kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по истории древнего мира предполагает групповую работу учащихся на уроке, в ходе которой дети знакомятся с информацией о причинах, ходе и итогах восстания Спартака, анализируют её и делают выводы.Урок проходит как игра-путешествие, задания представлены для 4 групп, детям предлагается отправиться в прошлое и познакомиться с определённым моментом самого крупного в истории древнего мира восстания рабов.  Работая совместно в группе, отвечая на вопросы, обсуждая задания дети сами узнают всё об этом важном событии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе "Восстание Спартака" »

Тема урока: «Восстание Спартака»


Цели урока: создать пед. условия, при которых дети смогут с интересом поработать с историческими источниками, проанализировать их, добыть информацию о причинах, ходе и итогах восстания Спартака.


Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Вы готовы? Всё в порядке? Начинаем наш урок.

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Давайте с хорошим настроением начнём наше занятие.

А начнём мы с вами с одной интересной истории. Давным – давно на берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинный документ. Он был залит кровью, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Документ был очень стар и учёные предположили, что он имел отношение  к крупнейшему в древности восстанию рабов – восстанию под предводительством Спартака, которое было в 74-71 гг. до н.э. Наша с вами задача помочь восстановить документ и подтвердить или опровергнуть догадку учёных, чтобы это сделать, нам нужно побольше узнать о восстании (причины, ход и итоги). Вы готовы к выполнению этой миссии? Для этого мы отправимся с вами в прошлое. Давайте определим координаты для нашего хронолёта.( Работа по презентации)

Страна (Италия)

(Апеннинский) п-ов

Моря (Тирренское, Адриатическое, Ионическое)

Дата (74-71 гг. до. н.э.)

Итак, вы приземлились, определите свой пункт прибытия. У вас есть три космических минуты для выполнения задания.

  1. Группа .Вы попали в хранилище документов, вам предстоит поработать с документами и ответить на вопросы.

Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. Население завоёванных стран обкладывали тяжёлыми налогами, а неплательщиков забирали в рабство. Дети рабов тоже становились рабами.

В имении землевладельца рабы трудились от зари до зари. Долгими зимними вечерами рабы не сидели без дела. Они плели корзины, вили верёвки, обтёсывали рукоятки для лопат. «Раб должен трудиться или спать»- говорили римляне. Кормили рабов впроголодь, а от больных избавлялись. За провинность рабов наказывали, а особо провинившихся ссылали в каменоломни.

В богатых домах рабам жилось легче, но все они считались бесправными и хозяин мог ими распорядиться как пожелает.

Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами, они сражались на потеху публике. «Нападай и бейся насмерть!»- орали зрители оробевшему гладиатору, швыряя в него огрызки яблок и оливки. Случалось, раненый обессилевший боец бросал оружие и, протянув левую руку, молил

о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем

вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они обращали палец книзу, приказывая добить несчастного.

Откуда брались рабы в Риме? Ответ учеников. (1. Захват пленников в войнах, 2. Дети рабов становились рабами, 4. Неуплата налогов.).

Где применялся рабский труд? Ответ учеников. (В сельском хозяйстве, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях).

Цирк вокруг бойца плывет, он умирает –

А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

Он слышит, но не внемлет. Взор его

С душою вместе далеко витает…

Пред ним – шалаш на берегу Дуная:

И детворы его играет стая. И там их мать…

И вот отец зарезан, римлян забавляя!

О чём это стихотворение?. Какое отношение у вас возникает к гладиаторским боям?

Стихотворение читает учитель под музыку

? Почему же рабы поднимаются на восстание?

* Тяжёлое положение рабов

* Большое скопление рабов

2 группа. Вы попали в лагерь рабов.

Выясните, где он располагался и каким образом рабы попали сюда?

В гладиа­торской школе Капуи, второго по величине города Италии, возник заговор. Во главе его стоял Спартак, раб родом из Фракии - страны на севере Балкан­ского полуострова. Он отличался отвагой, физической силой, мягкостью характера и выдающимся умом.

« Лучше погибнуть в борьбе за свободу,- убеждал Спартак товарищей-гладиаторов,- чем рисковать сво­ей жизнью на арене амфитеатра».

Но бежать из шко­лы было невероятно трудно: за каждым слежка, всегда затворены ворота, надежно спрятано оружие. И все же семьдесят смельчаков, завладев кухонны­ми вертелами и ножами, напали на охрану и вы­рвались на свободу. Беглецы сразу же покинули мно­голюдную Капую. Лагерь они устроили на вершине вулкана Везувий, своим предводителем выбрали Спар­така.

Рабы из окрестных имений стали сбегаться на Везувий. Число восставших быстро росло. Им удалось отбить нападение пришедшего из Капуи военного отряда и захватить оружие. Тогда для борьбы с ними встревоженный сенат послал трехтысячное войско. Взобраться на Везувий можно было единственным путем по узкой и крутой тропинке. Со всех осталь­ных сторон виднелись отвесные гладкие скалы, густо заросшие сверху диким виноградом. Римляне не реши­лись на штурм. Римский военачальник приказал: “Разбейте лагерь у подножия Везувия! Стерегите спуск! Подлый сброд в ловушке.”Днем и ночью они стерегли тропинку, полагая, что голод заставит рабов покинуть вершину горы…..Как вы думаете, как поступили рабы?

? Что делать? Остаться на вулкане-верная смерть от голода, спуститься по единственной тропинке-попасть в руки римлян и скорее всего погибнуть? Неужели выхода нет? (по лестницам, сплетённым из виноградных лоз, рабы спустились по скалам вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство).



3 группа. Вы попали в армию Спартака, которая движется к Альпам.

Узнайте, каким образом Спартаку удалось создать боеспособную, грозную армию?

После побед у подножия Везувия пламя мя­тежа охватило юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, повсюду освобождая рабов. Под началом Спартака оказались уже десятки тысяч галлов, германцев, фракийцев, греков. Из этой массы людей, говоривших на разных языках и не приученных к дисциплине, необходимо было создать боеспособную армию.

Прежде всего Спартак приказал ковать оружие.

Ни на час не затихал стук кузнечных молотов. Гла­диаторы обучали остальных рабов военному искус­ству. Восставшие перенимали боевой опыт врагов. Все стало, как у римлян: укрепленный лагерь, тяжелово­оруженная пехота, разведка. Когда же рабы захватили табуны лошадей, то удалось создать и конницу.

Спартак понимал, что ему не сломить могущество римлян. Он повел свое войско к Альпам, рассчитывая перейти через горы и дать каждому возможность вернуться домой. Однако часть рабов, не оценив опасности, пожелала остаться в Италии. Воспользовавшись разногласиями между восставшими, римляне напали на отделившийся от Спартака тридцатитысячный отряд и уничтожили его.

Рим посылает против Спартака двух консулов.

В каких случаях это делалось ? (исключительных)

Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади….

Как поступить армии Спартака?????

(Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми на­несли удар. Растянувшиеся по дороге римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спар­так устремился вперед и заставил бежать другое кон­сульское войско. Оба римских полководца отступили в полном беспорядке.)



4 группа. Вы попали на строительство рва римлянами на юге Италии.

Узнайте, как Спартак попал в западню?

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг.

Зачем? Мы этого не знаем. Возможно, опьяненные победами рабы решили про­должать бороться с Римом. Войска восставших пере­секли в обратном направлении Италию и подошли к проливу, отделяющему ее от Сицилии. Туда-то и намеревался попасть Спартак, чтобы поднять вос­стание множества сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. В проливе Спартак увидел пиратов. За золото они готовы были пре­доставить суда для переправы на Сицилию. Тем временем с севера подошел с большим войском римский полководец Красс. Он запер рабов на южной оконечности полуострова. В его самой узкой части Красс приказал вырыть ров от моря и до моря и наполнить его водой. За рвом рим­ляне возвели стену из бревен и земли, поражавшую своей высотой и прочностью. Поначалу укрепления Красса нисколько не беспокоили рабов. Однако пираты их обманули: взяв плату, уплыли прочь.

Предположите, как поступили рабы? (рабы попытались переправиться через пролив на самодельных плотах и глиняных бочках. Тщетно! Ветер и вол­ны в бурном проливе препятствовали этому. Восставшие попали в западню, закончились припа­сы. Спартак призвал соратников пробиться сквозь укрепления Красса. Снежной зимней ночью рабы бросились на штурм. Только трети удалось вырваться из ловушки.

(Рассказ учителя)

Наступило решающее сражение. Битва была ожесточенная, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи.

После битвы 6 тысяч схваченных рабов были повешены вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной смертью от застоя крови и жажды.

Так закончилось в 71 г. до н.э. самое крупное в истории восстание рабов.

Мог ли Спартак победить?????( А почему он проиграл?)

*разногласия между рабами, позволили порознь себя разгромить

*необдуманная смена планов

*опасный и непобедимый враг (воен.опыт и резервы)



После выполнения задания каждая группа получает кусочек документа и в конце урока складывает его вместе. Получается высказывание

« Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать сво­ей жизнью на арене амфитеатра». Как эти слова характеризуют Спартака? (каким он был человеком- решительным, свободолюбивым).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Автор: Давыдова Елена Викторовна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по истории "Восстание Спартака""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_po_istorii_vosstaniie_spartaka"
    ["file_id"] => string(6) "428878"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505865804"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка урока истории в 5 классе "Восстание Спартака""
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_uroka_istorii_v_5_klassie_vosstaniie_spartaka"
    ["file_id"] => string(6) "378732"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484260219"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку "Восстание Спартака" История древнего мира 5 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "prezentatsiia_k_uroku_vosstanie_spartaka_istoriia_drevnego_mira_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "615867"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1666636624"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в эпоху Поздней республики" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-rabstvo-v-epokhu-pozdniei-riespubliki"
    ["file_id"] => string(6) "118521"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413178549"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Цезарь - повелитель Рима "
    ["seo_title"] => string(24) "tsiezar-povielitiel-rima"
    ["file_id"] => string(6) "231330"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442474872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства