Время соборов
Шедевры
романского и готического искусства
АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры.
В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства.
В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский ( XI—XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)
«Отличительные черты романского и готического стилей»
Линии сравнения
Романский стиль
Время появления
Готический стиль
Внешний вид
Толщина стен
Толщина и форма сводов
Очертания и размеры оконных проемов
Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI-XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики , связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем .
Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки- базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.
Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этапом развития западноевропейской архитектуры . Определились новые типы сооружений - феодальный замок , городские укрепления, большие городские церкви, соборы . Возник и новый тип городского жилого дома.
Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.
Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Искусство романского стиля в Европе XI-XIII вв.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII вв. Родиной этого стиля считается Северная Италия. Строили из камня или кирпича.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Постройки в то время возводили как крепости, с толстыми стенами и узкими окнами. Окна делались полукруглыми. Церкви строили достаточно высокими – 15-20 метров.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
В романских соборах на смену деревянным перекрытиям (потолкам) пришли каменные своды. Своды соборов поддерживались толстыми колоннами, идущими внутри здания по обе стороны прямо от алтаря.
Замок Тауэр в Лондоне.
ПЛАН СОБОРА:
Несколько изменился план собора: если смотреть на него сверху, то романский собор напоминает не вытянутый в длину прямоугольник, а крест. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде. Эту пристройку называют трансепт, или поперечный неф. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню.
В романском храме присутствует четкое пространственное деление, которое легко увидеть, посмотрев на типичный план собора . Базилика ориентирована строго на восток. В этой части храма располагается алтарь, отмеченный особой нишей - апсидой . С западной стороны базилика предваряется притвором . Восточная часть, так называемый хор , приобретает первенствующее значение, там находится многочисленное духовенство и помещаются главные святыни. чтобы разместить их, строили поперечный неф - трансепт , а для размещения реликвий - специальные помещения, капеллы , которые веерообразно размещаются вокруг апсиды. Для обозрения реликвий, привлекавших паломников, вокруг хора перед капеллами делали специальный обход. Над местом пересечения продольного и поперечного нефа - средокрестием - возвышается основная башня. В подземной части храма строилась крипта - низкое сооружение, перекрытое сводом, где находились наиболее дорогие реликвии и также захоронения. Нефов в соборе могло быть три или пять, причем центральный неф обычно был выше боковых .
РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Романские храмы поражают мощью. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.
Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены
. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом.
Искусство готического стиля в Европе XIII-XV вв.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Соборы стали строить выше, нарядней, с огромными вытянутыми окнами и входами.
Главной задачей мастеров было удержание тяжелого каменного свода. В готических соборах для этого стали использовать крестовые своды.
Всю тяжесть принимали на себя столбы. Они передавали часть тяжести на наружные стены (контрфорсы), отстоящие на несколько метров от основных стен собора. Эти наружные стены соединялись с собором при помощи перекинутых между ними арок (аркбутанов).
Самыми распространенными были фасады с двумя высокими башнями. Фасад обычно делится на 3 яруса, в нижнем находятся порталы – входы. Порталы углубляются внутрь, в верхней части они богато украшены скульптурой. Завершаются порталы арками стрельчатого вида.
6. Все пространства готического собора обитаемы – и внутри, и снаружи собор населен массой скульптур.
7.Орнаментальные и сюжетные витражи
8. «Готическая роза»
Вам предлагаются характерные черты средневековых храмов, а вам надо определить, к какому стилю они относятся
1) Романский стиль -
2) Готический стиль -
а) Напоминают крепости
б) Полукруглая арка
в) Изящные колонны
г) Толстые стены
д) Стрельчатые арки
е) Огромные окна
ж) Маленькие окна
з) Тонкие стены
и) В плане имеет вид креста
Ответ:
1)- а, б, г, ж, и
2) – в, д, е, з
Д/З § 19