Конспект урока
Учитель: Лизогубова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания МКОУ Большовской СОШ
Предмет история
Класс 5_
Тип урока повторительно -обобщающий
Тема урока Путешествие по Древней Греции._
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме “Древняя Греция”, углубление их представлений о древнегреческом полисе, о хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации, повышение познавательной активности учащихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.
Задачи урока:
1. В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древней Греции. 2. Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе , обобщать, делать выводы, работать с картой.
3. Развитие навыков творческо-поисковой деятельности.
4. Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
Оборудование урока: экран, компьютер, мультимедийный проектор, DVD «Древняя Греция», карта.
Предварительная подготовка: класс делится на две группы «Аргонавты» и «Эллины», которые на уроке будут соревноваться между собой, из учителей формируется жюри .
Ход урока
Сегодня мы еще раз совершим с вами путешествие с музой истории Клио, которая прислала нам свое приветствие.
Пусть в прошлое проникнет ясный взор:
День настоящий явит вам в прозренье
Владык земных и славу, и позор,
И мудрости плоды, что дарит миру гений…
Проникнув в тайны смутные веков,
Умом и сердцем долго узнавайте
Любовь к добру и ненависть врагов,
Труд терпеливый прежде замечайте.
Привет вам, юные, собравшиеся здесь,
Чей ум пытливый озарили боги…
Вы путь истории исследуете здесь –
Пусть победят сильнейшие в итоге!
Начнем свое путешествие с города, который древние греки называли Илион. Под каким названием он нам известен сейчас? (Троя). Если учащиеся затрудняются с ответом , зачитать им следующий текст.
(У стен этого города сражались легендарные герои Древней Греции Ахиллес, Патрокл , Гектор. В ходе войны враги десять лет осаждали его. Но гибель жителям принесли не вражеские стрелы, Опасность таилась внутри деревянного коня.)
В путешествие нам нужно взять все необходимое. Вы знаете, что Клио легко может побывать в любой стране и эпохе. Недавно она побывала в Китае и принесла предмет, который нам пригодится в путешествии. Что это за предмет? (компас).
Но для того чтобы верно выбрать курс нашего следования нам нужно определить географическое положение Греции.
На каком полуострове расположена Др. Гр. ?
Какими морями омываются берега Др. Гр ?
Что можно сказать о рельефе полуострова?
Назовите самый большой остров , бывший частью Греции?
Среди тех кто путешествует с нами один не вмешивается в разговоры спутников. В его руках кифара- музыкальный инструмент. Богиня Клио шепотом сказала, что это поэт и семь городов азиатской Ионии, пререкаясь, зовутся Отчизной его. Кто наш спутник? Что о нем рассказывают легенды? (Гомер, по легенде он был слепым).
Дотронувшись до струн кифары он запел о приключениях отважного и хитроумного Одиссея. (Конкурс “Знаешь ли ты содержание “Одиссеи»)
(Приложение №1)
Слушая прекрасные строки, мы не заметили как достигли Балканского полуострова. Высадившись в Северной Греции, недалеко от горы, где по мнению древних греков жили боги. Клио, нарушая все законы, позволила нам побывать на этой горе. Как называется эта гора? (Олимп).
Конкурс “Знаешь ли ты древнегреческих богов?”
Жена Зевса (Гера).
Суровый перевозчик душ умерших (Харон).
Бог огня и кузнечного дела (Гефест).
Богиня любви и красоты (Афродита).
Кому принадлежат слова: “Я – бог Солнца и света. Родился на плавучем остове Делос, в один день с сестрой Артемидой. Люблю искусство, покровительствую музам. В память о несчастной любви своей ношу на голове лавровый венок” (Аполлон).
Рожденная из головы Зевса, богиня мудрости (Афина).
Младший брат бога Смерти, бог сна (Гипнос).
Брат Зевса, бог подземного царства (Аид).
Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его к скале…(Гефест.)
Я просто влюбилась в этого юношу и поэтому помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)
Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)
До сих пор болят кости и ноет спина. Кто бы мог подумать , что голубое небо такое тяжёлое…(Геракл)
Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Так за что же царь богов и людей так жестоко карает меня.(Прометей )
Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы все живое вокруг.. (Артемида)
Определите, какому греческому богу принадлежат слова:
Максимальное количество баллов – 5.
Время выполнения (максимум) – 5 минут
1. | "Ударю я трезубцем - и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец - и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец". | Посейдон |
2. | "Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса". | Гера |
3. | "По решению Зевса две трети года - весну и лето - Персефона проводит со мной на Земле. В это время цветут деревья, цветы, поля дают хлеб, а на треть года Персефона спускается под Землю к мрачному Аиду, и Земля замирает". | Деметра |
4. | "Меня называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Без промаха разят врагов стрелы из моего лука. Ими я поразил страшное чудовище - дракона Пифона". | Аполлон |
5. | "Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой - и поражу клятвопреступника пламенной молнией". | Зевс |
Соотнести изображения богов с их именами и объяснить покровителями каких занятий они считались:
Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гера.
Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Дионис.
Убрать лишнего персонажа и рассказать миф:
Елена, Парис, Гефест, Афродита.
Одиссей, Деметра, Полифем
Тесей, Эгей, Минотавр, Зевс.
Деметра, Персефона, Аид, Дионис.
Простившись с богами, отправимся дальше. Чтобы попасть из Северной Греции в Среднюю, нужно пройти горный проход, который в переводе с греческого назывался “Теплые ворота”.О чем идет речь? (Фермопилы). Здесь мы увидели столп с надписью:
“О путник , поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли.” О каких событиях, произошедших здесь, гласит эта надпись?
Миновав Фермопилы, мы отправимся в область Аттика, находящуюся на юго-востоке Средней Греции. Почвы здесь каменистые, наиболее пригодные для произрастания олив. Здесь особенно чтили Афину и в честь ее назвали город. Расскажите миф о происхождении названия города.
Чтобы здесь все получше рассмотреть отправимся в город пешком. Впереди нас идут три грека и громко беседуют между собой.
1-й: “Мой сосед, потеряв урожай, так рассердился, что готов был “высечь море”!”
2-й: “Да теперь вырастить оливковые деревья на его участке можно сравнить с “работой Пенелопы”
3-й, грустно вздохнув, вторил им: “Этот год был тяжел для всех нас! Да канет он в Лету!”
Какие крылатые выражения были употреблены и что они означают? (конкурс “Знаешь ли ты крылатые выражения, родившиеся в Древней Греции. )
И вот мы на главной площади Афин -агоре.
Здесь идет народное собрание.
Кому могли принадлежать эти слова?(1)
1)“Поверьте мне было нелегко… Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля от камней. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на пол пути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки справедливы, но кто осмелиться сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?
Клио предложила нам отправляться дальше. Угадайте название города, куда лежит наш путь.( Крепостных стен город не имел. Его жители утверждали , что единственной защитой города являются ни камни, а храбрые мужи. Здесь ничего не продавали, и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Город напоминал военный лагерь.) ( Спарта).
Тест:
1.Что было главным занятием древних спартанцев? (военное дело)
2.Кто решал судьбу новорожденного в Спарте? (старейшины)
3.Как поступали с ребенком, имевшим какие-то физические недостатки? (сбрасывали в пропасть)
4.Кто командовал спартанским войском? (2 царя)
5.С какого возраста спартанских мальчиков отдавали на воспитание? (с 7-ми лет)
6.Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы. Как называется такая речь? (лаконичная)
Покидая город, мы увидели следующую картину. Мать провожала сына-спартанца на войну, подавая ему доспехи, она произнесла: “Со щитом или на щите”. Клио возмущенно воскликнула: “Остановитесь! Разве вы забыли, какое сейчас время?” Когда в Древней Греции никто не воевал? (во время Олимпийских игр).
В каком городе проходили Олимпийские игры? (к названию священной горы греков прибавьте соединительный союз и самую хвастливую букву алфавита, это Олимпия).
Клио приглашает вас поучаствовать в эстафете.
Правильно ответить за одну минуту на большее количество вопросов
Где живут греческие боги?
Какая поэма Гомера посвящена Троянской войне?
Почему поэма Гомера называется «Илиада»?
Кто вел в бой войско троянцев?
Кто такой Ахиллес?
Откуда родом Одиссей?
Кто убил Гектора?
Назовите царя города Микены.
Как Одиссей расправился с Полифемом?
Кто такой гражданин?
Кем по рождению был Солон?
Почему греки верили в существование богов?
Какие подвиги совершил Геракл?
Чьи законы отменил Солон?
Чем занимался совет ареопагов?
Где находится Спарта?
Где находится Афинское государство?
Кто решал жить или нет маленькому спартанцу?
Учили ли спартанцев грамоте?
Какой должна быть речь спартанца?
Что привозили купцы из Греции в колонию?
Как часто проходили Олимпийские игры?
Что такое триера?
Кто из греческих богинь помогал троянцам?
В Олимпии муза Клио попрощалась с нами, но не на долго. Мы встретимся в Древнем Риме. На прощание Клио оставила черный ящик. Откроем и посмотрим, что в нем?
(Яблоко, клубок ниток, перья и воск). Что означают эти предметы?
За каждый правильный ответ группа получает один балл.
В конце урока баллы суммируются. Группа, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломами. Учитель может оценить работу отдельных учащихся на уроке и выставить им оценки.
Литература:
Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988 г., стр.221-222
Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990 г.