kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории по теме "Время соборов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 6 классе по теме "Время соборов". Урок разработан с использованием учебника Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений – М.: Проосвещение, 2012. В архивном материале представлен конспект урока, презентация, видеоролик для работы на уроке и задания для закрепления материала. Презентация содержит небольшой тест для проверки усвоения учащимися материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задание 3»



Рассмотрите иллюстрацию. Определите, к какому архитектурному стилю относится изображенное в разрезе здание. Докажите, отметив необходимые для этого элементы







Рассмотрите иллюстрацию. Определите, к какому архитектурному стилю относится изображенное в разрезе здание. Докажите, отметив необходимые для этого элементы



Рассмотрите иллюстрацию. Определите, к какому архитектурному стилю относится изображенное в разрезе здание. Докажите, отметив необходимые для этого элементы







Рассмотрите иллюстрацию. Определите, к какому архитектурному стилю относится изображенное в разрезе здание. Докажите, отметив необходимые для этого элементы

Просмотр содержимого документа
«Урок_Время соборов»

Лильбок Людмила Арновна МОУСОШ №7 г.Чебаркуль










Урок истории. 6 класс.






Тема: Время соборов.























Оформила:

учитель истории и обществознания

Лильбок Людмила Арновна

/Челябинская обл., г. Чебаркуль

МОУСОШ №7/






Тема урока: «Время соборов».

(Учебная тема:Культура Западной Европы в XI-XIII вв.)

Предмет

История

Класс - 6

Программа

- История 5-9 классы. Примерные программы по учебным предметам. — М.: Просвещение, 2011.— (Стандарты второго поколения).

- Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.О.Чубарьяна. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 2011

Эпиграф: Архитектура - летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Николай Гоголь

Цель урока: сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в XI-XIII вв.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- познакомить учащихся с архитектурой и изобразительным искусством эпохи расцвета средневековья;

- показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;

- выявить отличительные черты романского и готического стилей;

- развивать умение соотносить знания с исторической эпохой,

- работать над формированием новых терминов и понятий

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями

- развивать коммуникационные, информационные навыки; компьютерную грамотность; монологическую речь учащихся.

-воспитывать толерантное отношение к культурным достижениям различных народов и стран, к другим религиозным культурам;

-воспитывать уважительное отношение к истории, памятникам архитектуры и живописи.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

-находить в различных источниках достоверную информацию;

-владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы, классифицировать.

- планировать и ставить цели деятельности в группе;

-оценивать степень достижения результатов;

-самостоятельно исправлять ошибки.

-понимать позицию другого,

-излагать свое мнение и уметь его корректировать;

-организовать работу в группе;

-добиваться поставленных целей.

-осознавать целостность мира и сохранять духовные ценности мирового сообщества;

-аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Тип занятия: урок – изучение нового материала

Вид занятия: урок-практикум

Решаемые учебные проблемы:

Почему именно собор стал наиболее ярким воплощением средневековой архитектуры и искусства.

Основные понятия, изучаемые на уроке: романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель.

Оборудование и средства обучения:

- мультимедийный комплекс и презентация подготовленная учителем;

- карточки с заданиями

- Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений – М.: Проосвещение, 2012


Ход урока


Название этапа

Ведущая деятельность

Учителя

Учащихся

I. Организационный этап



II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового учебного материала

Ребята, какую тему мы начали изучать на прошлом занятии?

- XI-XIIIвека – это период расцвета средневековой культуры.

Как вы думаете, что способствовало подъему культуры именно в этот период?

- Какие шедевры архитектуры мы могли бы встретить в средневековом городе?

- Почему горожане старались сделать свой собор более величественным и прекрасным?

- Учитывая, что с X-XIвеков начинается рост городов в Западной Европе, в связи с этим начинается строительство большого количества соборов. Поэтому предположите, как могли назвать это время архитекторы и строители?

- Итак, какова тема нашего занятия?

- Что вы хотели бы узнать о средневековых соборах?

- Сегодня на уроке мы узнаем о двух видах средневековых храмов, выясним их отличительные черты.

Ответы учеников




Ответы учеников



Ответы учеников



Ответы учеников







Ответы учеников



Ответы учеников


Ответы учеников

III. Этап усвоения учащимися нового учебного материала

В XI-XIIIвеках возводились замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно.

Как вы думаете, почему?

- обратитесь к пункту 1 на стр. 182 и найдите ответ на этот вопрос.


- Какие же храмы строились в средневековье?

Ответы учеников

1) Церковь оказывала влияние на верующих.

2) Сосредоточила в своих руках колоссальныебогатства

3) Невиданное развитие паломничества.


Работа с презентацией, с новыми понятиями и терминами



В ходе рассказа вам необходимо будет заполнить таблицу

Из видеосюжета определите черты, характерные для готического стиля.

Покажите, выделенные вами черты на изображении


Ученики вносят в таблицу данные по романскому стилю.










Работа с видеосюжетом.












Ответ ученика







Продолжается работа с таблицей, заносятся данные о готическом стиле.

IV. Этап проверки понимания школьниками нового учебного материала

Работа в парах

Задание 1.

Распределите полученные вами изображения средневековых храмов на группы:

- романские храмы

- готические храмы

Задание 2.

Прочтите отрывок из исторического текста, укажите название архитектурного стиля, о котором идет речь. Докажите свое мнение.

Задание 3.

Рассмотрите иллюстрацию. Определите, к какому архитектурному стилю относится изображенное в разрезе здание. Докажите, отметив необходимые для этого элементы.

Задание 4.

Работа со схемой «Западный фасад собора Парижской Богоматери»

Выполнение учащимися разноуровневых познавательных заданий

V. Этап закрепления школьниками нового учебного материала

Закрепим наши знания. Вам предлагаются характерные черты средневековых храмов, а вам надо определить, к какому стилю они относятся.

Учащиеся индивидуально выполняют полученное задание

VI. Этап инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания

Д/З § 19 + по выбору

написать мини-сочинение «Как украшали храмы».

- Представьте, что вы путешественник – христианин, впервые в жизни попавший в романский (мальчики) и готический собор (девочки). Составьте рассказ о вашем посещении храма.


VII. Подведение итогов

Решение учебной проблемы:

Почему именно собор стал наиболее ярким воплощением средневековой архитектуры и искусства?

Ответы учеников



Просмотр содержимого презентации
«Время соборов_Архитектура западноевропейского средневековья»

Время соборов Шедевры романского и готического искусства

Время соборов

Шедевры

романского и готического искусства

АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский ( XI—XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)

АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры.

В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства.

В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский ( XI—XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)

«Отличительные черты романского и готического стилей»   Линии сравнения Романский стиль Время появления Готический стиль Внешний вид   Толщина стен     Толщина и форма сводов     Очертания и размеры оконных проемов      

«Отличительные черты романского и готического стилей»

Линии сравнения

Романский стиль

Время появления

Готический стиль

Внешний вид

 

Толщина стен

 

 

Толщина и форма сводов

 

 

Очертания и размеры оконных проемов

 

 

 

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI-XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики , связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем .

Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки- базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.

Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этапом развития западноевропейской архитектуры . Определились новые типы сооружений - феодальный замок , городские укрепления, большие городские церкви, соборы . Возник и новый тип городского жилого дома.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Искусство романского стиля в Европе XI-XIII вв.

Искусство романского стиля в Европе XI-XIII вв.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII вв. Родиной этого стиля считается Северная Италия. Строили из камня или кирпича.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII вв. Родиной этого стиля считается Северная Италия. Строили из камня или кирпича.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ Постройки в то время возводили как крепости, с толстыми стенами и узкими окнами. Окна делались полукруглыми. Церкви строили достаточно высокими – 15-20 метров.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Постройки в то время возводили как крепости, с толстыми стенами и узкими окнами. Окна делались полукруглыми. Церкви строили достаточно высокими – 15-20 метров.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ В романских соборах на смену деревянным перекрытиям (потолкам) пришли каменные своды. Своды соборов поддерживались толстыми колоннами, идущими внутри здания по обе стороны прямо от алтаря.  Замок Тауэр в Лондоне.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

В романских соборах на смену деревянным перекрытиям (потолкам) пришли каменные своды. Своды соборов поддерживались толстыми колоннами, идущими внутри здания по обе стороны прямо от алтаря.

Замок Тауэр в Лондоне.

ПЛАН СОБОРА:

Несколько изменился план собора: если смотреть на него сверху, то романский собор напоминает не вытянутый в длину прямоугольник, а крест. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде. Эту пристройку называют трансепт, или поперечный неф. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню.

В романском храме присутствует четкое пространственное деление, которое легко увидеть, посмотрев на типичный план собора . Базилика ориентирована строго на восток. В этой части храма располагается алтарь, отмеченный особой нишей - апсидой . С западной стороны базилика предваряется притвором . Восточная часть, так называемый хор , приобретает первенствующее значение, там находится многочисленное духовенство и помещаются главные святыни. чтобы разместить их, строили поперечный неф - трансепт , а для размещения реликвий - специальные помещения, капеллы , которые веерообразно размещаются вокруг апсиды. Для обозрения реликвий, привлекавших паломников, вокруг хора перед капеллами делали специальный обход. Над местом пересечения продольного и поперечного нефа - средокрестием - возвышается основная башня. В подземной части храма строилась крипта - низкое сооружение, перекрытое сводом, где находились наиболее дорогие реликвии и также захоронения. Нефов в соборе могло быть три или пять, причем центральный неф обычно был выше боковых .

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ  Романские храмы поражают мощью. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Романские храмы поражают мощью. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены . На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены

. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом.

Искусство готического стиля в Европе XIII-XV вв.

Искусство готического стиля в Европе XIII-XV вв.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Соборы стали строить выше, нарядней, с огромными вытянутыми окнами и входами. Главной задачей мастеров было удержание тяжелого каменного свода. В готических соборах для этого стали использовать крестовые своды. Всю тяжесть принимали на себя столбы. Они передавали часть тяжести на наружные стены (контрфорсы), отстоящие на несколько метров от основных стен собора. Эти наружные стены соединялись с собором при помощи перекинутых между ними арок (аркбутанов).

Соборы стали строить выше, нарядней, с огромными вытянутыми окнами и входами.

Главной задачей мастеров было удержание тяжелого каменного свода. В готических соборах для этого стали использовать крестовые своды.

Всю тяжесть принимали на себя столбы. Они передавали часть тяжести на наружные стены (контрфорсы), отстоящие на несколько метров от основных стен собора. Эти наружные стены соединялись с собором при помощи перекинутых между ними арок (аркбутанов).

Самыми распространенными были фасады с двумя высокими башнями. Фасад обычно делится на 3 яруса, в нижнем находятся порталы – входы. Порталы углубляются внутрь, в верхней части они богато украшены скульптурой. Завершаются порталы арками стрельчатого вида.

Самыми распространенными были фасады с двумя высокими башнями. Фасад обычно делится на 3 яруса, в нижнем находятся порталы – входы. Порталы углубляются внутрь, в верхней части они богато украшены скульптурой. Завершаются порталы арками стрельчатого вида.

6. Все пространства готического собора обитаемы – и внутри, и снаружи собор населен массой скульптур.

6. Все пространства готического собора обитаемы – и внутри, и снаружи собор населен массой скульптур.

7.Орнаментальные и сюжетные витражи 8. «Готическая роза»

7.Орнаментальные и сюжетные витражи

8. «Готическая роза»

Вам предлагаются характерные черты средневековых храмов, а вам надо определить, к какому стилю они относятся 1) Романский стиль - 2) Готический стиль -   а) Напоминают крепости  б) Полукруглая арка в) Изящные колонны г) Толстые стены д) Стрельчатые арки е) Огромные окна ж) Маленькие окна з) Тонкие стены и) В плане имеет вид креста

Вам предлагаются характерные черты средневековых храмов, а вам надо определить, к какому стилю они относятся

1) Романский стиль -

2) Готический стиль -

 

а) Напоминают крепости

б) Полукруглая арка

в) Изящные колонны

г) Толстые стены

д) Стрельчатые арки

е) Огромные окна

ж) Маленькие окна

з) Тонкие стены

и) В плане имеет вид креста

Ответ: 1)- а, б, г, ж, и 2) – в, д, е, з

Ответ:

1)- а, б, г, ж, и

2) – в, д, е, з

Д/З  § 19

Д/З § 19


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории по теме "Время соборов"

Автор: Лильбок Людмила Арновна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "239296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753198"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoriia-rossii-s-drievnieishikh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "101185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409880"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Кризис государства и общества. Смутное время». "
    ["seo_title"] => string(51) "krizis-ghosudarstva-i-obshchiestva-smutnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "100884"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402397960"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока на тему: "Образ  культуры средневековой Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obraz-kul-tury-sriednieviekovoi-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "281972"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453632071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства