Тема урока: Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
- способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;
- пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.
- закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;
- развитие качества, ловкости, скорости, прыгучести;
- воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.
Форма урока: интегрированный урок (история + физкультура).
Учебное оборудование и инвентарь:
- карта “Древняя Греция” (до середины V в. до н.э.);
- композиция “Гонка колесниц в Олимпийских играх”;
- переносная меловая доска;
- свисток, эстафетные палочки;
- линейка, бумажные диски, секундомер.
Место проведения: спортивный зал.
Опережающее домашнее задание:
- прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции;
- разбиться на 2 команды по 3 человека;
- подготовка команд к “выступлениям” по карточкам-заданиям.
Задание 1: На карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).
Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.
Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.
Кроме учебника школьникам рекомендуется литература:
- Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся./Под. Ред. А.И. Немировского. М., 1981, С. 180-189
- Нейхардт А.А. Семь чудес света Древнего мира. – М. 1966 – с. 60-76.
- “Я познаю мир”, Энциклопедия М. 2001 с. 15-16, с. 66-67.
- “Я познаю мир”, Энциклопедия: История. – М., 1994 с. 68-69
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение новой темы.
План
- Первые Олимпийские игры.
- Пять незабываемых дней.
- Победители олимпийских игр.
На доске тема урока, дата 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.
I. Вводная часть
1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).
3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:
а) Очистив необычайно грязные скотные дворцы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
б) Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира с. 151)
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:
- Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2781).
- Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.
- Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (394).
- В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На 17-х). (Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязание на колесницах. 22, 29).
5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.
6. Закрепление.
Решите задачу: с. 154, вопрос 1, в конце п. 33 учебника Вигасина.
Ответы:
- Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
- 20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).
II. Соревнования
Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”
- Представление команд на основе заданий № 1.
- “Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.
- “На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта”. Команды показывают виды соревнований.
№ п/п
Содержание урока
Дозировка
Организационно-методические указания
I ч.
Подготовительная часть
Ходьба и ее разновидности.
8-10 мин.
1 мин.
Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше.
Лопатки сведены.
Бег и его разновидности
2-3 мин.
Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать.
ОРУ
7-8 упр.
Дети построены по кругу.
II ч.
Основная часть урока
I вид соревнований:
Бег 15 метров (с высокого старта).
12 мин
2 мин.
II вид:
Прыжок в длину с места.
3 мин.
Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по сумме результатов всех игроков команды. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела.
III вид: Метание бумажного диска.
3 мин.
Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.
IV вид: Эстафета по кругу. Первый бежит от центральной линии 1 круг, палочку передает следующему игроку. Команды стартуют с противоположных сторон площадки.
3 мин.
Пробежавший становится в центр площадки, чтобы не мешать остальным, соблюдая технику безопасности.
V вид: игра «Петушиный бой»
1 мин.
По одному человеку от каждой команды.
III. Заключительная часть – 10 мин.
1. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: “Слава победителю!” (награждение победителей).
2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. “Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.
3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.
- Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).
- Когда были последние Олимпийские игры? (в 2004 г. в Афинах)
- Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина).
- Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.).
IV. Подведение итогов. Рефлексия: что особенно понравилось, что нового узнали. Объявление оценок.
V. Домашнее задание
- Прочитать п. 33 учебника Вигасина.
- Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя.