kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра «СВОЯ ИГРА» ПО РОМАНУ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. А. БУЛГАКОВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Вид урока: урок-игра (интеллектуальная игра «Своя игра» по роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова)

Цель: развитие самостоятельности мысли, умение оценивать действия героев; совершенствование активных методов и форм преподавания литературы

Задачи:

  • закрепить пройденный материал по литературе; выявить, как студенты умеют оценивать действия героев, аргументировать свои мысли;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста;
  • развитие творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Материально-техническое обеспечение урока: доска, мультимедийный  проектор, выставка книг М.А. Булгакова, афиша, карточки с текстами, презентация урока-игры  «Своя игра» по роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова», кубики для жеребьевки.

Условия игры:

Игра предназначена  для студентов 1-го курса. Игра проводится по типу «Своя игра». Предлагается 3 тура: синий, красный, «своя ига»; в первых двух турах 5 категорий по 4 вопроса в каждой. Студенты разделены  на три команды (группы), капитан  команды выбирает категорию, называет цену вопроса. На слайде представлены категории и цена вопросов. В каждой категории  участники выбирают область и сложность вопроса для проверки своих знаний. Сложность вопроса зависит от количества баллов. За каждый правильный ответ прибавляются баллы,  неправильный – вычитаются. После того, как зачитан выбранный вопрос, учитывается скорость мыслительной деятельности. Следующую область и вопрос выбирает тот, кто ответил правильно на предыдущий вопрос. Победителем становится та команда, которая  набрала большее количество баллов.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «СВОЯ ИГРА» ПО РОМАНУ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. А. БУЛГАКОВА »


Интеллектуальная игра по литературе

для студентов 1-х курсов педагогических специальностей


«Своя игра» по роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Щербакова Лилия Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы



Тип урока: совершенствование умений и навыков

Вид урока: урок-игра (интеллектуальная игра «Своя игра» по роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова)

Цель: развитие самостоятельности мысли, умение оценивать действия героев; совершенствование активных методов и форм преподавания литературы

Задачи:

  • закрепить пройденный материал по литературе; выявить, как студенты умеют оценивать действия героев, аргументировать свои мысли;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста;

  • развитие творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Материально-техническое обеспечение урока: доска, мультимедийный проектор, выставка книг М.А. Булгакова, афиша, карточки с текстами, презентация урока-игры «Своя игра» по роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова», кубики для жеребьевки.

Условия игры:

Игра предназначена для студентов 1-го курса. Игра проводится по типу «Своя игра». Предлагается 3 тура: синий, красный, «своя ига»; в первых двух турах 5 категорий по 4 вопроса в каждой. Студенты разделены на три команды (группы), капитан команды выбирает категорию, называет цену вопроса. На слайде представлены категории и цена вопросов. В каждой категории участники выбирают область и сложность вопроса для проверки своих знаний. Сложность вопроса зависит от количества баллов. За каждый правильный ответ прибавляются баллы, неправильный – вычитаются. После того, как зачитан выбранный вопрос, учитывается скорость мыслительной деятельности. Следующую область и вопрос выбирает тот, кто ответил правильно на предыдущий вопрос. Победителем становится та команда, которая набрала большее количество баллов.




Ход урока- игры:


I. Организационный момент:

1)приветствие;

2)проверка наличия студентов и их готовность к уроку- игре;

3) сообщение условий игры.

II. Вступительное слово преподавателя.

Здравствуйте!

Сегодня мы поиграем в интеллектуальную игру по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества М. Булгакова, и выявить, как вы умеете оценивать действия героев, аргументировать свои мысли, понимать авторскую позицию.

Давайте совершим прогулку по страницам бессмертного романа М.Булгакова, вспомним самые яркие эпизоды, ответим на вопросы и рассмотрим волшебные иллюстрации.

Итак, правила игры: игра проводится по типу «Своя игра». Студенты делятся на три команды по рядам, выбирают капитана и дают название своей команде. Получают карточки для записи набранных баллов и «Афишу». Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из трех туров: синий, красный, «Своя игра».

У нас три команды (группы), команды выбирают капитана и дают название (желательно, чтобы название команды было литературное, связанное с романом «Мастер и Маргарита»). На слайде будут представлены туры, категории и цена вопросов.

Первый - синий тур

  • Игрокам предлагается 5 категорий, включающих в себя по 4 вопроса. Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности. Игроки выбирают тему, затем цену вопроса.

  • Ведущий задает вопрос, отвечает на него та команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки не начисляются. Право выбора вопроса переходит к другой команде, правильно ответившей на вопрос. Если ответ неверен, то тему выбирает следующая команда.

  • Тур может длиться определенное время (15-20 минут) или пока все вопросы не будут исчерпаны.

Преподаватель: В каждой категории вы выбираете область и сложность вопроса для проверки своих знаний. Сложность вопроса зависит от количества баллов. За каждый правильный ответ прибавляются баллы, неправильный – вычитаются. После того, как зачитан выбранный вопрос, учитывается скорость мыслительной деятельности. Следующую область и вопрос выбирает тот, кто ответил правильно на предыдущий вопрос. Победителем становится та команда, которая набрала большее количество баллов.

Итак, проведем жеребьёвку: команды бросают кубики, первым право выбирать категории становится та команда, у которой выпало наибольшее количество очков. Начнем!

Выбирайте категории:

  1. По одежке встречают.

1-5 - «Маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе» (Берлиоз).

 1-10 - «Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек, с заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках»  (Иван Бездомный).

 1-15 - «Этот человек был одет в старый разорванный голубой хитон. Голова у него была прикрыта белой повязкой в ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью» (Иешуа).

1-20 - «Молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом талифе…Горбоносый красавец» (Иуда).


  1. Портрет.

2-5 - «По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой…. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый» (Воланд).

2-10 - «Все провожали его взглядами, где бы он ни появлялся, из-за его роста. А те, кто видел его впервые, – из-за того еще, что лицо было изуродовано: нос его некогда был разбит ударом германской палицы» (кентурион Крысобой).

2-15 - «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове» (Азазелло).

2-20 - Человек «средних лет с очень приятным округлым и опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы были какого-то неопределенного цвета… Обычно маленькие свои глаза он держал под прикрытыми , как будто припухшими веками» (Афраний).


3. Мелочи жизни.

3-5 – «Громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник» (Портсигар).

3-10 – «Во что играли Воланд и Кот Бегемот, когда к ним прилетела Маргарита?» (шахматы).

3-15 – Какую телеграмму получил дядя покойного Берлиоза?  («Меня только что зарезало трамваем на Патриарших»).

3-20 – Какой подарок сделал Воланд Маргарите при расставании?  (Небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами).


4. «По городам и странам»

4-5 – Где происходила встреча Берлиоза с Бездомным? (На Патриарших Прудах). 

4-10 – Куда был отправлен Степан Лиходеев? (В Ялту). 

4-15 – Где именно в древнем Ершалаиме был убит Иуда? (В Гефсиманском Саду). 

4-20 – С какого известного места Москвы покинули столицу Воланд и его свита? (с Воробьёвых гор).


  1. «Флора и Фауна».

5-5 – Какие цветы несла Маргарита в день встречи с мастером? (мимозы желтые).

5-10 – В качестве какого перевозочного средства был использован Николай Иванович? (борова).

5-15 – «Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами» (кот Бегемот).

5-20 – Как звали любимую собаку Понтия Пилата? (Банга).

Второй - красный тур

Преподаватель: Он построен по тому же принципу, что и первый. Но стоимость вопросов увеличена в два раза (от 10 до 40). Переходим в красный тур, в нем 5 категорий, в каждой по 4 вопроса. Выбираем!



  1. Узнай героя.

1-10 – «Историк по образованию, он два года работал в одном из московских музеев» (Мастер).

1-20 – После ареста мастера он занял его квартиру (Алоизий Могарыч).

1-30 – «Лицо почтенного нижнего жильца свело в пятачок, а руки и ноги оказались с копытцами» (Николай Иванович).

1-40 – «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают… Начальству втирают очки! Машину зря гоняют казенную» (Степан Лиходеев).


2. Прошлое и будущее.

2-10 – «Между прочим, этот мне надоел. Суется все время, куда ни спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс. Что бы с ним сделать?» («голову ему оторвать»).

2-20 – «Но что он сделал? Я не постигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: «Буря мглою небо….?» Не понимаю. Повезло, повезло! …Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие». О ком вспоминал поэт Рюхин? (о Пушкине).

2-30 – Что было предсказано Воландом Андрею Фокичу Сокову? (умрет от рака печени через девять месяцев).

2-40 – «Вы наушник и шпион. Это приведет вас к печальному концу не далее как через месяц». Что случилось с бароном Майгелем? (Азазелло его зарезал).



3. Фраза.

3-10 – «Обыкновенные люди… в общем, только…»Что испортило людей? («квартирный вопрос»).

3-20 – Закончить фразу: «нет документа…» («нет и человека»).

3-30 – «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Нет, философ, я тебе возражаю…» («самый страшный порок»).

3-40 – «Молю тебя, скажи. Ведь ее не было?» Чего не было? (казни).



4. Детали.

4-10 – Документ, который «дядя из Киева» М.Поплавский безропотно предъявил по первому требованию в квартире № 50 (паспорт).

4-20 – Что более всего на свете ненавидел Понтий Пилат? (Запах розового масла).

4-30 – Воланду принадлежит трость с чёрным набалдашником. Какой формы был этот набалдашник? (В форме головы пуделя).

4-40 – Откуда появлялись гости на балу, организованном Воландом? (из камина).


5. Вам, гурманы!

5-10 – «Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюбленные растапливали печку и пекли в ней … (картофель).

5-20 – «А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной!» Где всем этим в Москве можно было полакомиться? (В знаменитом ресторане дома Грибоедова).

5-30 – Какую жидкость в лафитном стакане поднёс Маргарите после бала Бегемот? (спирт).

5-40 – Что торчало из кармана Азазелло? (куриная кость).



III тур – «Своя игра». Каким словом заканчивается роман мастера? («Свободен»)

Спасибо за сотрудничество!

III. Заключительный этап. Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями.

Преподаватель: Игра показала, что вы хорошо знаете содержание романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Почему так затрагивает роман, чем он интересен? Здесь вскрываются проблемы, которые близки русскому читателю (зрителю). Какие же? (ответы студентов).

Преподаватель: Сделаем вывод. Роман «Мастер и Маргарита», признанный, бесспорно, лучшим творением М.А. Булгакова, одновременно является и итоговым произведением по отношению ко всему творчеству писателя, суммируя его представления о смысле жизни, о человеке, о смерти и бессмертии, о борьбе доброго и злого начала в истории; кроме того, трагическая сложность времени создания романа, а также связанный с ней драматизм творческой и личной судьбы М.А. Булгакова, органичное и оригинальное сочетание в произведении мировых культурных традиций поставили «Мастера и Маргариту» в число интереснейших явлений литературы XX века: свидетельство этому - неисчислимое множество посвященных ему трудов.

Так о чем роман «Мастер и Маргарита»? О том, как человек может работать со своей судьбой. О том, какие шансы даются человеку на его жизненном пути, и о том, что бывает, когда он использует эти шансы и когда не использует. Это роман о том, может ли человек найти свое предназначение и нужно ли ему это.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – это роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества. Этим он ценен для нас и наших потомков.

Подвести итог размышлениям о великом творении Михаила Булгакова хочется словами известной песни Виктора Цоя, в которых, по мнению А.В. Кураева, очень точно выражена логика романа «Мастер и Маргарита»:

Если есть тело, должен быть дух.
Если есть стадо, есть и пастух.
Если есть шаг, должен быть след.
Если есть тьма, должен быть свет.


Вдумчивый читатель может сделать подобный вывод, прочитав роман. Это, пожалуй, единственный вывод, который не вызывает никаких сомнений.

Я думаю, что окончательные точки в интерпретации этого великого произведения никогда не будут расставлены. Роман «Мастер и Маргарита», вероятно, навсегда так и останется неразгаданной тайной, книгой на все времена.

Вот об этом надо задуматься!


Приложение 1. Презентация «Своя игра»

Приложение 2. Карточки для выставления баллов.

Приложение 3. Афиша.


Использованная литература:

В презентации использованы иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» художников А.Державина, Борисовой, В.Глушенко, А.Саморезовой, А. Григоренко

http://grigam.narod.ru/bulgak/i2.htm

http://horoshaja.mylivepage.ru/image/830

ACADEMIA. Спецкурс «Мастер и Маргарита». Читает Андрей Кураев //http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=113575




Команда №1

Название команды________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. капитана команды__________________________________________________________________________________

Первый – синий тур

По одежке встречают

5

10

15

20

Портрет

5

10

15

20

Мелочи жизни

5

10

15

20

По городам и странам

5

10

15

20

Флора и фауна

5

10

15

20

Количество баллов за синий тур:


Второй – красный тур

Узнай героя

10

20

30

40

Прошлое и Будущее

10

20

30

40

Фраза

10

20

30

40

Детали

10

20

30

40

Вам, гурманы!

10

20

30

40

Количество баллов за красный тур:





























Общее количество баллов за два тура:_____________

Команда №2

Название команды________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. капитана команды__________________________________________________________________________________

Первый – синий тур

По одежке встречают

5

10

15

20

Портрет

5

10

15

20

Мелочи жизни

5

10

15

20

По городам и странам

5

10

15

20

Флора и фауна

5

10

15

20

Количество баллов за синий тур:


Второй – красный тур

Узнай героя

10

20

30

40

Прошлое и Будущее

10

20

30

40

Фраза

10

20

30

40

Детали

10

20

30

40

Вам, гурманы!

10

20

30

40

Количество баллов за красный тур:





























Общее количество баллов за два тура:_____________

Команда №3

Название команды________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. капитана команды__________________________________________________________________________________

Первый – синий тур

По одежке встречают

5

10

15

20

Портрет

5

10

15

20

Мелочи жизни

5

10

15

20

По городам и странам

5

10

15

20

Флора и фауна

5

10

15

20

Количество баллов за синий тур:


Второй – красный тур

Узнай героя

10

20

30

40

Прошлое и Будущее

10

20

30

40

Фраза

10

20

30

40

Детали

10

20

30

40

Вам, гурманы!

10

20

30

40

Количество баллов за красный тур:





























Общее количество баллов за два тура:_____________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-игра «СВОЯ ИГРА» ПО РОМАНУ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. А. БУЛГАКОВА

Автор: Щербакова Лилия Владимировна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства