План-конспект урока по теме «Экономические реформы».
1. Деятельностная :формирование способности учащихся к новому способу деятельности
2. Предметно-дидактическая: раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | | |
Формирование новых понятий | | |
2.1 Актуализация знаний; | Актуализация знаний учащихся: Ученики отвечают: Учитель задаёт вопрос: В чём крестьяне видели решение аграрного вопроса? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить плохое положение в с/х, отставание с/х от промышленности? | Ученики, как правило, отвечают: |
2.2 Создание проблемной ситуации | Открывается слайд №1 презентации: «Реформы закладывали основы для «Преобразования П.А.Столыпина только стабильного развития русской деревни» усугубили социальные проблемы в России» 4 Событие одно, а точек зрения две. Возникает проблемная ситуация. Какая из вышеуказанных точек зрения вам представляется более предпочтительной? | Ученики отвечают: Учитель просит учеников сформулировать тему урока. Открывается слайд №2 презентации: «Социально – экономические и политические реформы. Столыпинская аграрная реформа» |
2.3 Постановка учебной проблемы | Учитель спрашивает: Как вы думаете, с какими историческими фактами, событиями мы должны познакомиться, изучая данную тему? | Ученики предлагают план изучения темы: Цели и задачи реформы. Основные направления, содержание реформы. Итоги реформы. |
2.4.Решение проблемной ситуации: А) Выдвижение гипотезы; | Учащимся предлагается таблица; в которой указано количество земли на одного человека в разных странах: Великобритания –2.82 Россия – 2.59 Германия-1.72 Франция – 1.72 Учитель задаёт вопрос по таблице: Сравните свои предположения с данными, представленными в таблице. Какие выводы мы можем сделать? Учитель сообщает: экономисты доказали, что в случае уравнительного передела крестьяне получат земли столько же, сколько имели на момент проведения реформы 1861г – «нулевой эффект» и предлагает выдвигать гипотезы, какие мероприятия, по усмотрению учащихся, необходимо провести для решения аграрного вопроса в России. | Учащиеся делают выводы по таблице: Плохое положение в сельском хозяйстве связано не столько с малоземельем, сколько с архаичными, крепостническими методами ведения хозяйства. Развитию сельского хозяйства мешали выкупные платежи, крестьянская община с круговой порукой, чересполосица. Учащиеся выдвигают гипотезу |
Б) Проверка гипотезы; | 1 группа - выбрать из текста §6 (по учебнику А.Данилова); цели аграрной реформы. 2 группа - выбрать из текста §6 мероприятия, направленные на решение проблемы крестьянского малоземелья. 3 группа - выбрать из текста §6 мероприятия, направленные на разрушение крестьянской общины. 4 группа - выбрать из текста §6 итоги аграрной реформы Столыпина. | Ученики работают по группам и готовят отчёты : Отчёт 1 группы - цели реформы: Создание «великой России». Ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства. Ликвидировать малоземелье и феодальные пережитки в деревне. Снять социальную напряжённость в деревне. Создать в лице сельской буржуазии прочную социальную опору правительству. Отчёт 2 группы – решение проблемы крестьянского малоземелья: Создавался фонд из части казённых и императорских земель, на покупку которых крестьянам выдавались льготные ссуды. Переселенческая политика избыточного населения из Центра на окраины, за Урал: переселенцам выдавались ссуды; создавались казённые склады с/х машин; создавались агрономические консультации, предусматривалась медицинская и ветеринарная помощь; Недостатки переселенческой политики: неразвитый транспорт, отсутствие необходимого количества вагонов, приспособленных для перевозки пассажиров на дальние расстояния; произвол местных чиновников; часть переселенцев (16%), разорившись на новом месте, возвращались обратно озлобленные и недовольные реформой. Отчёт 3 группы – разрушение крестьянской общины. Отчёт 4 группы : Положительные итоги: 1. Рост посевных площадей на 10% 2.Повышение урожайности 3. Рост специализации Отрицательные итоги: 1. Рост социальной напряжённости в деревне 2. Не удалось создать прочную социальную опору в деревне. . |
В) Формулировка окончательного решения | Выслушав отчёт групп, проводится рефлексия, в кластер вносятся необходимые изменения. Схема 7. Окончательный вариант записывается в тетрадь. | Ученики составляют кластер в тетрадь |
2.5 Доказательство и применение найденного решения | Учитель предлагает выписать результаты реформ (учебник, стр.47) | Ученики работают с учебником |
ППодведение итогов и рефлексия | Учитель затрагивает вопрос о том, что реформы П.А.Столыпина потерпели неудачу и предлагает учащимся следующее задание по группам, сформированным во время урока: Сформулировать реформы, альтернативные реформам П.А.Столыпина. Рефлексия: Составить синквейн к слову «реформа» Применительно к реформам П.А.Столыпина | Учащиеся записывают д\з; п.6, выполнить творческое задание |