Педагогическая цель | Способствовать формированию представлений о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе; создать условия для ознакомления обучающихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положением рабов . |
Тип и вид урока | комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Образование Вавилонского царства. Вавилон - центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб-должник |
Образовательные ресурсы | 1) Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер,И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014 г. 2) История Древнего мира. 5 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С.Свенцицкой/ авт.-сост. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2014 г. 3) Презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» |
Этапы урока | Формы,методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
II.Актуализация знаний обучающихся | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа. | Осуществляет контроль знаний, карточки с индивидуальными заданиями. (Приложение3) | Представляют результаты своего труда | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Письмо от жителя Древнего Двуречья |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа | Слайд 2-3: предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока | Целеполагание | Регулятивные: формулируют учебную задачу, цели урока | |
IV. Усвоение знаний и способов действий. Образование Вавилонского царства. Вавилон - центр ремесла и торговли | Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, беседа, рассказ проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, схемой, беседа | В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой. Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне. Организует со схемой (Приложение 1) | Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых товаров. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. | Беседа по вопросам, рассказ. |
Вавилонский царь Хаммурапи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, иллюстрацией, беседа. | Знакомит с царем Вавилона Хаммурапи и временем его правления. Организует работу с текстом (п. 2 § 14), иллюстрацией. Предлагает составить план текста | Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Составляют план текста. | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях | Работа с текстом, беседа по вопросам, план текста |
Законы Хаммурапи | Фронтальная, групповая, коллективная. Словесный, исследовательский, практический. Работа с документом, таблицей, беседа | Формулирует задания для работы с текстом § 14 (п. 3-5), документами «Из законов Хаммурапи», «Из вавилонской таблички». Проводит беседу, организует заполнение таблицы (См. Приложение 2) | Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках | Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Работа с документом, беседа по вопросам |
V. Закрепление званий и способов действий | Словесный, практический, тест | - Подсчитайте, что было раньше, - правление Хаммурапи в Вавилоне или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше? Отметьте на «линии времени» даты правления Хаммурапи и Тутмоса. Организует работу с контурной картой, беседу по вопросам в конце §14 | Отмечают на «линии времени» даты правления царей, правильно устанавливают последовательность и длительность исторических событий. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Работа с «линией времени», беседа по вопросам, контурная карта |
VI. Рефлексия | Фронтальный. Словесный. Беседа | - Что запомнили из сегодняшнего урока? - Что показалось сложным? - Что показалось легким? - Чему мы сегодня научились? | | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Беседа по вопросам. |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Дом.зад. П.14 стр.70 № 1-3. Контурная карта | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради |
Вавилон - центр ремесла и торговли |
Привозное сырье: камень; металлы (железо, медь, бронза, олово, свинец, серебро, золото, элект); строевой лес (кедр, кипарис, дуб, бук и др. ) бук и др.) | | Местное сырье: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть |
Вавилон-торговый и ремесленный центр Древнего Востока (Здесь можно было купить и продать любой товар, известный древнему миру) |
Вывозили в соседние страны: полированную мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию; вино; изделия, украшенные стеклянной глазурью (бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной и др.); флаконы и другие изделия из стекла; поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит; шерстяные и льняные ткани; зерно. | | Использовали в быту: сырую нефть для заправки светильников; асфальт и битум как растворы для кладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости; циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из тростника и пальмовых волокон; обувь; кожаные предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы) и конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи); кожаные мехи для хранения жидкостей и бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправлялись через реку; глиняную посуду. |
Подумайте, останавливало ли такое жестокое наказание рабов от желания бежать из неволи? Обоснуйте свой ответ.
4. В Древнем Вавилоне преступников заставляли испытывать то же самое, что они причинили своей жертве. Подумайте, мог ли данный метод наказания остановить преступников? Обоснуйте свой ответ.