kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Удельный период русской истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – первый в главе «Русские земли в 12- начале 13 века». Этот урок связан с предыдущей темой – «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол».Учебник: Е.В. Пчелов. История России с древнейших времён до конца ХVIвека. М., Русское слово, 2012 г.Педагогические технологии Проблемное обучение, развивающее обучение, проектная деятельность, системно-деятельностная технология, ИКТ, обучение в сотрудничестве (в парах, групповая), здоровьесберегающая.Цели: - формирование у обучающихся понятия «удельная система», «удельный период русской истории» - развитие мышления, памяти, внимания, самостоятельности, развитие умения построения речевого высказывания заданий, при самооценке и взаимооценке, на этапе рефлексии. - Формирование у обучающихся чувства коллективизма, ответственности, уверенности, патриотизма, гражданственности. Задачи: - создать условия, направленные на формирование УУД на основе используемых образовательных технологий. понимание чувства коллективизма, единства действий во время опасности. - Развивать умение работы с исторической картой, учебником, письменными источниками; - развивать интеллектуальные умения: анализ, синтез, моделирование - укреплять личностные качества: воля, усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Удельный период русской истории »


Автор

Агаева Екатерина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 16

Предмет, учебник

История.

Учебник: Е.В. Пчелов. История России с древнейших времён до конца ХVIвека. М., Русское слово, 2012 г.

Тиу урока

Открытие нового знания.

Тема

Удельный период русской истории. Данный урок – первый в главе «Русские земли в 12- начале 13 века». Этот урок связан с предыдущей темой – «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол».

Педагогические технологии

Проблемное обучение, развивающее обучение, проектная деятельность, системно-деятельностная технология, ИКТ, обучение в сотрудничестве (в парах, групповая), здоровьесберегающая.

Цель и задачи

Цели:

- формирование у обучающихся понятия «удельная система», «удельный период русской истории»

- развитие мышления, памяти, внимания, самостоятельности, развитие умения построения речевого высказывания

заданий, при самооценке и взаимооценке, на этапе рефлексии.

- Формирование у обучающихся чувства коллективизма, ответственности, уверенности, патриотизма,

гражданственности.


Задачи:

- создать условия, направленные на формирование УУД на основе используемых образовательных технологий.

понимание чувства коллективизма, единства действий во время опасности.

- Развивать умение работы с исторической картой, учебником, письменными источниками;

- развивать интеллектуальные умения: анализ, синтез, моделирование

- укреплять личностные качества: воля, усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность.

Оборудование

Компьютер, медиапроектор, электронный учебник «Российская и всеобщая история. 6 класс», учебник, карта, рабочие материалы.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая.

Методические приёмы

Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, поиск необходимой информации, конструирование ответа, организация работы с настенной картой и анимированной, самоконтроль, рефлексия.





























Этапы урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

1

Оргмомент

Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет наличие учебных принадлежностей, отмечает отсутствующих, внешнее состояние помещения, внешнего вида учащихся

Включаются в работу: осматривают рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей.

2

Актуализация знаний.


Организует проверку домашнего задания ( п.9)






Предлагает учащимся делать вывод по домашнему параграфу.

Дают ответы на вопросы: 1) Почему после смерти Всеволода Ярославича стало невозможно сохранять прежнюю систему престолонаследия? 2)В чем состоит значение Любечского съезда князей?

Делают вывод: Во второй половине 11 – начале 12 века начался распад Руси на отдельные княжества

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Составление целого из частей (синтез). Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

3.

Исходная мотивация



Обращение к ученикам. Мы хорошо поработали над темой д/з. А можете ли вы подробно рассказать о Руси в этот период? Или вам это неизвестно?



Отвечают предположительно: нет, мы не всё знаем об этом периоде. , не знаем, какой была Русь в этот период, на какие части распалась. Какие трудности возникли у княжеств...


Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: высказывать своё предположение на основе учебного материала

4

Формулирование темы урока.



Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.





Давайте сравним вашу тему с темой, которую сформулировал автор учебника.

Тема на слайде.

Если темы не совпадают, задает наводящие вопросы.



Предположительно: Русь в период распада, Русские княжества в период распада...









Записывают тему в тетрадь «Удельный период русской истории»

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование темы.

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Регулятивные: принимают и сохраняют полученную учебную информацию

5







Проблемная ситуация, выход на проблему урока.


Используя электронный учебник, организует погружение в проблему.

Слушают аудио (и одновременно видят текст): 1) отрывок из «слова о погибели русской земли» и отвечают на вопрос «Что автор считает погибелью русской земли?


2) «справочные сведения о количестве городов на Руси в конце 11 века и после распада, к 30-м годам 13 века» и отвечают на вопрос «Возросшее количество городов после распада свидетельствует о распаде или упадке?

Вопрос: сравните свои выводы и определите возникшее противоречие



Предлагает ученикам сформулировать проблемный вопрос на урок.


Корректирует формулировку проблемного вопроса на урок (по мере необходимости).



Слушают, читают текст и отвечают на вопросы.


Предположительно отвечают: распад государства на уделы


Предположительно: о расцвете.



Сравнивают свои выводы и определяют возникшее противоречие: два разных мнения об одном и том же периоде.


Предположительно: Распад государства – это погибель или расцвет?


Записывают проблемный вопрос в тетрадь в тетрадь.


Познавательные: извлечение необходимой информации из источников; понимание и адекватная оценка языка исторического документа











Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу

6.

Планирование и продумывание поиска решения проблемы


Задаёт вопрос «Что должны выяснить, какие знания получить, чтобы ответить на проблемный вопрос сегодняшнего урока? Какие задачи перед собой поставить?

Предлагает обсудить парами.








На слайде план урока (по учебнику):

1. Причины распада Киевской Руси.

2.Образование княжеских династий и самостоятельных княжеств (количество княжеств)

3. Особенности удельной системы 4.Положительные и отрицательные последствия раздробленности


Задач на урок много. Организует разделение на группы.

Раздаёт задания каждой группе: по разным пунктам плана. Обращает внимание на то, что последний вопрос для каждой группы — это проблемный вопрос урока .

Мозговой штурм. Работают с раздаточным материалом № 1.: из предложенного перечня примерных вопросов выбирают те, которые нужно изучить, чтобы ответить на проблемный вопрос

Выбрав, вопросы урока (предположительно): почему распалась Русь, на какие уделы, особенности развития княжеств в данный период, + и - распада.














Делятся на группы и получают задания: раздаточный материал № 2.


Личностные: определяют, что знают, что нужно узнать через выполнение учебных заданий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками (определение цели, функции участников, способов взаимодействия). Участвуют в обсуждении содержания материала

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Познавательные: построение логической цепи рассуждения.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия, формируют понятие.




7

Изучение нового материала.

Групповая работа.
















Интерактивная физминутка.

Поиск решения.

Найдите нужную вам информацию в тексте учебника, карте и раскройте содержание каждого пункта. Ответ можно оформить в виде схемы, плана, таблицы.

На слайде алгоритм выполнения задания: 1) осмысли цель задания 2) найди нужную для решения информацию 3) преобразуй информацию в своё решение 4) оформи свой ответ в виде схемы, плана, таблицы.

Учитель консультирует по необходимости.





Включаю видео. Делаю зарядку вместе с ними.

Организует выступление групп.



Слушает ответы, организует обсуждение. После выступления каждой группы задаёт проблемный вопрос «Распад государства – это «погибель русской земли» или расцвет?» (он на каждом слайде).


После выступления последней группы учащиеся всего класса смогут ответить на проблемный вопрос.










Работа в группах.

По алгоритму выполняют задание по группам. Решение оформляют в своих тетрадях. Могут выбрать руководителя группы.









Делают зарядку

Группы по плану озвучивают решения, представляют результаты коллективной работы

По пунктам плана отвечают и демонстрируют или схему, или план, или таблицу. Могут использовать доску.

Каждая группа отвечает на проблемный вопрос: например, пока сказать трудно, ответить нельзя…..

Предположительно: однозначного ответа нельзя дать, в период распада были и положительные, и отрицательные последствия распада.


Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; учатся формулировать собственное мнение (определение цели, функции участников, способов взаимодействия)


Познавательные: фиксируют графические модели, осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Регулятивная: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль контроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу

8.

Первичное закрепление.



Организует просмотр анимированной карты на диске и выполнение задания по ней.

Просмотр анимированной карты и выполнение заданий по ней. Называют и отмечают границы княжества, столицы, обозначают северо-запад, юго-запад, центральные княжества, южные.


Познавательные:

осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Регулятивная: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль контроль

9

Контроль знаний

Учитель предлагает выполнить мини-тест. Задания теста – на слайде.

1.Удел – это самостоятельное княжество.

2.Удельный период это одно и то же, что и период феодальной раздробленности.

3.Удельный период на Руси начался после 1097 года.

4.Княжество совсем не зависели от Киева.

5.Великим князем называли только Киевского князя.

6.Натуральное хозяйство – это развитие товарно-денежных отношений.

7.Феодальная раздробленность развивала единое государство. 8.Экономика отдельных территорий Руси развивалась?9.Княжеские усобицы ослабляли Русь?

Организует проверку: на слайде — вопросы с ответами.


Организация контрольно-оценивающей деятельности. По технологии оценивания учебных успехов (на слайде вопросы для самооценки):1) Какие задания выполнял на разных этапах урока? 2) Какие задания выполнил самостоятельно, а какие с помощью? 3) В каких заданиях допустил ошибки? 4) Какую ставишь себе отметку за урок?


Предлагает определить домашнее задание.

Выполнение практического задания : индивидуально на листе контроля.























Осуществляют самопроверку по эталону( на слайде).

Осуществляют самооценку своей деятельности в ходе всего урока по технологии оценивания учебных успехов.







Прогнозируют домашнее задание: изучить п.13, обратив особое внимание на вопросы, которые выполнил с помощью или неправильно.

Сдают все рабочие материалы и листы самоконтроля.

Познавательные: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результаты.

Коммуникативная: рефлексия своих действий.



















Регулятивная: осуществляют контроль по результатам.

10

Рефлексия

учебной деятельности на уроке

(итог).

Организует рефлексию.

На слайде: проблемный вопрос урока и вопросы для рефлексии.


Я не знал (а) …теперь я знаю

Сегодня я узнал (а)…

Было интересно..

Было трудно…

Я выполнял (а) задания…

Я понял (а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал (а), что …

Я приобрела (а)…

Я научился (научилась)

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило..

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Я задумался(задумалась)

Мне это пригодится…




Отвечают на вопросы рефлексии. Определяют степень своей успешности.

Личностные: определяют, что узнали через выполнение учебных заданий, над чем нужно ещё поработать в ходе домашнего задания.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Удельный период русской истории

Автор: Агаева Екатерина Николаевна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "История России в живописи "
    ["seo_title"] => string(27) "istoriia-rossii-v-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "192009"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427390347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Интегрированный урок истории и литературы на тему "Повесть о Петре и Февронии Муромских""
    ["seo_title"] => string(94) "intieghrirovannyi-urok-istorii-i-litieratury-na-tiemu-poviest-o-pietrie-i-fievronii-muromskikh"
    ["file_id"] => string(6) "278997"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453179783"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Нашествие с Востока. Методическая разработка урока с мультимедийной презентацией "
    ["seo_title"] => string(91) "nashiestviie-s-vostoka-mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "104475"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402715562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». "
    ["seo_title"] => string(113) "znaki-simvoly-khimichieskikh-eliemientov-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "113451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Открытый урок на тему "Голод 1930-1933 годах в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(61) "otkrytyi-urok-na-tiemu-golod-1930-1933-ghodakh-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "191552"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427321526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства