1. Быкова Светлана Михайловна
2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Николевка»
3. Учитель истории
4. История Древнего мира
5. 5 класс
6. Восстание Спартака. Урок №9 в теме: «Древний Рим».
7. История Древнего мира. АА. Вигасин, Г.И. Годер. Просвещение 2011г.
г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Время |
1. Мотивация и актуализация | Учитель задаёт вопросы, вводит в тему урока Ребята, мы с вами уже знакомились с темой рабства в Риме. -Давайте вспомним, где использовался труд рабов? -Забирая людей в рабство, римляне посягали на самое дорогое у человека – свободу и жизнь, имели ли они на это право? -Каково было положение рабов в Риме? Могли они дальше с этим мириться? -Каким образом рабы должны были противостоять своим хозяевам? Итак, ребята, мы подошли к тому, что тема нашего урока непосредственно будет связана с восстанием рабов в Риме. Тема урока называется : «Восстание Спартака». Запишем её в тетради. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы; подходят к тому, что рабы должны были поднять восстание против своих эксплуататоров. Обсуждают тему свободы человека.
Учащиеся в тетради записывают тему урока. | Оценивают действия римлян на основе общечеловеческих ценностей (К) | Вспоминают тему прошлого урока. (П, Р, К) Отвечая на вопросы, поставленные учителем, подходят к новой теме. (Р, П) | Анализ полученной информации (Р) | 5 мин |
2. Актуализация на теме урока. Планирование работы по данной теме. | Для того, чтобы изучить эту тему, нам необходимо обозначить основные направления, по которым мы будем работать для ознакомления с этой темой. -Что нам необходимо узнать по данной теме? План урока: Причины восстания Состав восставших Цели восставших Героическая личность Спартака Ход восстания Причины поражения | Ребята называют примерные пункты плана, которые необходимы для изучения данной темы | Обсуждение пунктов плана (К) | | Умение составлять план, выделяя основные вопросы, которые необходимо рассмотреть на уроке (Р) | 4 мин |
3. Актуализация учащихся на работе над первыми пунктами плана. Выявление места и причин затруднений. Практическая деятельность. | По первым трём пунктам плана класс работает с документом. (Приложение №1) В процессе работы над текстом учитель индивидуально консультирует. | Ребята внимательно читают текст и вопросы к нему. Находят ответы в тексте документа. Работают с карандашом. Учащиеся зачитывают свои ответы, комментируя, и поправляя друг друга. | Прослушивание ответов одноклассников с комментариями. (К) | Получение новых знаний(П, Р) Узнают значение слов и объясняют их: г. Капуя, Фракия, Везувий (П) | Работа с историческим источником (текст) (Р) | 5 мин |
4. Этап работы над характеристикой Спартака. Практическая деятельность. | -Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навеки оставшийся в памяти народа? По данному вопросу было дано опережающее задание. (Приложение №2) -Итак, ребята, что мы узнали о Спартаке, предводителе восставших? Физкультминутка . | Ребята прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. Дают характеристику Спартаку. | Учащиеся дают оценочную характеристику предводителю восставших Спартаку, отмечают его основные качества как полководца и человека. (Р, К) | Узнают о личности Спартака, его качествах (П) | Работа по данному сообщению, анализ полученных знаний (Р, К) | 5 мин 2 мин |
Этап работы над ходом восстания. Самостоятельная работа. | Рассказ учителя. Вооружившись дубинами и кинжалами, гладиаторы удалились на гору Везувий, где организовали свой лагерь. Сначала римские власти не придали событию большого значения. Спартак совершает набеги на окрестные имения. Его помощниками были гладиаторы Эномай и Крикс. Так как Спартак делился добычей поровну со всеми, вскоре на Везувий собралось множество людей. -Почему рабы уходили к Спартаку? Каким было положение рабов? Серьёзной проблемой для Спартака была организация войска. -Что нужно было сделать Спартаку? Почему это было трудной задачей? (неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием). Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Лестницы раскачивались от ветра, пугала огромная высота. Когда восставшие рабы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали. После этого численность войска восставших стала быстро расти. Самостоятельная работа с учебником (стр.236 – 237 п. 3) и контурной картой. (Приложение №3) По окончании работы учащимся раздаётся карта с отмеченным ходом военных событий, для корректировки выполненной работы. (Приложение №4) | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Работая с учебником и картой, отмечают ход восстания. По окончании работы проверяют с розданной картой, где указан ход восстания. Исправляют неточности в своей работе. | Дают оценку ходу восстания.(Р) | Получение новых знаний (участники восстания, ход восстания) (П, Р) | Работа с учебником и историческим источником (контурная карта); оценивают действия Спартака как организатора восстания (Р, П) | 7 мин |
6. Включение в систему знаний. | Рассказ учителя. - Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. Наступило решающее сражение. Битва была ожесточённая, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи. Итак, ребята, вы прослушали мой рассказ, прочитали учебник, какие причины поражения армии Спартака вы можете назвать. Восстание было жестоко подавлено. После битвы 6 тысяч схваченных рабов были повешены вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной смертью от застоя крови и жажды. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства. | На основании прочитанного и услышанного ребята называют причины поражения восстания Спартака. А) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян. Б) У Спартака не было чёткого плана действия. В) Восставших обманули пираты. Знакомятся с новыми словами: Лукулл, Помпей | Дают оценку данным событиям, комментируют ответы своих товарищей (Р, К) | Получение новых знаний (причины поражения восстания) (П, Р) | Анализируют полученную информацию, делают вывод, оценивают действия Спартака в бою (Р, К) | 7 мин |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Что узнали на сегодняшнем занятии? Что вы поняли или не поняли на уроке? Учитель консультирует. Выставление оценок с комментарием | Учащиеся обсуждают, что они узнали на уроке. Оценивают работу товарищей и свою | Делятся своими впечатлениями о деятельности Спартака. Оценивают историческое значение восстания в истории Рима. Комментируют ответы своих товарищей Оценивание результата своих действий, определения степень успешности выполненной работы. | Закрепляют полученные знания на уроке (П, Р) | Анализируют полученную информацию на уроке, синтезируют её; делают выводы (Р, К, П) | 7 мин |
8. Домашнее задание | Домашнее задание записано на доске (каждый ученик выбирает в соответствии со своими возможностями). 1. Прочитать параграф 51. 2. Составить рассказ от имени гладиатора: о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе у подножия Везувия. 3. Сочинить синквейн (главный герой – Спартак). Учитель поясняет домашнее задание | Подают дневники для оценки учителю. Записывают в дневники задания Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем. | | | | 3 мин |
О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. Меды были крупным и сильным племенем, воспринявшим к тому же многие черты греческой культуры
Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины общественной пирамиды.
Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. У таких народов карьера военного обычно считалась единственно достойной мужчины, тем более принадлежащего к знатному роду. Спартак здесь не был исключением. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.
После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян. Жизнь солдата, наемника была ближе и понятней для Спартака, чем любая другая.
Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: "Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира - разбойником, а затем за почитание его физической силы - гладиатором." Через какое-то время Спартак вторично попал в плен и был продан в качестве гладиатора в капуанскую школу Лентула Батиата.