Предмет
История
Класс
5
Базовый учебник
Д.Д. Данилов и др. «Всеобщая история. История Древнего мира» «БАЛАСС» 2012 г.
Тема урока
Греческие полисы – Афины и Спарта
Цель урока
Сформировать представление учеников об особенностях древнегреческих полисов - Афинах и Спарте.
Задачи урока
Учить анализировать особенности Афин и Спарты по четырем сферам. Систематизировать материал и представлять его в виде таблицы. Обобщать и делать выводы. Работать в паре или в группе.
Тип урока
Изучение нового материала
Необходимое оборудование
Карта, атлас, учебник, рабочие листы, компьютер
Структура и ход урока
№ пп.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Определение темы.
Мотивация.
Вступительная беседа. Вопросы детям. Подводящий диалог. Работа с картой.
Какую цивилизацию Древнего мира мы изучаем?
Обращает учеников к карте и атласу.
Найдите в атласах и назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики.
Что такое полисы?
Обращает внимание учеников на хронологическую таблицу в учебнике и выделенные даты, связанные со Спартой и с Афинами. 650-600 гг. до н.э. – покорение Спартой соседних областей. 594 г. до н.э. – законы Солона в Афинах.
О каких полисах Греции пойдет речь?
Записывает тему урока на доске: «Греческие полисы – Афины и Спарта».
Слушают. Отвечают на вопросы.
Мы изучаем Древнюю Грецию.
Показывают на карте, находят в атласах Балканский полуостров и полисы – Афины и Спарту.
Полисы – это города-государства, общины граждан. Проговаривают, что Афины расположены в Аттике, а Спарта в Лаконии.
Выбирают из таблицы даты, связанные с Афинами и Спартой.
Речь пойдет об Афинах и Спарте.
Записывают тему в тетрадях.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Планировать деятельность в учебной ситуации.
3. Работать по плану, сверяясь с целью.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.
2. Владеть смысловым чтением.
3. Определять понятия.
4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).
5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).
6. Выделять главное, обобщать.
7. Делать выводы.
8. Сравнивать объекты по заданным критериям.
9. Доказывать.
Коммуникативные УУД
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Организовывать работу в паре.
Личностные УУД
1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.
2 Актуализация
Предлагает ученикам открыть оглавление в учебниках и поработать в парах.
Определите, что мы уже знаем по истории Древней Греции?
– Объясните значения слов: полис, аристократия, демос.
После завершения работы учащихся показывает слайд с пояснением понятий.
– Каковы природные условия Греции?
Вставьте пропущенные слова: «Поверхность Греции изрезана _____________. Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства - ________. Плодородных земель было ________. В Греции не было крупных _________. Только область Аттика была благоприятной для развития _____________».
Предлагает послушать правильный вариант выполнения задания. Оценивает работы учеников.
Работают в парах над оглавлением и выполняют задания: объясняют значения слов; характеризуют природные условия Греции – составляют описание.
Сверяют свои записи с тем, что написано на экране. Оценивают себя.
Вставляют пропущенные слова и записывают предложения в тетрадях.
«Поверхность Греции изрезана горами. Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства – полисы. Плодородных земель было мало. В Греции не было крупных рек. Только область Аттика была благоприятной для развития земледелия».
Обмениваются тетрадями, оценивают друг друга и оценивают себя сами.
3 Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач.
Предлагает ученикам подумать над двумя высказываниями об Афинах и Спарте. Древнее изречение: «Афины и Спарта – это две ноги, на которых стоит Эллада»; «Афины и Спарта – два коня, запряженные в одну колесницу».
Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?
Записывает на доске: Афины и Спарта дружили.
Однако историки утверждают, что Афины и Спарта часто ссорились друг с другом.
Записывает на доске: Афины и Спарта часто ссорились.
Какой возникает вопрос?
Что мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос?
В подводящем диалоге учитель помогает ученикам построить план решения проблемы урока, сформулировать вопросы.
– При характеристике государств,
цивилизаций или народностей что мы будем анализировать?
– Одним словом, нам необходимо
проанализировать эти два полиса по четырём сферам общества.
Фиксирует на доске:
Сравнить Афины и Спарту:
Местоположение и природные условия;
хозяйство;
общественное деление;
управление;
культура.
Как удобнее сравнивать что-либо?
Делают вывод, что Афины и Спарта дружили.
Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта дружили.
Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта ссорились.
Почему Афины и Спарта часто ссорились?
Выбирают пути решения проблемного вопроса. Совместно с учителем вырабатывают план действий.
Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.
Проговаривают: нам надо сравнить
- Местоположение и природные условия.
- Хозяйство Афин и Спарты.
- Общественное деление.
- Управление.
- Культура.
Удобнее заносить особенности каждого полиса в таблицу.
4 Изучение нового материала.
Организует учеников на работу с текстом параграфа и на заполнение сравнительной таблицы в рабочих листах. Ведет фронтальный диалог.
Работают с текстом параграфа и во фронтальном диалоге с учителем заполняют таблицу.
2 вариант – работа в группах, парами с текстом учебника, дополнительными материалами и поиск ответов на поставленные вопросы.
5 Операционно-деятельностный этап.
Контроль за работой с таблицей
В таблицу записывают ключевые слова, характеризующие особенности четырех сфер жизни Афин и Спарты.
Сравнивают свои записи с готовой таблицей на экране.
6 Рефлексия.
Предлагает ответить на вопросы листа самооценки.
Отвечают на вопросы на карточках и передают учителю для анализа.
7 Домашнее задание.
Где бы вы хотели жить, в Афинах или в Спарте? Почему? Ответить письменно.
Приложение.
Сравнительная таблица: Афины и Спарта.
Вопросы для сравнения
Афины
Спарта
Местоположение и природные условия
Область Аттика, мало плодородной земли
Лакония, Юг Пелопоннеса, плодородные земли
Занятия населения (хозяйство)
Выращивание винограда и оливок, морская торговля, ремесла
Военное дело
Деление населения
Аристократия, демос, приезжие (метеки), рабы.
Спартанцы, илоты, приезжие.
Управление
Демократия
Аристократия (олигархия)
Культура
Храмы, скульптура, школа
Спартанское воспитание
Управление в Спарте
Народное собрание – участвовали только мужчины, они выбирали:
- совет старейшин, он осуществлял фактическую власть;
- 2 предводителя (царя);
- 5 эфоров, наблюдавших за соблюдением законов.
Управление в Афинах
В VIII веке до н. э. демос (народ) – свободное население аттики в выборах не участвовал, власть осуществляли 9 правителей – архонтов, избираемых аристократией (знатью).
В 594 году до н. э. архонтом был избран Солон. Солон принял закон, по которому к управлению государством допускался демос. Народ мог избирать и быть избранным.