загадки Отгадывают страну. Рим. Италия. Участвуют в диалоге, определяющем последовательность действий на уроке. Отвечают на вопросы: Изучить условия возникновения Рима. Познакомиться с легендой происхождения Рима, категориями населения, органами управления. Научиться делать сравнительный анализ, работать с картой. Предлагают свой план изучения темы урока. Создаем кластер: Рим Географическое положение; Как появился; Население; Основные виды занятий; Кто управлял Ответ: историческая карта | Частично-поисковый метод (эвристическая беседа). Мозговой штурм. Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный,проблемно - поисковый | УУД: Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы, локальной и региональной общности; возникнет понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: формируется способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Познавательные: овладение умениями анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы. Коммуникативные: формируется готовность к сотрудничеству с соучениками и учителем. Познавательные (общеучебные и логические): перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; Регулятивные: планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); Коммуникативные: аргументировать свое мнение; Личностные: готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | 1. Свенцицкая И.С., Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. ФГОС.-М., Просвещение, 2013. 2. Тырин С. В., Пономарев М. В., Колпаков С. В. Атлас. История Древнего мира Издательство: АСТ-Пресс Школа, 2013. 3. Компьютер, экран, проектор. |
Информационный блок. Изучение нового материала. Знакомство с легендой основания Рима Проведение физминутки Аналитический блок. Работа с учебником с.214, вступительная статья, с.217- 218, 2-ой абзац | Создает условия для восприятия новых знаний. Работа с картой. Задает вопросы: -На что похож Аппенинский полуостров? -Какие моря его омывают? -Назовите три крупных острова рядом с Италией? -Какие горы защищают п-ов с севера? - Какие реки? -Какие племена жили? Земли много ? Задает вопрос: Что такое легенда? Есть легендарная версия происхождения Рима. С ней мы познакомимся просмотрев фильм «Ромул и Рем» Посмотрев фильм вы должны сказать, что здесь правда, а что вымысел. Озвучивает научную версию с. 216 -217 учебника На правильную формулировку вопроса учителя дети поднимают руки вверх, делают хлопок, на неправильную приседают и делают знак рукой тише. 1. Италия находиться на Балканском п-ове? Приседают 2. На территории Аппенинского п-ова теплый климат? Хлопок, руки вверх. 3. Горы богаты строительным камнем и металлами? Руки вверх, хлопок. 4. Весталка-это жрица пастбищ и леса? Приседают 5. Ромул и Рем сыновья бога Марса? Руки вверх, хлопок 6. Сыновья были воспитаны собакой? Приседают Дает задание по учебнику. Давайте определим природные условия Древнейшего Рима и главные занятия римлян Давайте вернемся к нашему плану урока. Что еще мы не узнали о Риме? Управление в древнем Риме. Состав населения: историческое погружение : диалог в двух лицах «Случай у ручья» ,прослушивая который записи как назывались жители Рима -Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы – патриции,- коренные жители Рима! -Луций: -Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец- ремесленник. А старший брат несет военную службу! -Публий:-Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков! Управление в Риме: составить схему 1.Совет в котором заседали старейшины родов-патриции- Сенат 2.Высшая власть- Народное Собрание (выбирало царя, объявление войны и мира) | Работают с картой. Отвечают на вопросы: - сапог -Тирренское, Адриатическое, Ионическое - острова: Корсика, Сардиния, Сицилия - Апеннины - Тибр - нет, гористая местность - самниты, этруски, апулы, латины Смотрят фильм. Отвечают на вопрос. Выполняют физминутку Читают текст учебника и представляют результаты своей работы. Смотрят кластер, отвечают на вопрос. Ответ: Состав населения и Кем управлялся. Работают с понятиями, записывают в тетрадь, составляют схему | Исследовательский метод. Самостоятельная работа с консультацией учителя. Публичное выступление. Метод исторического погружения. | Предметные: формирование у учащихся конкретных знаний о географическом положении и природных условиях Древнейшего Рима, понимания мифологической и научной версий его происхождения, о занятиях населения, категориях населения, форма правления, запоминания даты основания Древнего Рима; умение сравнивать природные условия Греции и Рима, соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции; характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима; использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.); наблюдение, слушание и др. Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение; осуществлять контроль. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Познавательные: строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.); наблюдение, слушание. Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение; осуществлять контроль. Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий); Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. | |
Контроль и взаимопроверка знаний. | Анализирует усвоение новых знаний обучающимися. Для того чтобы закрепить знания по теме, и наполнить багаж знаний для поездки в Италию, мы с вами решим викторину | показывают уровень усвоения и применения новых знаний. Отвечают на вопросы викторины. | Формы: индивидуальная, фронтальная Методы: самостоятельная работа | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение; осуществлять контроль. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. | |