kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Греческие полисы – Афины и Спарта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет

История

Класс

5

Базовый учебник

Д.Д. Данилов и др. «Всеобщая история. История Древнего мира» «БАЛАСС» 2012 г.

Тема урока

Греческие полисы – Афины и Спарта

Цель урока

Сформировать представление учеников об особенностях древнегреческих полисов - Афинах и Спарте. 

Задачи урока

Учить анализировать особенности Афин и Спарты по четырем сферам. Систематизировать материал и представлять его в виде таблицы. Обобщать и делать выводы. Работать в паре или в группе.

Тип урока

Изучение нового материала

Необходимое оборудование

Карта, атлас, учебник, рабочие листы, компьютер

Структура и ход урока

№ пп.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Определение темы.

Мотивация.

Вступительная беседа. Вопросы детям. Подводящий диалог. Работа с картой.

Какую цивилизацию Древнего мира мы изучаем?

Обращает учеников к карте и атласу.

Найдите в атласах и назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики.

Что такое полисы?

Обращает внимание учеников на хронологическую таблицу в учебнике и выделенные даты, связанные со Спартой и с Афинами. 650-600 гг. до н.э. – покорение Спартой соседних областей. 594 г. до н.э. – законы Солона в Афинах.

О каких полисах Греции пойдет речь?

Записывает тему урока на доске: «Греческие полисы – Афины и Спарта».

Слушают. Отвечают на вопросы.

Мы изучаем Древнюю Грецию.

Показывают на карте, находят в атласах Балканский полуостров и полисы – Афины и Спарту.

Полисы – это города-государства, общины граждан. Проговаривают, что Афины расположены в Аттике, а Спарта в Лаконии.

Выбирают из таблицы даты, связанные с Афинами и Спартой.

Речь пойдет об Афинах и Спарте.

Записывают тему в тетрадях.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Работать по плану, сверяясь с целью.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3.  Определять понятия.

4.  Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).

5.  Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6.  Выделять главное, обобщать.

7.  Делать выводы.

8.  Сравнивать объекты по заданным критериям.

9.  Доказывать.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2.  Организовывать работу в паре.

Личностные УУД

1.  Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.

2 Актуализация

Предлагает ученикам открыть оглавление в учебниках и поработать в парах.

Определите, что мы уже знаем по истории Древней Греции?

– Объясните значения слов: полис, аристократия, демос.

После завершения работы учащихся показывает слайд с пояснением понятий.

– Каковы природные условия Греции?

Вставьте пропущенные слова: «Поверхность Греции изрезана _____________. Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства - ________. Плодородных земель было ________. В Греции не было крупных _________. Только  область Аттика была благоприятной для развития _____________».

Предлагает послушать правильный вариант выполнения задания. Оценивает работы учеников.

Работают в парах над оглавлением и выполняют задания: объясняют значения слов; характеризуют природные условия Греции – составляют описание.

Сверяют свои записи с тем, что написано на экране. Оценивают себя.

Вставляют пропущенные слова и записывают предложения в тетрадях.

«Поверхность Греции изрезана горами. Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства – полисы. Плодородных земель было мало. В Греции не было крупных рек. Только  область Аттика была благоприятной для развития земледелия».

Обмениваются тетрадями, оценивают друг друга и оценивают себя сами.

3 Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач.

Предлагает ученикам подумать над двумя высказываниями об Афинах и Спарте. Древнее изречение: «Афины и Спарта – это две ноги, на которых стоит Эллада»; «Афины и Спарта – два коня, запряженные в одну колесницу».

Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?

Записывает на доске: Афины и Спарта дружили.

Однако историки утверждают, что Афины и Спарта часто ссорились друг с другом.

Записывает на доске:  Афины и Спарта часто ссорились.

Какой возникает вопрос?

Что мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос?

В подводящем диалоге учитель помогает ученикам  построить план решения проблемы урока, сформулировать вопросы.

– При характеристике государств,

цивилизаций или народностей что мы будем анализировать?

– Одним словом, нам необходимо

проанализировать эти два полиса по четырём сферам общества.

Фиксирует на доске:

Сравнить Афины и Спарту:

Местоположение и природные условия;

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура.

Как удобнее сравнивать что-либо?

Делают вывод, что Афины и Спарта дружили.

Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта дружили.

Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта ссорились.

Почему Афины и Спарта часто ссорились?

Выбирают пути решения проблемного вопроса. Совместно с учителем вырабатывают план действий.

Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.

Проговаривают: нам надо сравнить

  1. Местоположение и природные условия.
  2. Хозяйство Афин и Спарты.
  3. Общественное деление.
  4. Управление.
  5. Культура.

Удобнее заносить особенности каждого полиса в таблицу.

4 Изучение нового материала.

Организует учеников на работу с текстом параграфа и на заполнение сравнительной таблицы в рабочих листах. Ведет фронтальный диалог.

Работают с текстом параграфа и во фронтальном диалоге с учителем заполняют таблицу.

2 вариант – работа в группах, парами  с текстом учебника, дополнительными материалами и поиск ответов на поставленные вопросы.

5 Операционно-деятельностный этап.

Контроль за работой с таблицей 

В таблицу записывают ключевые слова, характеризующие особенности четырех сфер жизни Афин и Спарты.

Сравнивают свои записи с готовой таблицей на экране.

6 Рефлексия.

Предлагает ответить на вопросы листа самооценки.

Отвечают на вопросы на карточках и передают учителю для анализа.

7 Домашнее задание.

Где бы вы хотели жить, в Афинах или в Спарте? Почему? Ответить письменно.

Приложение.

Сравнительная таблица: Афины и Спарта.

Вопросы для сравнения

Афины

Спарта

Местоположение и природные условия

Область Аттика, мало плодородной земли

Лакония, Юг Пелопоннеса, плодородные земли

Занятия населения (хозяйство)

Выращивание винограда и оливок, морская торговля, ремесла

Военное дело

Деление населения

Аристократия, демос, приезжие (метеки), рабы.

Спартанцы, илоты, приезжие.

Управление

Демократия

Аристократия (олигархия)

Культура

Храмы, скульптура, школа

Спартанское воспитание

Управление в Спарте

Народное собрание – участвовали только мужчины, они выбирали:

- совет старейшин, он осуществлял фактическую власть;

- 2 предводителя (царя);

- 5 эфоров, наблюдавших за соблюдением законов.

Управление в Афинах

В VIII веке до н. э. демос (народ) – свободное население аттики в выборах не участвовал, власть осуществляли 9 правителей – архонтов, избираемых аристократией (знатью).

В 594 году до н. э. архонтом был избран Солон. Солон принял закон, по которому к управлению государством допускался демос. Народ мог избирать и быть избранным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Греческие полисы – Афины и Спарта »

Предмет

История



Класс

5



Базовый учебник

Д.Д. Данилов и др. «Всеобщая история. История Древнего мира» «БАЛАСС» 2012 г.



Тема урока

Греческие полисы – Афины и Спарта



Цель урока

Сформировать представление учеников об особенностях древнегреческих полисов - Афинах и Спарте.



Задачи урока

Учить анализировать особенности Афин и Спарты по четырем сферам. Систематизировать материал и представлять его в виде таблицы. Обобщать и делать выводы. Работать в паре или в группе.


Тип урока

Изучение нового материала


Необходимое оборудование

Карта, атлас, учебник, рабочие листы, компьютер




Структура и ход урока

№ пп.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1






















Определение темы.

Мотивация.




Вступительная беседа. Вопросы детям. Подводящий диалог. Работа с картой.


Какую цивилизацию Древнего мира мы изучаем?


Обращает учеников к карте и атласу.

Найдите в атласах и назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики.


Что такое полисы?




Обращает внимание учеников на хронологическую таблицу в учебнике и выделенные даты, связанные со Спартой и с Афинами. 650-600 гг. до н.э. – покорение Спартой соседних областей. 594 г. до н.э. – законы Солона в Афинах.

О каких полисах Греции пойдет речь?

Записывает тему урока на доске: «Греческие полисы – Афины и Спарта».

Слушают. Отвечают на вопросы.




Мы изучаем Древнюю Грецию.




Показывают на карте, находят в атласах Балканский полуостров и полисы – Афины и Спарту.



Полисы – это города-государства, общины граждан. Проговаривают, что Афины расположены в Аттике, а Спарта в Лаконии.


Выбирают из таблицы даты, связанные с Афинами и Спартой.







Речь пойдет об Афинах и Спарте.


Записывают тему в тетрадях.


Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Работать по плану, сверяясь с целью.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).

5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

9. Доказывать.


Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Организовывать работу в паре.


Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.

2

Актуализация

Предлагает ученикам открыть оглавление в учебниках и поработать в парах.




Определите, что мы уже знаем по истории Древней Греции?

– Объясните значения слов: полис, аристократия, демос.


После завершения работы учащихся показывает слайд с пояснением понятий.


– Каковы природные условия Греции?

Вставьте пропущенные слова: «Поверхность Греции изрезана _____________ . Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства - ________. Плодородных земель было ________ . В Греции не было крупных _________ . Только область Аттика была благоприятной для развития _____________».


Предлагает послушать правильный вариант выполнения задания. Оценивает работы учеников.

Работают в парах над оглавлением и выполняют задания: объясняют значения слов; характеризуют природные условия Греции – составляют описание.







Сверяют свои записи с тем, что написано на экране. Оценивают себя.


Вставляют пропущенные слова и записывают предложения в тетрадях.

«Поверхность Греции изрезана горами. Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства – полисы. Плодородных земель было мало. В Греции не было крупных рек. Только область Аттика была благоприятной для развития земледелия».



Обмениваются тетрадями, оценивают друг друга и оценивают себя сами.

3

Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач.

Предлагает ученикам подумать над двумя высказываниями об Афинах и Спарте. Древнее изречение: «Афины и Спарта – это две ноги, на которых стоит Эллада»; «Афины и Спарта – два коня, запряженные в одну колесницу».


Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?


Записывает на доске: Афины и Спарта дружили.


Однако историки утверждают, что Афины и Спарта часто ссорились друг с другом.


Записывает на доске: Афины и Спарта часто ссорились.


Какой возникает вопрос?



Что мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос?

В подводящем диалоге учитель помогает ученикам построить план решения проблемы урока, сформулировать вопросы.




– При характеристике государств,

цивилизаций или народностей что мы будем анализировать?

– Одним словом, нам необходимо

проанализировать эти два полиса по четырём сферам общества.

Фиксирует на доске:

Сравнить Афины и Спарту:

Местоположение и природные условия;

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура.

Как удобнее сравнивать что-либо?










Делают вывод, что Афины и Спарта дружили.



Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта дружили.






Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта ссорились.


Почему Афины и Спарта часто ссорились?


Выбирают пути решения проблемного вопроса. Совместно с учителем вырабатывают план действий.

Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.

Проговаривают: нам надо сравнить

  1. Местоположение и природные условия.

  2. Хозяйство Афин и Спарты.

  3. Общественное деление.

  4. Управление.

  5. Культура.








Удобнее заносить особенности каждого полиса в таблицу.

4

Изучение нового материала.

Организует учеников на работу с текстом параграфа и на заполнение сравнительной таблицы в рабочих листах. Ведет фронтальный диалог.



Работают с текстом параграфа и во фронтальном диалоге с учителем заполняют таблицу.

2 вариант – работа в группах, парами с текстом учебника, дополнительными материалами и поиск ответов на поставленные вопросы.

5

Операционно-деятельностный этап.

Контроль за работой с таблицей

В таблицу записывают ключевые слова, характеризующие особенности четырех сфер жизни Афин и Спарты.

Сравнивают свои записи с готовой таблицей на экране.

6

Рефлексия.

Предлагает ответить на вопросы листа самооценки.

Отвечают на вопросы на карточках и передают учителю для анализа.

7

Домашнее задание.

Где бы вы хотели жить, в Афинах или в Спарте? Почему? Ответить письменно.






Приложение.

Сравнительная таблица: Афины и Спарта.

Вопросы для сравнения

Афины

Спарта

Местоположение и природные условия

Область Аттика, мало плодородной земли

Лакония, Юг Пелопоннеса, плодородные земли

Занятия населения (хозяйство)

Выращивание винограда и оливок, морская торговля, ремесла

Военное дело

Деление населения

Аристократия, демос, приезжие (метеки), рабы.

Спартанцы, илоты, приезжие.

Управление

Демократия

Аристократия (олигархия)

Культура

Храмы, скульптура, школа

Спартанское воспитание



Управление в Спарте

Народное собрание – участвовали только мужчины, они выбирали:

- совет старейшин, он осуществлял фактическую власть;

- 2 предводителя (царя);

- 5 эфоров, наблюдавших за соблюдением законов.


Управление в Афинах

В VIII веке до н. э. демос (народ) – свободное население аттики в выборах не участвовал, власть осуществляли 9 правителей – архонтов, избираемых аристократией (знатью).

В 594 году до н. э. архонтом был избран Солон. Солон принял закон, по которому к управлению государством допускался демос. Народ мог избирать и быть избранным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Греческие полисы – Афины и Спарта

Автор: Благовестова Наталья Михайловна

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 200957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Опорный конспект урока "Греческий полис и его жители" "
    ["seo_title"] => string(59) "opornyi-konspiekt-uroka-griechieskii-polis-i-iegho-zhitieli"
    ["file_id"] => string(6) "111737"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407847077"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) ""Античная литература и культура""
    ["seo_title"] => string(33) "antichnaia-litieratura-i-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "296335"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455979476"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок  «Нашествие персидских войск на Элладу». "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-nashiestviie-piersidskikh-voisk-na-elladu"
    ["file_id"] => string(6) "162517"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422365068"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока "Земледельцы Аттики теряют свои землю и свободу""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_ziemliediel_tsy_attiki_tieriaiut_svoi_ziemliu_i_svobodu"
    ["file_id"] => string(6) "383565"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485329265"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Путешествие по Древней Греции (Повторительно-обобщающий урок) "
    ["seo_title"] => string(75) "putieshiestviie-po-drievniei-grietsii-povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "169859"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423479850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства