1. Мотивация. Добрый день. « Черный ящик» (конь, овца, яблоко, богиня победы Ника, Храм Зевса) Установите связь между предметами и государством, к которому они относятся. (Греция) Географическое положение Назовите моря , омывающие Грецию? Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады. Вы уже побывали на горе небожителей ... в воинственной ... , в торговых и военных гаванях порта .... В театре…… Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса: - Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса? - В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности? Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем? Верно, в Афины, город богини Афины, центр древнегреческой культуры. Прием «Оратор» -За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. 2. Проблемный вопрос: (на слайде) О своем городе его жители говорили: " «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка? . 3. Давайте сформулируем цель нашего урока. Учитель: Цель нашего урока: создать образ Древних Афин и определить правы ли Греки в своей оценке города Афины Или Греки преувеличивали оценку своего родного города. 4. Работа с рабочими листами (по группам). | - рассматривают предметы, репродукции, соотносят с темой. - работают с учебником Зачитывают на слайде . Предположения детей | - ставить познавательные задачи; - планировать пути достижения цели; - навыки работы с картой | - взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. - передача информации и отображение предметного содержания Ответы детей: - Греция, предметы отображают мифы «Троянский конь», «Одиссея», «Иллиада», Богиня из греческой мифологии. - На юге Балканского полуострова; - Ионическое, Средиземное, Эгейское; - Олимпе - Спарте -Пирей -Диониса - богиня Афина -городе Афины - город АФИНЫ Ответы детей: - Узнать о достопримечательностях Афин. - Какие культурные центры были в Афинах. | - отображение информации, обсуждение - умение договариваться и приходить к общему решению - умение слушать, отстаивать сою точку зрения Учащиеся в мини-группах обсуждают своё выступление | - планирование деятельности; - пошаговая деятельность для достижения результатов - планирование представления результатов Работают с картой Работают в рабочих листах с кластером в виде дерева Выступают Ораторами, доказывают и убеждают в том, что им необходимо изучить именно эту тему. | - умение выбора способов решения учебной задачи; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей - умение принять ошибки - умение оценивать свои действия - способность к взаимооценке |
Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Большинство из них, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки ( метеками называли приезжих жителей?). Керамик Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в рабочих листах ) Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название? Ответы Действительно, ребята, название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина. А красив ли сам городской район Керамик? Найдите его описание в учебнике. Ответы детей. Почему район Керамик был за городской стеной? Ответы. Сделайте вывод 1 в дневниках. Работа в дневниках Так правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города? Начали мы создавать образ района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет. Чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика». Они изготавливали пифосы, амфоры, вазы с враснофигурным рисунком и чернофигурным рисунком Запишите новые слова : пифосы, амфоры . Из глины рождались великолепные произведения искусства. Точнее, это для нас – произведения искусства, а греки просто бестрепетно использовали эту посуду в быту. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще. Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: традиционная чернофигурная техника (черный рисунок на красной глине) уступила место краснофигурной. Догадались, что изменилось? Вся поверхность покрыта черной глазурью, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными. Задание: Выполните на вазах краснофигурный рисунок и чернофигурный рисунок (вазы выполнены детьми из папье -маше) Образцы таких ваз можно встретить в крупнейших музеях мира. До сих пор остается секретом, какую именно глазурь использовали афинские горшечники и чем - кисточкой, пером, резцом или щеткой - наносили мастера свои удивительные линии. - Оцените работу друг друга. Итак, мы покидаем район Керамик. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города? Предположения детей. А можно ли судить обо всем городе только по одному району? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Сейчас я покажу вам ещё одно изображение (достаёт изображение сердца) Ребята, почему сердце? Агора Давайте продолжим путешествие и отправимся в самое сердце Афин на главную рыночную площадь - Агору. 1.Найдите ее на карте города под номером 2. Впишите в кластер название. Перед нами Агора – главная площадь Афин. Мы с независимым видом пройдем мимо грозной рыночной стражи, состоящей из рабов-скифов, мимо смотрителей рынка, мимо тенистых портиков, мимо совета пятисот, Работа с книгой (с.176) - Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали? Благодаря книге Плутарха, мы можем узнать, о чем говорили древние греки. Вот самые волнующие темы: - Почему под осень люди обжорливей? - Что появилось раньше, курица или яйцо? - Четное число звезд на небе или нечетное? - Могут ли появиться новые, еще не известные болезни? Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы. Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян? Сделайте об этом вывод в своих дневниках. Меняется ли ваше мнение о красоте города? Акрополь С площади хорошо виден Акрополь (от "акрос" - верхний и "полис" - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей. Отметьте в кластерах Акрополь под номером 3. На уступе скалы находится храм богини победы Ники. Обычно греки изображали ее вот такой (слайд). А в афинском храме ее сделали такой (слайд). Найдите отличие и попробуйте объяснить причину. . Сердцем Афин был Парфенон - храм покровительницы города богини Афины, самое прекрасное творение греческих строителей! Его фронтоны (треугольное пространство между скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне был изображен спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой . На другом – рождение Афины из головы Зевса. Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия . На том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды (каменные фигуры юных девушек) А теперь ваше мнение о красоте Афин осталось тем же, что и после посещения Керамик? | - работают с учебником, маршрутным листом - работают с текстами, картой - работают с терминами и их определением; - работают с дополнительным материалом в рабочем листе - составляют кластер Работают по учебнику Записывают в тетрадь Работают с картой. Затем в рабочем листе в кластер вписывают АГОРА Работа с книгой, п.2. -Работа в листах с кластером Работа в листах с кластером Работа с книгой п.3. Находят отличия Рассматривают Парфенон Просмотр фильма Парфенон | - навыки работы с информацией, картой - умение определять понятие - умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, -анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями - зачитывают описание керамика Зачитывают описание Агоры Зачитывают описание Акрополя | - организация сотрудничества (работа в парах), совместную деятельность с учителем; - вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения - понимать позицию партнера - обмениваться мнениями - он был очень грязный, улочки были узкими, мощеные камнем, помои выливались прямо на улицу Предположения детей. Да, т.к в керамике изготавливали красивые вазы Ответы детей: - Какая погода ожидает; - Какие цены на рынке и др. Да, Агора была центром политической и общественной жизни. Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы богиня не улетела и победа навсегда была с горожанами | - готовность получать необходимую информацию; - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения - гончары Нет, он некрасив, на улицах грязь и плохо пахнет Работают по созданию вазы с чернофигурным рисунком и краснофигурным рисунком Да, мы видим, что Афины – очень красивый город | - планирование деятельности; - пошаговая деятельность для достижения результатов Под номером 1 дети пишут "Керамик" Записывают в тетрадь: Керамик – район гончарных мастерских Пифосы – бочки для хранения зерна Амфора – сосуд для хранения вина. масла Дети к вазам приклеивают черные фигуры к вазам коричневого цвета и красные фигуры к ваза черного цвета. -Работа в рабочих листах Заполняют кластер, пишут АГОРА Зачитывают: -На одной стороне площади располагалось правительственное здание. На другой было много портиков - полуоткрытых помещений, крыши которых поддерживают колонны. В них горожане часто собирались вместе. Записывают: АКРОПОЛЬ – холм, с обрывистыми склонами Отмечают в кластере АКРОПОЛЬ Записывают новые слова : Парфенон Эрейхтон Кариатиды – колонны в виде девушек. | -определение цели и планирование алгоритма ее выполнения - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов - развитие навыков самопланирования, взаимо и само-оценки - Оценивают работу в группах Оценивают ответы друг друга |