Цель урока: Создать условия для формирования информационно - коммуникативных компетентностей через систематизацию и расширение полученных знаний по теме занятия.
Задачи урока:
- раскрыть условия и причины движения на основе конкретных фактов;
- развить у учащихся навыки логического мышления, эффективного использования дополнительной литературы;
- помочь учащимся понять историческое значение прошлых тем.
Ход урока:
I. Организационный момент: Сегодня мы попали с вами в игру «Эрудиты, вперед!». Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!
II. Разминка. Просмотр позитивного ролика «Опять история.»
III. Ход игры:
Участвуют учащиеся 10 и 11 «Б» классов. Для основной части игры используется игровое поле, состоящее из разных цветовых секторов. Задание определяется бросанием кубика с цифрами.
Конкурс 1 «Немогузнайка».
Итак, первое испытание, оно оценивается в 10 баллов, и называется “Немогузнайка”. Вам надо ответить на вопросы быстро и правильно, если одна команда не назовут правильный ответ, то может ответить другая команда.
Вопросы 1 команде:
1. Где впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
2. Когда в Греции никто не воевал? (в период Олимпийских игр)
3. Фамилия Петра Первого (Романов)
4. Руководитель 1 кругосветного путешествия (Магеллан)
5. Новый свет (Америка)
6. Властитель Египта (Фараон)
7. Первый казахстанский космонавт (Т.Аубакиров)
8. Какой город самый сердитый? (Грозный)
9. Персонаж мифологии- кентавр – ½ человек, ½? (лошадь)
10. Кинология- наука о. (собаках)
11. Определить одним словом- клинопись, иероглиф, вязь, устав? (письменность)
12. Когда войну выграла одна лошадь? (Троянская война)
13. Когда в истории воевали цветы? (война Алой и Белой роз)
Вопросы 2 команде:
1. Где впервые стали писать на бумаге? (Китай)
2. В какой стране есть длинные стены? (Китай, Греция)
3. Русский царь, любивший плотничать (Петр Первый)
4. «Черный континент» (Африка)
5. Итальянец, описавший Южную Америку (А.Весспуччи)
6. Фараон, которого прославила пирамида (Хеопс)
7. Первый человек на Луне (Н.Амстронг)
8. Какой остров говорит о своей величине? (Ямал)
9. Форма созвездия Большой медведицы (ковш)
10. Наука, созданная арабами (алгебра)
11. Что объединяет понятия: чай, кукуруза,табак, томат? (родина- Америка)
12. Когда в истории почета была метла? (во времена Ивана Грозного)
13. Какая «ракета» мчалась со скростью 8 км/час? (паравоз Стьефенсона)
Конкурс 2 «Знаешь ли ты историю?».
По раундам (синий- города, красный- «это мы проходили», желтый- ратное дело).
1 раунд Синий «Города»
10 баллов- Правителем какого города был Гайир-хан?(Отрар)
20 баллов- Близ кокого города был найден сакский воин "Золотой человек"? (Иссык)
30 баллов- Какой город был центром торговли?(Тараз)
40 баллов- Как ранее называлась Кызылорда, где впервые образовалась Советская власть (Перовск)
2 раунд Красный «Это мы проходили …»
10 баллов- Какое государство представляло наибольшую опасность для Казахского ханства в первой четверти XVIII века? (Джунгария)
20 баллов-Как назывался верховный правитель усуней? (гуньмо)
30 баллов-Назовите имена трех знаменитых биев (Толе,Казбек,Айтеке)
40 баллов-Кого из казахских батыров звали Ерасыл (Кабанбай)
3 раунд Желтый «Ратное дело»
10 баллов- С кем воевали казахи в годы "Великого бедствия"(джунгарами)
20 баллов- Имя знаменитой сакской царицы, победивший персидского царя Кира (Томирис)
30 баллов-Знаменитый полководец, живший в начале XIV века, создавший свою империю, умер в Отраре (Темирлан)
40 баллов-Какой титул носил правитель и военачальник джунгар (хунтайши)
Конкурс 3 «Историческая арифметика»
1. Какой год называют годами "Великого бедствия"в Казахстане (1723г.)
2. В какие годы правил Аблай хан(1771-1781гг)
3. Хан, при нем был создан сборник законов "Жеты жаргы"(Тауке хан)
4. Основатель "Малого Октября" в Казахстане (Ф.Голощекин)
5. Имя русской императрицы, принимавшей подданство младшего жуза (Анна Иоановна)
6. Назовите государственное устройство по форме правления в Казахстане (президенская)
7. Что означает понятие "презумпция невинновности" ? ( Положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке).
Конкурс 4 «История оружия»
Конкурс оценивается в 10 баллов.
1. Как назывались первые русские воины?
(Дружинники)
2. Назовите виды холодного оружия.
(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)
3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?
(Авангард)
4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?
(Снайпер)
5. Как называется здание, в котором живут солдаты?
(Казарма)
6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?
(О саперах)
Конкурс 5 «Блеф–клуб»
1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?
(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)
2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?
(Нет. Александр II является племянником Александра I.)
3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?
(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)
4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?
(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)
5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.
(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)
6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?
(Да)
7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?
(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)
Конкурс 6 «О ком? О чем?»
Задание оценивается в 5 баллов.
1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?
(Копьё для нападения, а щит – защита от него.)
2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение : “ С ним или на нем:”?
(Вернись победителем или погибни со славой).
3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?
(Денщик).
4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?
(Секира)
5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?
(Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).
6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?
(Погон и эполет)
7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”?
(Разведчик)
8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?
(Юнга)
Конкурс 7 «Гонка за лидером»
Оценивается в 10 баллов.
1. Столица древнего Египта.
(Мемфис)
2. Подневольный человек.
(Раб)
3. Древний гроб.
(Саркофаг)
IV. Итог урока: подсчет баллов, награждение победителей.
V. Рефлексия : по окончании игры учащимся предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.