Автор | Агаева Екатерина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 16 |
Предмет, учебник | История. Учебник: Е.В. Пчелов. История России с древнейших времён до конца ХVIвека. М., Русское слово, 2012 г. |
Тиу урока | Открытие нового знания. |
Тема | Удельный период русской истории. Данный урок – первый в главе «Русские земли в 12- начале 13 века». Этот урок связан с предыдущей темой – «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол». |
Педагогические технологии | Проблемное обучение, развивающее обучение, проектная деятельность, системно-деятельностная технология, ИКТ, обучение в сотрудничестве (в парах, групповая), здоровьесберегающая. |
Цель и задачи | Цели: - формирование у обучающихся понятия «удельная система», «удельный период русской истории» - развитие мышления, памяти, внимания, самостоятельности, развитие умения построения речевого высказывания заданий, при самооценке и взаимооценке, на этапе рефлексии. - Формирование у обучающихся чувства коллективизма, ответственности, уверенности, патриотизма, гражданственности. Задачи: - создать условия, направленные на формирование УУД на основе используемых образовательных технологий. понимание чувства коллективизма, единства действий во время опасности. - Развивать умение работы с исторической картой, учебником, письменными источниками; - развивать интеллектуальные умения: анализ, синтез, моделирование - укреплять личностные качества: воля, усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность. |
Оборудование | Компьютер, медиапроектор, электронный учебник «Российская и всеобщая история. 6 класс», учебник, карта, рабочие материалы. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая. |
Методические приёмы | Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, поиск необходимой информации, конструирование ответа, организация работы с настенной картой и анимированной, самоконтроль, рефлексия. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Оргмомент | Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет наличие учебных принадлежностей, отмечает отсутствующих, внешнее состояние помещения, внешнего вида учащихся | Включаются в работу: осматривают рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. | |
2 | Актуализация знаний. | Организует проверку домашнего задания ( п.9) Предлагает учащимся делать вывод по домашнему параграфу. | Дают ответы на вопросы: 1) Почему после смерти Всеволода Ярославича стало невозможно сохранять прежнюю систему престолонаследия? 2)В чем состоит значение Любечского съезда князей? Делают вывод: Во второй половине 11 – начале 12 века начался распад Руси на отдельные княжества | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Составление целого из частей (синтез). Построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
3. | Исходная мотивация | Обращение к ученикам. Мы хорошо поработали над темой д/з. А можете ли вы подробно рассказать о Руси в этот период? Или вам это неизвестно? | Отвечают предположительно: нет, мы не всё знаем об этом периоде. , не знаем, какой была Русь в этот период, на какие части распалась. Какие трудности возникли у княжеств... | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. Регулятивные: высказывать своё предположение на основе учебного материала |
4 | Формулирование темы урока. | Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Давайте сравним вашу тему с темой, которую сформулировал автор учебника. Тема на слайде. Если темы не совпадают, задает наводящие вопросы. | Предположительно: Русь в период распада, Русские княжества в период распада... Записывают тему в тетрадь «Удельный период русской истории» | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование темы. Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Регулятивные: принимают и сохраняют полученную учебную информацию |
5 | Проблемная ситуация, выход на проблему урока. | Используя электронный учебник, организует погружение в проблему. Слушают аудио (и одновременно видят текст): 1) отрывок из «слова о погибели русской земли» и отвечают на вопрос «Что автор считает погибелью русской земли? 2) «справочные сведения о количестве городов на Руси в конце 11 века и после распада, к 30-м годам 13 века» и отвечают на вопрос «Возросшее количество городов после распада свидетельствует о распаде или упадке? Вопрос: сравните свои выводы и определите возникшее противоречие Предлагает ученикам сформулировать проблемный вопрос на урок. Корректирует формулировку проблемного вопроса на урок (по мере необходимости). | Слушают, читают текст и отвечают на вопросы. Предположительно отвечают: распад государства на уделы Предположительно: о расцвете. Сравнивают свои выводы и определяют возникшее противоречие: два разных мнения об одном и том же периоде. Предположительно: Распад государства – это погибель или расцвет? Записывают проблемный вопрос в тетрадь в тетрадь. | Познавательные: извлечение необходимой информации из источников; понимание и адекватная оценка языка исторического документа Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
6. | Планирование и продумывание поиска решения проблемы | Задаёт вопрос «Что должны выяснить, какие знания получить, чтобы ответить на проблемный вопрос сегодняшнего урока? Какие задачи перед собой поставить? Предлагает обсудить парами. На слайде план урока (по учебнику): 1. Причины распада Киевской Руси. 2.Образование княжеских династий и самостоятельных княжеств (количество княжеств) 3. Особенности удельной системы 4.Положительные и отрицательные последствия раздробленности Задач на урок много. Организует разделение на группы. Раздаёт задания каждой группе: по разным пунктам плана. Обращает внимание на то, что последний вопрос для каждой группы — это проблемный вопрос урока . | Мозговой штурм. Работают с раздаточным материалом № 1.: из предложенного перечня примерных вопросов выбирают те, которые нужно изучить, чтобы ответить на проблемный вопрос Выбрав, вопросы урока (предположительно): почему распалась Русь, на какие уделы, особенности развития княжеств в данный период, + и - распада. Делятся на группы и получают задания: раздаточный материал № 2. | Личностные: определяют, что знают, что нужно узнать через выполнение учебных заданий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками (определение цели, функции участников, способов взаимодействия). Участвуют в обсуждении содержания материала Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные: построение логической цепи рассуждения. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия, формируют понятие. |
7 | Изучение нового материала. Групповая работа. Интерактивная физминутка. | Поиск решения. Найдите нужную вам информацию в тексте учебника, карте и раскройте содержание каждого пункта. Ответ можно оформить в виде схемы, плана, таблицы. На слайде алгоритм выполнения задания: 1) осмысли цель задания 2) найди нужную для решения информацию 3) преобразуй информацию в своё решение 4) оформи свой ответ в виде схемы, плана, таблицы. Учитель консультирует по необходимости. Включаю видео. Делаю зарядку вместе с ними. Организует выступление групп. Слушает ответы, организует обсуждение. После выступления каждой группы задаёт проблемный вопрос «Распад государства – это «погибель русской земли» или расцвет?» (он на каждом слайде). После выступления последней группы учащиеся всего класса смогут ответить на проблемный вопрос. | Работа в группах. По алгоритму выполняют задание по группам. Решение оформляют в своих тетрадях. Могут выбрать руководителя группы. Делают зарядку Группы по плану озвучивают решения, представляют результаты коллективной работы По пунктам плана отвечают и демонстрируют или схему, или план, или таблицу. Могут использовать доску. Каждая группа отвечает на проблемный вопрос: например, пока сказать трудно, ответить нельзя….. Предположительно: однозначного ответа нельзя дать, в период распада были и положительные, и отрицательные последствия распада. | Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; учатся формулировать собственное мнение (определение цели, функции участников, способов взаимодействия) Познавательные: фиксируют графические модели, осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Регулятивная: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль контроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
8. | Первичное закрепление. | Организует просмотр анимированной карты на диске и выполнение задания по ней. | Просмотр анимированной карты и выполнение заданий по ней. Называют и отмечают границы княжества, столицы, обозначают северо-запад, юго-запад, центральные княжества, южные. | Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Регулятивная: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль контроль |
9 | Контроль знаний | Учитель предлагает выполнить мини-тест. Задания теста – на слайде. 1.Удел – это самостоятельное княжество. 2.Удельный период это одно и то же, что и период феодальной раздробленности. 3.Удельный период на Руси начался после 1097 года. 4.Княжество совсем не зависели от Киева. 5.Великим князем называли только Киевского князя. 6.Натуральное хозяйство – это развитие товарно-денежных отношений. 7.Феодальная раздробленность развивала единое государство. 8.Экономика отдельных территорий Руси развивалась?9.Княжеские усобицы ослабляли Русь? Организует проверку: на слайде — вопросы с ответами. Организация контрольно-оценивающей деятельности. По технологии оценивания учебных успехов (на слайде вопросы для самооценки):1) Какие задания выполнял на разных этапах урока? 2) Какие задания выполнил самостоятельно, а какие с помощью? 3) В каких заданиях допустил ошибки? 4) Какую ставишь себе отметку за урок? Предлагает определить домашнее задание. | Выполнение практического задания : индивидуально на листе контроля.
Осуществляют самопроверку по эталону( на слайде). Осуществляют самооценку своей деятельности в ходе всего урока по технологии оценивания учебных успехов.
Прогнозируют домашнее задание: изучить п.13, обратив особое внимание на вопросы, которые выполнил с помощью или неправильно. Сдают все рабочие материалы и листы самоконтроля. | Познавательные: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результаты. Коммуникативная: рефлексия своих действий. Регулятивная: осуществляют контроль по результатам. |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Организует рефлексию. На слайде: проблемный вопрос урока и вопросы для рефлексии. Я не знал (а) …теперь я знаю Сегодня я узнал (а)… Было интересно.. Было трудно… Я выполнял (а) задания… Я понял (а), что… Теперь я могу… Я почувствовал (а), что … Я приобрела (а)… Я научился (научилась) У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило.. Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Я задумался(задумалась) Мне это пригодится… | Отвечают на вопросы рефлексии. Определяют степень своей успешности. | Личностные: определяют, что узнали через выполнение учебных заданий, над чем нужно ещё поработать в ходе домашнего задания. |