kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории: "Афины - центр греческой культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: сформировать яркое, образное эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афины, познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства. В уроке использована презентация и видиофильм о знаменитом Парфеноне. В течение урока ребята заполняли кластер, который оформлен в виде дерева. при изучении центра керамик, ребята создают вазы с чернофигурным и краснофигурным рисунком(вазы выполнены предворительно из папье маше) В прцессе урока работают с картой, исторической информацией. Перед ребятами поставлена проблема, правы ли афиняне в оценке своего города. Для закрепления используется тест. Домашнее задание : составить кроссворд наоборот. В течение урока знакомятся с новыми словами и понятиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории: "Афины - центр греческой культуры"»

Тема

Урок –образ

Афины – центр греческой культуры.

Цель

Формировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афинах и влиянии античной культуры на современную культуру

Задачи урока

- познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать её и структурировать; описывать памятники культуры; правильно употреблять и объяснять исторические термины; воспитывать любовь к истории и уважение к культурному наследию

Тип урока

- урок нового знания

Форма урока

- урок-образ

Методы обучения

- рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Планируемый

результат

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: формировать представление о Древних Афинах.

Получат возможность научиться: работать с картой и исторической информацией; анализировать карту, иллюстрации; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Получают представления о знаменитом городе Древней Эллады, дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к памятникам культуры, обеспечивающую

личностный моральный выбор на

основе социальных и личностных

ценностей.

Основные понятия

Керамика, краснофигурная и чернофигурная роспись, портики, Совет пятисот, Кариатиды, фронтоны, Парфенон, Ника, Фидий, Акрополь, Пропилеи,  Агора.


Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, искусство, география, ИКТ, МХК

Фронтальная

групповая

             Виды деятельности:

- самостоятельная работа с учебником;

- решение познавательных задач, проблемных ситуаций

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- предметы

- презентация по теме урока;

- практическая работа

- учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013-2014;

- карта «Древняя Греция»

- карта Афин


Организационная структура урока

1-й этап.   Информационно-деятельностный: постановка целей и задач урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Мотивация. 

Добрый день. « Черный ящик» (конь, овца, яблоко, богиня победы Ника, Храм Зевса) Установите связь между предметами и государством, к которому они относятся. (Греция)

















  1. Географическое положение

  2. Назовите моря , омывающие Грецию?

  3. Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады.

  4. Вы уже побывали на горе небожителей ... в воинственной ... , в торговых и военных гаванях порта .... В театре……

  5. Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса:

- Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса?


- В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности?


Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем?


Верно, в Афины, город богини Афины, центр древнегреческой культуры.


Прием «Оратор»

-За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.


2. Проблемный вопрос: (на слайде)

О своем городе его жители говорили: " «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка?

.

3. Давайте сформулируем цель нашего урока.



Учитель: Цель нашего урока: создать образ Древних Афин и определить правы ли Греки в своей оценке города Афины

Или Греки преувеличивали оценку своего родного города. 

4. Работа с рабочими листами (по группам).


- рассматривают предметы, репродукции, соотносят с темой.












- работают  с учебником


































Зачитывают на слайде .

 

 

 

 Предположения детей

 

 

- ставить познавательные задачи;

- планировать пути достижения цели;

- навыки работы с картой

 

 

 

 

 

 

- взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. 

- передача информации и отображение предметного содержания

 

 Ответы детей:

 - Греция, предметы отображают мифы

«Троянский конь», «Одиссея», «Иллиада», Богиня из греческой мифологии.

 


- На юге Балканского полуострова;

- Ионическое, Средиземное, Эгейское;


- Олимпе

- Спарте

-Пирей

-Диониса



- богиня Афина


-городе Афины



- город АФИНЫ




















Ответы детей:

- Узнать о достопримечательностях Афин.

- Какие культурные центры были в Афинах.

- отображение информации, обсуждение

- умение договариваться и приходить к общему решению

- умение слушать, отстаивать сою точку зрения

 

 

 



































Учащиеся в мини-группах обсуждают своё выступление

- планирование деятельности;

- пошаговая деятельность для достижения результатов

- планирование представления результатов

 

 

 

 

 

 









Работают с картой







Работают в рабочих листах с кластером в виде дерева














Выступают Ораторами, доказывают и убеждают в том, что им необходимо изучить именно эту тему.

- умение  выбора способов решения учебной задачи;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

 - умение принять ошибки

- умение оценивать свои действия

- способность к взаимооценке

 

2-й этап. Получение новой информации по теме и осмысление  ее.

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Деятельность учителя

Метапредметные

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Большинство из них, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки ( метеками называли приезжих жителей?).
















Керамик

Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в рабочих листах )


Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название?

Ответы

Действительно, ребята, название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина.

А красив ли сам городской район Керамик? Найдите его описание в учебнике.


Ответы детей.

Почему район Керамик был за городской стеной?

Ответы.

Сделайте вывод 1 в дневниках.

Работа в дневниках

Так правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?


Начали мы создавать образ района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет.



Чем тут восхищаться?

Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика». Они изготавливали пифосы, амфоры, вазы с враснофигурным рисунком и чернофигурным рисунком


Запишите новые слова : пифосы, амфоры

. Из глины рождались великолепные произведения искусства. Точнее, это для нас – произведения искусства, а греки просто бестрепетно использовали эту посуду в быту. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.

Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: традиционная чернофигурная техника (черный рисунок на красной глине) уступила место краснофигурной. Догадались, что изменилось?



Вся поверхность покрыта черной глазурью, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными.

Задание: Выполните на вазах краснофигурный рисунок и чернофигурный рисунок (вазы выполнены детьми из папье -маше)


Образцы таких ваз можно встретить в крупнейших музеях мира.

До сих пор остается секретом, какую именно глазурь использовали афинские горшечники и чем - кисточкой, пером, резцом или щеткой - наносили мастера свои удивительные линии.

- Оцените работу друг друга.

Итак, мы покидаем район Керамик. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?

Предположения детей.

А можно ли судить обо всем городе только по одному району?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сейчас я покажу вам ещё одно изображение (достаёт изображение сердца)

Ребята, почему сердце?

Агора

Давайте продолжим путешествие и отправимся в самое сердце Афин на главную рыночную площадь - Агору.

1.Найдите ее на карте города под номером 2. Впишите в кластер название.

Перед нами Агора – главная площадь Афин. Мы с независимым видом пройдем мимо грозной рыночной стражи, состоящей из рабов-скифов, мимо смотрителей рынка, мимо тенистых портиков, мимо совета пятисот,

Работа с книгой (с.176)

- Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали?

Благодаря книге Плутарха, мы можем узнать, о чем говорили древние греки. Вот самые волнующие темы:

- Почему под осень люди обжорливей?

- Что появилось раньше, курица или яйцо?

- Четное число звезд на небе или нечетное?

- Могут ли появиться новые, еще не известные болезни?

Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы.

Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян? Сделайте об этом вывод в своих дневниках.


Меняется ли ваше мнение о красоте города?



Акрополь

С площади хорошо виден Акрополь (от "акрос" - верхний и "полис" - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей. Отметьте в кластерах Акрополь под номером 3.






На уступе скалы находится храм богини победы Ники. Обычно греки изображали ее вот такой (слайд).

А в афинском храме ее сделали такой (слайд).

Найдите отличие и попробуйте объяснить причину.

.

Сердцем Афин был Парфенон - храм покровительницы города богини Афины, самое прекрасное творение греческих строителей! Его фронтоны (треугольное пространство между скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне был изображен спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой . На другом – рождение Афины из головы Зевса. Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия .

На том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды (каменные фигуры юных девушек)

А теперь ваше мнение о красоте Афин осталось тем же, что и после посещения Керамик?

- работают с учебником, маршрутным листом

- работают с текстами, картой

- работают с терминами и их определением;

- работают с дополнительным материалом в рабочем листе

 - составляют кластер






















Работают по учебнику
























Записывают в тетрадь
























































Работают с картой. Затем в рабочем листе в кластер вписывают АГОРА






Работа с книгой, п.2.





















-Работа в листах с кластером









Работа в листах с кластером



Работа с книгой п.3.












Находят отличия










Рассматривают Парфенон


Просмотр фильма Парфенон

- навыки работы с информацией, картой

- умение определять понятие

- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках,

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями




















- зачитывают описание керамика



























































































Зачитывают описание Агоры




































Зачитывают описание Акрополя

































- организация сотрудничества (работа в парах),  совместную деятельность с учителем;

- вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

- понимать позицию партнера

- обмениваться мнениями































- он был очень грязный, улочки были узкими, мощеные камнем, помои выливались прямо на улицу



























































Предположения детей.



Да, т.к в керамике изготавливали красивые вазы





















Ответы детей:

- Какая погода ожидает;

- Какие цены на рынке и др.














Да, Агора была центром политической и общественной жизни.




















Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы богиня не улетела и победа навсегда была с горожанами

- готовность получать необходимую информацию;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения













- гончары

















Нет, он некрасив, на улицах грязь и плохо пахнет











































Работают по созданию вазы с чернофигурным рисунком и краснофигурным рисунком

































































Да, мы видим, что Афины – очень красивый город




































- планирование деятельности;

- пошаговая деятельность для достижения результатов

 



















Под номером 1 дети пишут "Керамик"









Записывают в тетрадь:

Керамик – район гончарных мастерских


























Пифосы – бочки для хранения зерна


Амфора – сосуд для хранения вина. масла





























Дети к вазам приклеивают черные фигуры к вазам коричневого цвета и красные фигуры к ваза черного цвета.

















-Работа в рабочих листах

Заполняют кластер, пишут АГОРА







Зачитывают:

-На одной стороне площади располагалось правительственное здание.

На другой было много портиков - полуоткрытых помещений, крыши которых поддерживают колонны. В них горожане часто собирались вместе.















Записывают:

АКРОПОЛЬ – холм, с обрывистыми склонами


Отмечают в кластере АКРОПОЛЬ







Записывают новые слова :

Парфенон

Эрейхтон

Кариатиды – колонны в виде девушек.



















-определение цели и планирование алгоритма ее выполнения







- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов








- развитие навыков самопланирования, взаимо и само-оценки














































































- Оценивают работу в группах



















































Оценивают ответы друг друга
























 3-й этап – закрепление (тест)


4-й этап Рефлексия, оценка своей деятельности

Организация  обсуждения проблемного задания.

Так правы ли были Афиняне в своём высказывании?


Кто сможет объяснить всем свой выбор?


Ребята, перед вами лежат камешки трёх цветов: белый, серый, черный. Оцените свою работу на уроке.


«Большое спасибо за активную работу на уроке». Мне очень понравилось с вами работать.

Я хочу поблагодарить ..Лыкову наталью, Кореневскую дарью, ученёва Никиту, Данилова Романа, Самошкину татьяну. Мне понравилась работа

Выставление и комментирование отметок.

А вам понравился урок? Выберите смайлик, который соответствует вашим ощущениям.

Участие в обсуждении проблемного задания

Обсуждение, анализ, принятие решения

Учет позиций партнера

Тренинг коммуникативных навыков

 Взаимопонимание, взаимодействие

Рефлексия

коррекция

Самооценка, оценка в группе








Оценивают свою работу на уроке.


 Определяют настроение

5-й этап. Домашнее задание


Задает домашнее задание, комментирует его:

Пар. 38.


Дома я предлагаю вам выполнить кроссворд наоборот: слова уже вписаны в клеточки, а вам нужно подобрать к ним определения. По желанию вы можете выполнить и 2-е задание, расписав вазы в разных техниках.


Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание

Выбор элементов домашнего задания

 

 

Самоуправление обучением

Выстраивание стратегии выполнения домашнего задания

 






























Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы

деятельности учащихся

1

Организационный момент




2

Актуализация знаний

Проверка д/з








3

Сообщение темы урока

Определение целей урока




4

Объяснение нового материала




5

Первичное закрепление знаний




Физминутка




Работа учащихся




7.

Итог урока.

Рефлексия




Домашнее задание









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории: "Афины - центр греческой культуры"

Автор: БАХАР ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок-путешествие по истории Древнего мира "В городе богини Афины""
    ["seo_title"] => string(73) "urok-putieshiestviie-po-istorii-drievniegho-mira-v-ghorodie-boghini-afiny"
    ["file_id"] => string(6) "272937"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452090514"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-istoriia-fizkul-tura-po-tiemie-olimpiiskiie-ighry-v-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "218679"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866673"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Греческие полисы – Афины и Спарта "
    ["seo_title"] => string(35) "griechieskiie-polisy-afiny-i-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "200957"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428940259"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "В Афинских школах и гимнасиях. "
    ["seo_title"] => string(35) "v-afinskikh-shkolakh-i-ghimnasiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "229098"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441612976"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока( дистанционное обучение) по теме: Греки и критяне. "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-distantsionnoie-obuchieniie-po-tiemie-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "217175"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433260910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства