Цель: способствовать овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; систематизировать знания учащихся об экономических и политических реформах России в первой четверти 18 в.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Царь - преобразователь»
Давыдова Алена Николаевна
ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ № 1»
Учитель истории и обществознания
Царь - преобразователь
10 класс.
На доске эпиграф: «Самодержавною рукой о он смело сеял просвещенье.
Не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».
А.С. Пушкин
Цель: способствовать овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; систематизировать знания учащихся об экономических и политических реформах России в первой четверти 18 в.
ПЛАН:
1. Введение. Россия на рубеже 17 – 18 вв.
2. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Царь – преобразователь».
3. Личность Петра I.
4. Групповая работа учащихся:
«Экономические преобразования в России»
«Реформы государственного управления»
5. Преобразования в духовной сфере.
6. Подведение итогов.
Ход урока:
1. На протяжении 17 в. Россия значительно продвинулась в своем развитии. Однако по некоторым важным показателям экономики она заметно отставала от передовых стран Западной Европы. У России не было ни торгового, ни военного флота. Еще в начале 17 в. шведский король говорил, что Россия не может спустить на воду ни одного корабля, так как у нее «отнято море». Выплавка металла в нашей стране многократно уступала западным странам. Природные ресурсы были слабо разведаны. Не добывались серебро и золото. Приходилось рассчитывать на поступление его из других стран. Да и медь в основном ввозили из-за рубежа. Недостаточной была отечественная промышленность для производства вооружения. В годы войн приходилось покупать оружие за границей. Серьезные недостатки выявились и в деятельности государственных учреждений – приказов. Россия отставала от Европы в социальном, экономическом и в культурном плане. И это отставание нужно было преодолеть. Вот такие задачи были поставлены перед царем Петром I.
- Давайте выясним, что же вам известно об эпохе Петра I
2. Задание1.
Прочитайте статью “Царь – преобразователь” и с помощью специальных значков произведите его разметку в пустых скобочках.
V – я знал.
+ - новое для меня
! - удивлена
Царь-преобразователь.
Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины (… ). Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем новый год 1 января – это он ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова (… ). Петр выпустил первую печатную газету (… ).
В России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт – Петербург, Екатеринбург) (… ). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы (… ). Русские люди стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях науки, культуры (… ). Они получили возможность бывать за границей, а иностранцы стали охотно приезжать в Россию. Стране требовались специалисты, хорошо знающие свое дело. Для их подготовки были открыты школы ( …).
Царь пытался приобщить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям (… ). Петр запретил носить бороду и русское платье (… ). Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной. Ввел моду на курение табака (…)
В 1721 году Петр I был провозглашен императором ( ). Россия стала империей ( ).
Вопросы после прочтения статьи.
Что из содержания было известным?
Что удивило?
Что нового узнали для себя из текста?
Во времена Петра I в стране произошли грандиозные изменения. И, наверно, вам интересно узнать, какими качествами характера обладал царь.
3. Ученица дает библиографическую справку:
Петр I
Проведение преобразований в России конца 17 – первой четверти 18 века неразрывно связано с именем Петра I, которому Сенат в 1721 году присвоил титул Великого. Сам Петр считал себя находящимся на службе Отечеству, государству и все силы отдавал этому служению.
Петр обладал глубоким и дальновидным умом, энергией, решительностью и сильной волей. Едва ли не самой яркой чертой личности царя было трудолюбие, желание во всех делах, больших и малых, принять личное участие.
Он показал себя прекрасным полководцем и флотоводцем, дипломатом, организатором промышленности, сторонником просвещения и науки. Царь владел
14-тью ремеслами, строил корабли, составлял указы, любил токарное дело. Особое пристрастие государь питал к морю, флоту и фейерверкам. Всю жизнь он учился и учил других.
Внешний облик Петра был очень выразителен: рост 2 метра 4 см. Но богатырским здоровьем царь не отличался. В быту был неприхотлив, не стремился к роскоши. Женат был дважды. С первой своей женой Евдокией Лопухиной Петр развелся. Их сын Алексей печально закончил свои дни. Второй брак с Екатериной I оказался более удачным. Дочь Петра и Екатерины Елизавета впоследствии стала императрицей.
4. Задание 2.
Класс делится на 2 группы.
Задание для 1 группы «Экономические преобразования в России»:
Прочитать текст в учебнике «Россия и мир» 10 кл. О.В.Волобуева (стр. 226-227).
Выделить главные черты развития мануфактурной промышленности.
Учащиеся составляют свою часть опорного конспекта у доски, комментируют.
+ работа с картой (найти мануфактуры на Урале)
Задание для 2 группы «Реформы государственного управления»:
Прочитать текст в учебнике «История России» 10 кл. В.И. Буганова и др. (стр. 35-37).
Определить реформы в государственном управлении России.
Учащиеся составляют свою часть опорного конспекта у доски, комментируют.
+ сказать адрес нашего города в 18 в (Пермская губерния Верхотурский уезд Нижний Тагил), о Синоде (в 1721 г. была создана Духовная коллегия – Синод, управлял ей обер-прокурор, она ведала религиозными делами), о титуле императора (в 1721 г. Сенат преподнес Петру титул императора, Россия стала империей).
5. Рассказ учителя о преобразованиях в духовной сфере:
А.С. Пушкин писал о Петре 1:
«Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье.
Не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».
В условиях преобразований стране требовались не только грамотные люди, но и специалисты разных профессий. Поэтому в 1 четверти 18 века создается сеть общеобразовательных и специальных училищ, открываются математические, навигационные, инженерные и др. школы. Занятия продолжались весь день, дисциплина была жесткой. За непосещение уроков штрафовали или наказывали палками. Для дворян учеба приравнивалась к государственной службе. Молодым дворянам было запрещено жениться, если они не имели свидетельства об окончании какого-либо учебного заведения. В Петровские времена стало больше издаваться книг. Для облегчения чтения был введен новый гражданский шрифт. С 1702 года в стране стала выходить первая печатная газета «Ведомости». При Петре 1 открылась первая публичная библиотека в С-Петербурге, первый публичный театр. На рубеже 17-18 веков Петр 1 ввел новый счет лет: 7208 год от сотворения мира по старому календарю был объявлен 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стали отмечать не с 1 сентября, а с 1 января. Царь вводил европейскую одежду среди дворян: на пирах собственноручно обрезал длинные кафтаны и стриг бороды знатным гостям, велел носить парики как женщинам, так и мужчинам. Хотел, чтобы русские дворяне имели хорошие манеры, уважительно общались друг с другом. В качестве руководства написал книгу «Юности честное зерцало».
6. Подведение итогов урока.
Заслуги Петра велики: при нем успехи были достигнуты в развитии промышленности, был создан новый государственный аппарат, постоянно уделялось внимание вопросам культуры, науки и просвещения.
Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России. И в истории нашего государства он по праву остался Великим.
Эпоха Петра I (1682 -1725). Власть и общество.
Экономические преобразования в России
Реформы государственного управления
Схема управления государством
Император
У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая команда получает по одной иллюстрации –
1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.
2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.
3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.