kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ТРАГИЧЕСКИЙ 1941»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначение: данный сценарий можно использовать при проведении уроков в 9-11 классах и системе НПО и СПО при изучение раздела истории России по Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Материалы сценария можно использовать для подготовки и проведения внеклассных мероприятий по данной тематике.

Содержание сценария: сценарий охватывает начальный период Великой Отечественной с 22 июня 1941 года до окончания Московской битвы и включает в себя изучение следующих вопросов – 1. События 22 июня 1941 2. Оборонительные сражения 1941 года. 3. Московская битва. 4.  Формирования антигитлеровской коалиции. Сценарий включает в себя не только учебный материал, но и исторические документы данного периода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ТРАГИЧЕСКИЙ 1941»»













«ТРАГИЧЕСКИЙ 1941»

(Сценарий урока по истории России)





АВТОР: преподаватель истории

Е.Н.ШАШКО.



























Пояснительная записка.

Предназначение: данный сценарий можно использовать при проведении уроков в 9-11 классах и системе НПО и СПО при изучение раздела истории России по Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Материалы сценария можно использовать для подготовки и проведения внеклассных мероприятий по данной тематике.

Содержание сценария: сценарий охватывает начальный период Великой Отечественной с 22 июня 1941 года до окончания Московской битвы и включает в себя изучение следующих вопросов – 1. События 22 июня 1941 2. Оборонительные сражения 1941 года. 3. Московская битва. 4. Формирования антигитлеровской коалиции. Сценарий включает в себя не только учебный материал, но и исторические документы данного периода.

Цели и задачи урока:

- изучить события начала Великой Отечественной войны, показать трагедию 1941 года, значение Московской битвы

- формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы с историческими текстами и документами

- вызвать у обучающихся интерес к изучению тем по Великой Отечественной войне

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

- компьютер и экран

- документальный фильм: «Начало Великой Отечественной войны»

- информационные листы

- исторические документы

- тестовые задания.























Сценарий урока.

Примечание: для проведения урока педагогу необходимо подобрать любой документальный фильм о начале Великой Отечественной войны с песней или музыкой «Священная война», найти песню Ю. Антонова «Красные маки». Приготовить Атласы по истории России 20 века – карта начало войны.

Этапы урока.

Введение. Урок начинается с прослушивания отрывка песни Ю. Антонова «Красные маки».

На Федюнинских холмах тишина .

Над Малаховым курганом сны.

Словно не было войны,

Но война похоронена на дне тишины

И казалось бы всему вышел срок –

Тридцать лет менялась в море вода.

А как выйдешь, как шагнешь за порог,

И от маков не уйти никуда

Маки, маки красные, маки - горькая память земли,

Неужели вам снятся атаки, неужели вам снятся атаки тех,

Кто с этих холмов не пришли

Педагог: ребята мы начинаем с вами изучение раздела истории России «Великая Отечественная война 1941 – 1945 ».

Вопрос обучающимся::- А что вы знаете о войне? Обучающиеся отвечают.

Педагог: тема нашего урока «Трагический 1941 год». Мы должны с вами познакомится с событиями 1941 года и изучить следующие вопросы.

Представляется план урока.

1. События 22 июня 1941 года.

2. Оборонительные сражения 1941года.

3. Московская битва и ее значение.

4. Формирование антигитлеровской коалиции.

Этап второй.

События 22 июня 1941 года. Показать небольшой отрывок документального фильма о начале войны, на фоне песни «Священная война» зачитать отрывок из заявления Советского правительства от 22 июня 1941 года … «Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города,..
Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ – отбить разбойничье нападение…
Не первый раз нашему народу приходиться иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу…
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами…».

Этап третий. Оборонительные сражения 1941 года.

Педагог: Началась война. По плану нападения на СССР «Барбаросса» Германия рассчитывала закончить войну за несколько месяцев. Возьмите в руки карту – начало войны и проследите за наступлением немецких войск. Немецкие войска составляли три группы: группа «Север» - главное направление Ленинград и порты в Балтийском море. Группа армий «Центр» - Минск Смоленск, Москва. Группа армий «Юг» - Киев Харьков, Донбасс и Крым. Начало войны было самым трагическим для нашей страны. За первые три недели военных действий армия агрессора продвинулась вглубь страны на 300-600 км. Темп наступления противника составлял 30 км в сутки. Были заняты территории Латвии, Литвы, южной части Эстонии, Молдавии, Белоруссии, Правобережной Украины. Из 170 дивизий Красной Армии, имевшихся к началу войны на западной границе, полностью вышли из строя 28, а 70 потеряли до половины до половины людей и боевой техники.

Сейчас вы будете работать с информационным листом. Ваша задача ознакомиться с историческим текстом и ответить на вопросы после текста. Ответы необходимо отметить прямо в тексте.

Информационный лист. Оборонительные сражения лето-осени 1941 года.

Прочтите исторический текст и выполните задания к тексту. Ответы отмечать прямо в тексте.

«Многие гарнизоны и части Красной Армии оказывали упорное сопротивление». Более месяца сдерживал натиск врага гарнизон Брестской крепости. Окруженные в районе Минска советские войска оборонялись почти две недели. Лишь немногим удалось прорвать кольцо окружения, но они отвлекли на себя большую часть группы армий «Центр». Без ее поддержки рвущиеся вперед танковые дивизии вермахта понесли потери. К 13 июля они потеряли примерно 50% танков. К этому времени выдвигающиеся из глубины страны резервы сумели восстановить фронт в районе Смоленска и задержали немецкое наступление почти на два месяца. Это позволило выиграть время для мобилизации сил и ресурсов страны.
В июле – августе танковые дивизии группы армий «Центр» были переброшены на северное и южное направления, где немецкое наступление выдохлось еще раньше.
Удар танковых групп и тыл войскам советского Юго-Западного фронта, защищавшим Украину, привел к тяжелым последствиям для Красной Армии. Из 760 тыс. человек, насчитывавшихся в составе сил фронта, в окружении оказалось 452 тыс. Выйти из «котла» удалось лишь 15 тыс, остальные погибли или были взяты в плен. Немецкие войска вышли к Одессе, продвинулись вглубь Украины, угрожая металлургической базе Донбасса и базам Черноморского флота в Крыму.
На Северо-Западном фронте немцы также смогли осуществить прорыв. Они заняли Прибалтику и устремились к Ленинграду. Упорное сопротивление гарнизонов Лиепаи и Таллина лишь ненадолго сдержало их наступление. 1 сентября И.В. Сталин назначил Г.К. Жукова командующим фронтом. Чрезвычайные меры – формирование отрядов народного ополчения, мобилизация горожан на строительство оборонительных рубежей, поддержка кораблей Балтийского флота – помешали танкам с ходу ворваться в Ленинград. Немецкие войска блокировали город, а танковые войска вермахта были направлены на штурм Москвы.
В первые дни войны началась мобилизация. Армию пополнили 5,3 млн. человек. Для оперативного управления войсками была создана Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК). В его состав вошли И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников и Г.К. Жуков. Высшим органом управления страной стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), его возглавил Сталин. Был принят мобилизационный план развития народного хозяйства. Предполагалось резкое увеличение выпуска военной продукции и создание мощной военно- промышленной базы на востоке страны – на Урале, в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии.
Уже в июле 1941 года заводы приступили к изготовлению реактивных минометов залпового огня, вошедших в историю как «катюши», впервые «катюши» были использованы в боях под Смоленском и Ельней.
18 августа 1941 года был принят приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270, согласно которому лица, сдавшиеся в плен, рассматривались как изменники, подлежащие уничтожению, члены их семей лишались всяких прав. Этот приказ привел к трагическим последствиям для многих людей, родственники которых попали в плен.



Задания.

1. Укажите города (крепости) вокруг которых велись оборонительные сражения летом – осенью 1941 года.

2. Укажите потери нашей армии на Юго– Западном фронте.

3. Кто был назначен И.В.Сталиным командующим Северо-Западным фронтом?

4. Какие чрезвычайные меры были предприняты для спасения Ленинграда?

5. Сколько человек было призвано в армию в первые дни войны?

6. Для чего были созданы СВГК и ГКО?

7. Что такое «катюша»? Когда и где впервые были применены «катюши»?



Эталон ответов: 1 – Брестская крепость, Минск, Смоленск, Одесса, Лиепаи, Таллин, Ленинград. 2- из 760 тысяч в окружение попали 452 тыс, вышло из окружения 15 тыс. 3 – Г.К.Жуков. 4 – Формирование отрядов народного ополчения, мобилизация горожан на строительство оборонительных сооружений. 5 – 5,3 млн.чел. 6 – СВГК – оперативное управление войсками, ГКО – высший орган управления страной. 7 – «катюши» - реактивные минометы залпового огня, июль 1941 год, Смоленск,Ельня.

После выполнения работы, ребята озвучивают ответы и педагог переходит к четвертому этапу урока.

Этап четвертый. Битва под Москвой и ее значение.

Педагог: мы переходи с вами к вопросу Битва под Москвой и ее значение. Сообщение о подготовке к битве. (может сделать сам педагог, может дать задание подготовиться кому то из обучающихся). Положение было критическим. Враг стоял под Москвой. На некоторых участках фронт проходил в 75 - 100 км от Москвы. Немцы писали домой о том, что они новый 1942 год будут встречать в Москве. Москва – столица. Нельзя было допустить ее сдачи немцам и не только стратегически но и прежде всего это имело большое моральное значение не только для фронта но и тыла. Для всех главным стал лозунг «Отступать некуда – позади Москва». В сложных условиях было принято решение об эвакуации иностранных миссий и ряда правительственных учреждений в город Куйбышев. Был составлен список московских предприятий, которые должны были быть заминированными на случай оставления столицы. С 20 октября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны от 19 октября в Москве вводилось осадное положение. Из постановления Государственного Комитета Обороны: … «1 Ввести с 20 октября 1941 г. в городе Москве и прилегающих районах осадное положение. 2. Воспретить всякое уличное движение как отдельных лиц, так и транспортов с 12 часов ночи и до 5 часов утра, за исключением транспортов и лиц, имеющих специальные пропуска от коменданта г. Москвы, причем в случае объявления воздушной тревоги передвижение населения и транспортов должно происходить согласно правил, утвержденных Московской противовоздушной обороной и опубликованных в печати… 3. Нарушителей порядка немедля привлекать к ответственности с передачей суду Военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте …». Военная операция под Москвой называлась «Тайфун». Для защиты Москвы был создан Западный фронт по командованием Жукова. С Дальнего Востока и Сибири были переброшены новые дивизии, 65 тысяч москвичей вступили в народное ополчение. 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся парад войск в честь годовщины революции откуда войска отправлялись на фронт. 5 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление. (Показать отрывок документального фильма о наступлении войск под Москвой). Контрнаступление закончилось 7-10 января 1942 года. Немецкие войска были отброшены на 100-250 км от Москвы. Провал немецкого наступления на Москву развеял миф о непобедимости германской армии. Он способствовал укреплению антигитлеровской коалиции, росту освободительного, антифашистского движения народов на территориях, оккупированных Германией и ее союзниками

Этап пятый. Формирования антигитлеровской коалиции.

Педагог: антигитлеровская коалиция – это союз стран СССР, Англии и США, направленный на борьбу с фашизмом. Еще 12 июля 1941 года было подписано соглашение между СССР и Англией о совместных действиях в войне против Германии. Оно оформило два главных принципа коалиции: помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии, а также отказ от ведения переговоров и заключения перемирия с противником, кроме как с обоюдного согласия. А августе 1941 года США и Англия подписали декларацию о принципах сотрудничества во время войны, которая называлась Атлантическая хартия. В этом документе стороны принимали на себя обязательства не стремиться к территориальным захватам, уважать право народов избирать себе форму правления, способствовать восстановлению суверенных прав тех народов, которые были их лишены насильственным путем. Они выразили свою приверженность идеям равного доступа всех стран к торговле и мировым сырьевым источникам, обеспечения народом высокого уровня жизни. экономического развития и социальной защищенности, прочного мира. В сентябре 1941 года СССР присоединился к Атлантической хартии. В ноябре 1941 года на СССР был распространен закон США о ленд- лизе, согласно которому США предоставляли помощь государствам, которые сражались против фашизма. Поставки по ленд-лизу подлежали оплате после войны, и лишь в том случае, если не были израсходованы в военных целях. Первые поставки по ленд- лизу стали поступать в СССР уже летом 1942 года.

Этап шестой. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов урока.

Педагог: задает обучающимся вопрос, что на уроке узнали нового о начале войны, просит ответить на вопрос: почему тема урока названа как трагический 1941? Озвучивает оценки за урок и предлагает в качестве закрепления пройденного материала выполнить на оценку тестовые задания (5-8 мин).



Тестовые задания по теме «Трагический 1941 год».

Выберите правильный ответ.

1. Как назывался план нападения Германии на СССР?

1. «Цитатель»
2. «Барбаросса»
3. «Багратион»
4. «Уран»

2. В годы Великой Отечественной войны вся полнота власти в СССР была сосредоточена в Государственном Комитете Обороны, который возглавлял

1. Г.К.Жуков
2. И.В. Сталин
3. К.К. Рокоссовский
4. С.К. Тимошенко


3. Какая из названных операций произошла на начальном этапе войны?

1. сражение на Курской Дуге
2. форсирование Днепра
3. Московская битва
4. снятие блокады Ленинграда

4. Укажите название крепости, которая первой приняла бой с Германией и оказывала сопротивление в течении месяца

1. крепость в Лиепау
2. Брестская крепость
3. Таллинская крепость
4. Киевские укрепления


5. Как называлась военная операция под Москвой?


1. «Тайфун»
2. «Уран»
3. «Сатурн»
4. «Цитадель»

6. В боях за какой город немцы вынуждены были остановить наступление почти на два месяца?

1. Смоленск
2. Киев
3. Минск
4. Таллин

7. О каком явлении военного времени говориться в тексте? «В начале войны вследствие отступления Красной Армии пришлось решать задачу огромной сложности… В то время, когда на транспорт легла тяжесть воинских перевозок, предстояло одновременно переместить в глубокий тыл за тысячи километров промышленное оборудование, сырье, различные материальные и культурные ценности, население»

1. реституция
2. эвакуация
3. ленд-лиз
4. репатриация


8. В какой город в октябре были эвакуированы из Москвы иностранные миссии и ряд правительственных учреждений?

1. Арзамас
2. Куйбышев
3. Новосибирск
4. Челябинск

9. Как назывался закон США об оказании помощи государствам, которые воевали против фашизма?

1. закон о репатриациях
2. закон об оказании материальной помощи
3. закон о ленд- лизе
4. закон об Атлантической хартии

10. Какие страны входили в антигитлеровскую коалицию?

1. СССР, США, Англия
2. Франция, Италия, СССР
3. СССР, Англия, Канада
4. Англия, Франция, США

11. В результате Московской битве

1. Италия капитулировала
2. начался коренной перелом в ходе войны
3. был развеян миф о непобедимости германской армии
4. был открыт второй фронт в Европе.







Эталон.

1-2

2-2

3-3

4-2

5-1

6-1

7-2

8-2

9-3

10-1

11-3







Список использованной литературы.



1. Островский В.П., Старцев В.И., Старков Б.А., Смирнов Г.М., История Отечества: Учеб. для 11 средн. шк. Москва.: Просвещение; 1992


2. Загладин Н.В., Симония Н.А., История России и мира в 20 – начале 21 века. 11 класс. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»; 2008

3. Клоков В.А., Понаморев М.В., История. Тренировочные задания. Москва.: «Эксмо»; 2012
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«ТРАГИЧЕСКИЙ 1941»

Автор: Шашко Елена Николаевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Великая отечественная война.  Германское нашествие. Трагическое начало.» "
    ["seo_title"] => string(84) "vielikaia-otiechiestviennaia-voina-giermanskoie-nashiestviie-traghichieskoie-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "135726"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416964418"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Отечественная героико-трагическая  опера « Иван Сусанин» М.И. Глинка (разработка урока по ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(88) "otiechiestviennaiaghieroikotraghichieskaiaopieraivansusaninmiglinkarazrabotkaurokapofgos"
    ["file_id"] => string(6) "278339"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453055703"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Трагическая музыка любви "
    ["seo_title"] => string(29) "traghichieskaia-muzyka-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "103092"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567011"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева "Муму". Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города" "
    ["seo_title"] => string(120) "traghichieskaia-razviazka-rasskaza-i-s-turghienieva-mumu-rabota-nad-ghazietnoi-zamietkoi-zhivotnyie-v-usloviiakh-ghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "106631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403062189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Трагическая судьба русской женщины в рассказе А.И.Солженицына  "Матрёнин двор" "
    ["seo_title"] => string(89) "traghichieskaia-sud-ba-russkoi-zhienshchiny-v-rasskazie-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "113345"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409926333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства