kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории в 5 классе «Восстание Спартака» (История Древнего мира, Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы).

Предусмотрена работа с домашним заданием (сочинение от имени раба о его жизни), работа с текстом (отдельные части текста озаглавить и расставить по хронологии событий, работа с картой, понятиями, составление логической схемы причинно-следственных связей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 Восстание Спартака»

Восстание Спартака.

История древнего мира. 5 класс.

Цели урока:

1. Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познако­мить с личностью Спартака.

2. Продолжить формирование умений выделять в тексте главное и давать названия отрывкам и общему тексту; составлять рас­сказ о событии в хронологической последовательности, используя при этом историческую карту и правильно показывать на карте изучаемые объекты; элементарно анализировать изу­чаемые события, делать выводы.

3. Воспитывать у учащихся понимание необходимости соблюдения равенства людей в правах только по праву их рождения, принципов гуманизма.


Оборудование:

1. Карта «Римская республика в III - I вв. до н. э.».

2. Видеофильм «Древний Рим». (Видеостудия «Кварт»)

3. Вигасин А. А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013.

4. Рабочий лист «Восстание Спартака».


Литература:

1. Вигасин А. А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013.

2. История древнего мира и средних веков. 5-6 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2033.

3. Северина О.А. История древнего мира: 5 кл. Поурочные планы по учебннку «История древнего мира. 5 класс». В 2-х ч. Ч 1. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2013.

4. Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. – М.: ВАКО,2011.

5. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. (Серия «Поурочное планирование») – М.: ТЦ Сфера, 2012.


Ход урока.

1 этап.

1. Актуализация ранее полученных знаний.

Домашним заданием было выполнение творческой работы по теме «Рабство в Древнем Риме» - сочинения о жизни раба от первого лица. Сочинения проверяются к следующему уроку. Для проверки домашнего задания и переходу к новой теме проводится беседа по вопросам:

??? Что в жизни рабов могло привести к восстанию?

Могли ли восставшие рабы рассчитывать на победу в своих выступлениях? Почему?

Вы знаете, что зачинщиками восстания Спартака были гладиаторы. Вспомните, кто это, и почему именно они подняли столь масштабное восстание и одержали много побед над римлянами?

2. Переход к изучению новой темы.

2а. Перед учащимися ставятся вопросы, на которые они должны ответить в конце урока и обращается внимание на новые слова, значение которых должны усвоить учащиеся (вопросы и новые слова можно распечатать для каждого учащегося или записать на доске).

??? 1. Что стало причинами восстания? В чём проявился героизм его участников?

2. Как менялось отношение к восстанию у римлян по мере его развития? Почему? (Почему рабы одерживали победы на первом этапе восстания?)

3. Какую цель ставил Спартак перед восставшими? Удалось ли ее осущест­вить?

4. Почему это восстание потерпело поражение?

!!! Спартак, г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Красс, Везувий.

2б. Объявляется план урока и формы работы на уроке.

План работы по новой теме:

1. Просмотр видеофрагмента.

2. Рассказ учителя при совместной работе с учащимися по карте.

3. Работа по рабочему листу – приведение отрывков из документов в соответствие с хронологической последовательностью событий (с использованием карты). Проверка задания.

4. Работа по рабочему листу – дать каждому отрывку своё название. В целом выполнение задания каждым учеником проверяется к следующему уроку. Если позволяет время, проходит обсуждение некоторых вариантов названий отрывков в классе. (На доске записываются номера отрывков в правильном порядке, а дети получают листочки, где записывают свои варианты названий и прикрепляют их рядом с номером. Названия сравниваются, и выбирается самое точное. Это может сделать учитель или экспертная группа из сильных учеников.)

5. Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы, полученные в начале урока.

2 этап.

1. Просмотр видеофрагмента.

2. Рассказ учителя при совместной работе с учащимися по карте.

При работе учитель использует карту «Римская республика в III - I вв. до н. э.», а учащиеся карту учебника на стр.237.

Для рассказа учитель может использовать материалы:

Итак, с одной стороны, продолжалось разорение кресть­ян. С другой стороны, огромное скопление рабов, тяжелые условия их жиз­ни и труда - все это грозило восстаниями, что и произошло в 74 г. до н.э... Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Ита­лии и известное также под названием спартаковской войны, было вызва­но следующими обстоятельствами. Центром восстания стала Капуя, а затем и юг Италии, где находи­лись крупные владения рабовладельцев, а рабы страдали от бесчеловечного обращения. Их поддерживали безземельные крестьяне, батраки, должники и другие.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинст­во которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хо­зяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят во­семь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встре­тили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское сна­ряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Они укрылись на Везувии. Предводи­телем своим они избрали Спартака, а также Крикса и Эномая. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, ког­да Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплемен­ница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объ­явила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, соп­ровождая его в бегстве...

Восстания рабов поднимались и прежде. Но восстание под руково­дством Спартака достигло размаха прежде небывалого. Спартак родился во Фракии, в Родопских горах. Он сражался против рим­лян, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проя­вил необычайную доблесть.

Затем он так отличился в войне против Митридата и его союзников, что был назначен деканом - начальником отряда из десяти человек, и заслужил почетную награду — гражданский венок. Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян.

Раненый, он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь, предпи­санная законом, была заменена ему службой гладиатором.

Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объез­дил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.

Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.

К восставшим рабам присоединились рабы-пастухи, беднота - около 10 тысяч человек. Они нападали на имения, добычу делили поровну. Из металлов изготовляли оружие. Причину своих несчастий восставшие видели в деньгах и крупной собственности. Они нападали на богатые владения и не трогали земли крестьян, не брали золото и серебро. Римское правительство отнеслось к бегству гладиаторов с презрением, но меры все же принимать пришлось.

Действия восставших и правительственных сил.

1. Десятитысячное войско Спартака расположилось на Везувии.

2. К Везувию послан отряд Глабра - первая победа восставших 5еспечила их более совершенным оружием.

3. Претор Клодий с 3 тысячами солдат осадил Везувий - Спартак зашел в тыл лагеря Клодия и уничтожил римлян, применив хитрость.

4. Победа над претором Варинием. В нескольких сражениях Спартак разбил правительственные силы, обеспечив свое превосходство в южной Италии.

Перед Спартаком стала задача создать боеспособную армию.

Войско восставших уже насчитывало 120 тыс. человек. Здесь при­соединились рабы-пастухи. Местные табуны лошадей были использованы для создания конницы. Спартаковцам удалось завладеть несколькими крупными городами. Римляне с ужасом наблюдали, как малый мятеж пере­растает в грозную рабскую войну. Римские власти начинают принимать меры.

Однако в лагере восставших возникли разногласия. Крикс и Эномай отказывались уйти из Италии. Спартак призывал перейти Альпы. С этого момента восставшие уже были обречены на поражение. Почему? Разоб­щенность, неорганизованность, отсутствие единого плана действий - одна из причин поражения рабов.

Из-за разногласий среди восставших непослушные отряды несколь­ко раз отделялись от армии Спартака и гибли в одиночку под римскими ме­чами.

5. В своем продвижении Спартак разбил войска консула Лентула у города Мутина, нанес тяжелое поражение наместнику Галлии Кассию. 400 римлян Спартак заставил биться как гладиаторов в память об Эномае и Криксе.

Главное войско Спартака с боями прошло всю Италию до реки По и могло беспрепятственно перейти через Альпы, но по неизвестной причине Спартак внезапно круто повернул на юг, двинувшись в обратный путь. Ско­рее всего, он подчинился требованиям своих товарищей, которые возомнили себя господами Италии. Бывшим невольникам нравилось хозяйничать в бо­гатой Италии и вовсе не хотелось возвращаться на родину.

Страх охватил римлян. Нависла угроза более страшная, чем тогда, когда у ворот Рима стоял Ганнибал. Воевать с рабами римские легионеры считали позором для себя. Но сенат, осознав опасность, принял чрезвычайные меры. Было сформировано новое войско. Некоторое время никто не решался принять на себя командо­вание. Наконец командующим согласился стать претор Марк Лициний Красе - первый римский богач. Он применил децимаций (казнил 4000 рим­ских солдат), так что сам для них стал страшнее, чем неприятель.

6. На границе Пиценской области Красе потерпел поражение - Спартак направился на юг, чтобы переправиться в Сицилию.

Массовую переправу организовать не удалось, плоты разметало, а пираты не предоставили флот. (Морские разбойники, получив деньги, не выполнили договора)

7. Спартак направил войско на Брундизий. На помощь Крассу шли Лукулл из Македонии и Помпеи из Испании.

8. В Апулии в 71 г. до н.э. спартаковцы потерпели поражение. 6000 рабов были распяты от Капуи до Рима.

Выводы: Рабские восстания обычно кончались поражениями и от­личались одной особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовла­дельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные рабские государства, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, провозглаша­ли cе6я царями.

В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за сво­боду, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. Он не хотел под­ражать тем порядкам, от которых страдал сам. Призывая к борьбе за свободу и к уходу из Италии, Спартак говорил: «Там мы найдем свободу, вы слышите это чудное слово - свобода! Мы по­строим свое небывалое государство свободных, равных, счастливых лю­дей». И соратников своих он ста­рался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэто­му даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной ис­тории, в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.

3,4. Работа по рабочему листу.

5. Закрепление материала.

3 этап.

Домашнее задание:

1) Прочитайте §51, ответьте на вопросы к параграфу.

2) Подготовьте рассказ о восстании Спартака от имени:

I вариант: рабовладельца;

II вариант: гладиатора.

При этом используйте карту на с.237 и иллюстрации на с.235-236, 238.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Автор: Школенок Оксана Васильевна

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 378732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства