Урок по истории " Присоединение Казахстана к России"
Урок по истории " Присоединение Казахстана к России"
Ход урока.
Вступительная беседа учителя.
Значительный вклад в объединение казахского народа внесли влиятельные бии: Толе-бий – Старший жуз, Казыбек-бий – Средний жуз, Айтеке-бий – Младший жуз. Именно они были сторонниками централизованного государства, отстаивая его суверенитет и территориальную целостность, В жизни каждого народа, каждой нации бывают ситуации, когда сама история ствит перед ними гамлетовский вопрос: быть или не быть? Именно в это время три великих сына казахского народа сумели внушить истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, то лишается и жизни. Три великих бия сумели убедить представителей трех жузов, что необходимо собраться всем вместе и сплотить народ воедино.
Историческая справка о политическом положении жузов)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Умение участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, анализировать исторические события, сопостовлять факты.
2. Выяснить последствия присоединения Казахстана к России, рассмотреть причины, цели восстаний.
3. Воспитывать устойчивый интерес к истории свой Родины.
Тип урока: Заседание исторического клуба.
Повестка дня:
Историческая справка о политическом положении Казахстана
А) Младший жуз
Б) Средний жуз
В) Старший жуз
Выступление гостей
А) Социологи
Б) Политологи
В) Экономисты
Конкурс знатоков клуба
Защита научных проектов
(причины и цели восстания)
Итоги, награждения.
Ход урока.
Вступительная беседа учителя.
Значительный вклад в объединение казахского народа внесли влиятельные бии: Толе-бий – Старший жуз, Казыбек-бий – Средний жуз, Айтеке-бий – Младший жуз. Именно они были сторонниками централизованного государства, отстаивая его суверенитет и территориальную целостность, В жизни каждого народа, каждой нации бывают ситуации, когда сама история ствит перед ними гамлетовский вопрос: быть или не быть? Именно в это время три великих сына казахского народа сумели внушить истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, то лишается и жизни. Три великих бия сумели убедить представителей трех жузов, что необходимо собраться всем вместе и сплотить народ воедино.
Историческая справка о политическом положении жузов)
Чтобы перейти к 1 вопросу нашей повестки мы проведем конкурс «Маска, я вас знаю».
Родился в 1610 году, сознавал, что единственной силой, способной оградить раздираемое противоречиями ханство в ту пору являлась Российская империя. Большую роль в освобождении казахских земель от джунгарских захватчиков, в объединений казахского народа, в укреплении его государственности сыграл Абулхаир-хан Младшего жуза.
Каковы предпосылки хождения Младшего жуза в Российскую империю?
Приостановить нападение волжских калмыков и башкир
Установить доверительные отношения с россией и организовать все силы на отпор джунгарской агрессии.
Экономические проблемы.
- Итак, мы продолжаем конкурс «Маска, я вас знаю».
Он был сыном султана Вали, родился в 1711 году. Происходил из младшего жуза чингизидов. В 13-летнем возрасте лишился отца и матери. Бесстрашие, удаль военная хитрость, физическая сила, живой ум, незаурядность, талант сделали его признанным вождем, лидером казахского общества, влиятельным политическим деятелем, о котором узнала вся степь.
В чем заслуги Абылая?
Каковы предпосылки присоединения Среднего жуза к России?
Сложная ситуация, сложившаяся после ойратских вторжений
Расширение казахско-российской торговли
Обеспечение безопасности купеческих караванов, следовавших через казахские кочевья из России в Среднюю Азию.
Что вы можете сказать о присоединении Старшего жуза к России?
Удаленность Старшего жуза от России, сложность международной и внутренней обстановки отодвинули осуществление присоединения Старшего жуза к России на более позднее время.
II. Выступление гостей
(Учащиеся подготовили сообщения и раскрыли следующие вопросы в своих выступлениях)
Социологи.
А) Противоречия социального развития, недовольство колониальной политики царизма, обострение земельного вопроса.
2. Экономисты.
А) Постепенное превращение Казахстана в сырьевой придаток русской промышленности и рынок сбыта российских товаров.
Б) Развитие торговли с Россией и другими государствами.
В) Строительство русскими царизмом новых крепостей.
3. Политологи.
А) «Устав 1822 года» - ликвидация ханской власти почти на всей территории Казахстана, усиление колониальной политики царизма.
Б) Превращение Казахстана в место ссылки русских революционеров.
4. Следующий вопрос нашей повестки:
III. «Конкурс знатоков клуба»(викторина)
Назовите хронологические рамки восстания К.Касымова.
Назовите руководителей восстания в Букеевской Орде.
В каком жузе проходило восстание под руководством С.Датова.
Кто из участников сражений в Отечественной войне был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
В каком году был принят «Устав сибирских еиргизах».
Кто был награжден «Медалью на голубой ленте» в Бородинском сражении.
IV. «Защита научных проектов»
Итак, мы переходим к последнему вопросу нашей повестки. Этот этап урока мы с вами проведем в группах. Каждая группа состовляет свой проект и защищает представитель группы в течении 3-4 минут.
Причины и цели восстания:
1 группа – Восстание К.Касымова.
2 группа – Восстание в Букеевской Орде.
группа – Восстание С.Датова.
В нашем клубе на повестке дня остались еще несколько вопросов, которые мы должны с вами обсудить.
Вопросы для дискуссии:
Верна ли была ориентация Казахстана на Россию? (выскажите свою точку зрения. Опираясь на исторические факты)
Каковы были положительные и отрицательные последствия Казахстана к России.
Вывод: Политика русского государства в Казахстане являлась частью восточной политики, казахские правители использовали фактор безопасности со стороны России в своей борьбе с джунгарами за возврат и особожление своих земель, но в результате потеряли свою независимость.
В завершении заседания нашего итсторического клуба мы с вами подведем итоги.
«Последствия присоединения Казахстана к России»:
Казахстан стал колонией России, а казахский народ политически и экономически бесправным.
Шла интенсивная колонизация края, у казахов изымались лучшие земли.
Усиление самодержавного давления, гнета, произвола привело к национально-освободительной борьбе казахского народа.
Развивается промышленность, что положительно влияет на экономику аула.
Развивается культура, рапространяется грамотность.
Получена гарантия защиты от внешних нападений и внутренних усобиц.