Восстание Спартака.
История древнего мира. 5 класс.
Цели урока:
1. Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с личностью Спартака.
2. Продолжить формирование умений выделять в тексте главное и давать названия отрывкам и общему тексту; составлять рассказ о событии в хронологической последовательности, используя при этом историческую карту и правильно показывать на карте изучаемые объекты; элементарно анализировать изучаемые события, делать выводы.
3. Воспитывать у учащихся понимание необходимости соблюдения равенства людей в правах только по праву их рождения, принципов гуманизма.
Оборудование:
1. Карта «Римская республика в III - I вв. до н. э.».
2. Видеофильм «Древний Рим». (Видеостудия «Кварт»)
3. Вигасин А. А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013.
4. Рабочий лист «Восстание Спартака».
Литература:
1. Вигасин А. А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013.
2. История древнего мира и средних веков. 5-6 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2033.
3. Северина О.А. История древнего мира: 5 кл. Поурочные планы по учебннку «История древнего мира. 5 класс». В 2-х ч. Ч 1. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2013.
4. Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. – М.: ВАКО,2011.
5. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. (Серия «Поурочное планирование») – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Ход урока.
1 этап.
1. Актуализация ранее полученных знаний.
Домашним заданием было выполнение творческой работы по теме «Рабство в Древнем Риме» - сочинения о жизни раба от первого лица. Сочинения проверяются к следующему уроку. Для проверки домашнего задания и переходу к новой теме проводится беседа по вопросам:
??? Что в жизни рабов могло привести к восстанию?
Могли ли восставшие рабы рассчитывать на победу в своих выступлениях? Почему?
Вы знаете, что зачинщиками восстания Спартака были гладиаторы. Вспомните, кто это, и почему именно они подняли столь масштабное восстание и одержали много побед над римлянами?
2. Переход к изучению новой темы.
2а. Перед учащимися ставятся вопросы, на которые они должны ответить в конце урока и обращается внимание на новые слова, значение которых должны усвоить учащиеся (вопросы и новые слова можно распечатать для каждого учащегося или записать на доске).
??? 1. Что стало причинами восстания? В чём проявился героизм его участников?
2. Как менялось отношение к восстанию у римлян по мере его развития? Почему? (Почему рабы одерживали победы на первом этапе восстания?)
3. Какую цель ставил Спартак перед восставшими? Удалось ли ее осуществить?
4. Почему это восстание потерпело поражение?
!!! Спартак, г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Красс, Везувий.
2б. Объявляется план урока и формы работы на уроке.
План работы по новой теме:
1. Просмотр видеофрагмента.
2. Рассказ учителя при совместной работе с учащимися по карте.
3. Работа по рабочему листу – приведение отрывков из документов в соответствие с хронологической последовательностью событий (с использованием карты). Проверка задания.
4. Работа по рабочему листу – дать каждому отрывку своё название. В целом выполнение задания каждым учеником проверяется к следующему уроку. Если позволяет время, проходит обсуждение некоторых вариантов названий отрывков в классе. (На доске записываются номера отрывков в правильном порядке, а дети получают листочки, где записывают свои варианты названий и прикрепляют их рядом с номером. Названия сравниваются, и выбирается самое точное. Это может сделать учитель или экспертная группа из сильных учеников.)
5. Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы, полученные в начале урока.
2 этап.
1. Просмотр видеофрагмента.
2. Рассказ учителя при совместной работе с учащимися по карте.
При работе учитель использует карту «Римская республика в III - I вв. до н. э.», а учащиеся карту учебника на стр.237.
Для рассказа учитель может использовать материалы:
Итак, с одной стороны, продолжалось разорение крестьян. С другой стороны, огромное скопление рабов, тяжелые условия их жизни и труда - все это грозило восстаниями, что и произошло в 74 г. до н.э... Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами. Центром восстания стала Капуя, а затем и юг Италии, где находились крупные владения рабовладельцев, а рабы страдали от бесчеловечного обращения. Их поддерживали безземельные крестьяне, батраки, должники и другие.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Они укрылись на Везувии. Предводителем своим они избрали Спартака, а также Крикса и Эномая. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве...
Восстания рабов поднимались и прежде. Но восстание под руководством Спартака достигло размаха прежде небывалого. Спартак родился во Фракии, в Родопских горах. Он сражался против римлян, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проявил необычайную доблесть.
Затем он так отличился в войне против Митридата и его союзников, что был назначен деканом - начальником отряда из десяти человек, и заслужил почетную награду — гражданский венок. Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян.
Раненый, он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором.
Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.
Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.
К восставшим рабам присоединились рабы-пастухи, беднота - около 10 тысяч человек. Они нападали на имения, добычу делили поровну. Из металлов изготовляли оружие. Причину своих несчастий восставшие видели в деньгах и крупной собственности. Они нападали на богатые владения и не трогали земли крестьян, не брали золото и серебро. Римское правительство отнеслось к бегству гладиаторов с презрением, но меры все же принимать пришлось.
Действия восставших и правительственных сил.
1. Десятитысячное войско Спартака расположилось на Везувии.
2. К Везувию послан отряд Глабра - первая победа восставших 5еспечила их более совершенным оружием.
3. Претор Клодий с 3 тысячами солдат осадил Везувий - Спартак зашел в тыл лагеря Клодия и уничтожил римлян, применив хитрость.
4. Победа над претором Варинием. В нескольких сражениях Спартак разбил правительственные силы, обеспечив свое превосходство в южной Италии.
Перед Спартаком стала задача создать боеспособную армию.
Войско восставших уже насчитывало 120 тыс. человек. Здесь присоединились рабы-пастухи. Местные табуны лошадей были использованы для создания конницы. Спартаковцам удалось завладеть несколькими крупными городами. Римляне с ужасом наблюдали, как малый мятеж перерастает в грозную рабскую войну. Римские власти начинают принимать меры.
Однако в лагере восставших возникли разногласия. Крикс и Эномай отказывались уйти из Италии. Спартак призывал перейти Альпы. С этого момента восставшие уже были обречены на поражение. Почему? Разобщенность, неорганизованность, отсутствие единого плана действий - одна из причин поражения рабов.
Из-за разногласий среди восставших непослушные отряды несколько раз отделялись от армии Спартака и гибли в одиночку под римскими мечами.
5. В своем продвижении Спартак разбил войска консула Лентула у города Мутина, нанес тяжелое поражение наместнику Галлии Кассию. 400 римлян Спартак заставил биться как гладиаторов в память об Эномае и Криксе.
Главное войско Спартака с боями прошло всю Италию до реки По и могло беспрепятственно перейти через Альпы, но по неизвестной причине Спартак внезапно круто повернул на юг, двинувшись в обратный путь. Скорее всего, он подчинился требованиям своих товарищей, которые возомнили себя господами Италии. Бывшим невольникам нравилось хозяйничать в богатой Италии и вовсе не хотелось возвращаться на родину.
Страх охватил римлян. Нависла угроза более страшная, чем тогда, когда у ворот Рима стоял Ганнибал. Воевать с рабами римские легионеры считали позором для себя. Но сенат, осознав опасность, принял чрезвычайные меры. Было сформировано новое войско. Некоторое время никто не решался принять на себя командование. Наконец командующим согласился стать претор Марк Лициний Красе - первый римский богач. Он применил децимаций (казнил 4000 римских солдат), так что сам для них стал страшнее, чем неприятель.
6. На границе Пиценской области Красе потерпел поражение - Спартак направился на юг, чтобы переправиться в Сицилию.
Массовую переправу организовать не удалось, плоты разметало, а пираты не предоставили флот. (Морские разбойники, получив деньги, не выполнили договора)
7. Спартак направил войско на Брундизий. На помощь Крассу шли Лукулл из Македонии и Помпеи из Испании.
8. В Апулии в 71 г. до н.э. спартаковцы потерпели поражение. 6000 рабов были распяты от Капуи до Рима.
Выводы: Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные рабские государства, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, провозглашали cе6я царями.
В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. Он не хотел подражать тем порядкам, от которых страдал сам. Призывая к борьбе за свободу и к уходу из Италии, Спартак говорил: «Там мы найдем свободу, вы слышите это чудное слово - свобода! Мы построим свое небывалое государство свободных, равных, счастливых людей». И соратников своих он старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.
3,4. Работа по рабочему листу.
5. Закрепление материала.
3 этап.
Домашнее задание:
1) Прочитайте §51, ответьте на вопросы к параграфу.
2) Подготовьте рассказ о восстании Спартака от имени:
I вариант: рабовладельца;
II вариант: гладиатора.
При этом используйте карту на с.237 и иллюстрации на с.235-236, 238.