kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трагическая судьба русской женщины в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование "Трагическая судьба русской женщины в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор". проводится в 11 классе. Цели урока:  "вслед за автором" проследить за судьбой героини, выявить главные черты её характера, понять смысл названия рассказа. К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используется технология проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трагическая судьба русской иженщины»



МБОУ «Шаховская открыта сменная общеобразовательная школа»














Трагическая судьба русской женщины

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)





















Разработала: учитель русского языка и литературы Е.В.Петрова



Урок- исследование (с презентацией)


Трагическая судьба русской женщины

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор») (1 слайд)


Цели урока:


- пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля;

- познакомить с историей написания рассказа «Матренин двор»;

- вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю;

- расширить знания учащихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х г.г. ХХ века;

- «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить в себе добрую, отзывчивую душу, способной помогать людям;

- подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.


Ход урока


Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира…

А. Передреев


1. Автобиографическая основа написания рассказа. (2 слайд)


Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: «Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области».

Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии (« на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани»). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область.

Исходное название – «Не стоит село без праведника», окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

В 1989 году «Матрёнин двор» стал первой после многолетнего замалчивания публикацией рассказов.

В основе рассказа, как правило, лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу и строит свой рассказ Солженицын. Через трагическое событие- гибель героини - автор приходит к глубокому пониманию её личности.

Рассказчик поселяется в деревне Тальново у Матрёны, одинокой, шестидесятилетней женщины. О её трагической судьбе мы и будем говорить сегодня.


2. Портрет как способ создания характера Матрёны. (3 слайд)


- Как описывает Солженицын портрет своей героини?


Вывод. Автор не даёт конкретного описания героини. Для него важна лишь одна деталь -«добрая, извиняющаяся» улыбка.«У тех людей лица хороши, кто живёт в ладу со своей совестью».


3. Быт как способ создания характера. (4 слайд)


- Используя текст, заполните таблицу.


Изба

«изгнивала щепа», «посерели брёвна»

Фикусы

«заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой»

Кошка

«колченога», «немолода», «подобрана из жалости»

Мыши

«нагло шуршали», «редкое быстрое шуршание»

Тараканы

«кишели по ночам»

Коза

«грязно-белая», «криворогая»


Вывод. Быт Матрены поражает своей неустроенностью. «В запущи она живет», она ни за чем «не гналась». Эти скупые детали говорят о том, что хозяйка равнодушна к бытовым удобствам, ей чужд дух накопительства, она склонна к самоограничению. Несмотря на такие бытовые условия Матрены, постоялец ощутил в ее избе нечто родственное своему сердцу.


4. Речь как способ создания характера. (5 слайд)


- Какие особенности речи Матрёны замечает автор?


Вывод. Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Яркую индивидуальность, выразительность придают ее языку обилие просторечной, диалектной лексики, архаизмов (приспею, два -дни, три - дни,к ужоткому, иззаботилась, теперича, летось, пособить, тижель, молонья, вопрятаешь,неуладкой; не знато, бегма, кому часу).

Солженицын наделяет свою героиню даром словотворчества, о чем свидетельствуют ее изречения (трогацать, дуель (метель), разведка (розетка), порция (порча), картовь, картонный суп; “не умемши, не варемши - как утрафишь”). Автор говорит, что так выговаривали все в деревне. Глубоко народна и манера речи Матрены: «… и всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием , как у бабушек в сказках».


5. - Какое значение имеют в рассказе рассуждения рассказчика об отношении Матрёны к вере? (6 слайд)


Вывод. Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Но повествователь замечает: «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия». Но вера Матрены - подлинна, потому что интимна, целомудренна. «Может быть, она и молилась , но не показно», - говорит Игнатич. Религия, христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.


6. Описание дня героини. (7 слайд)


Топила печь, доила козу, ходила за водой, готовила пищу, добывала торф, летом ходила за ягодами, заготавливала для козы сено.


7. История « колготной житёнки» Матрёны. (8 слайд)


- Расскажите о жизни Матрёны.


- Разбитая любовь;

- смерть шестерых детей;

-потеря на войне мужа;

- адский труд в деревне;

- тяжёлая «немочь-болезнь»;

- обида на колхоз.


– Как в рассказе складывается понимание о нелегком жизненном пути героини?


Вывод. «Колотная житенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, складывается рассказ о нелегком жизненном пути героини. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.

8. Матрёна в системе других образов рассказа. (9 слайд)


- Как складывались взаимоотношения Матрёны с односельчанами, с родственниками?


Вывод. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.


9. Смерть Матрёны - случайность или закономерность? (10 слайд)


Вывод. Смерть Матрёны закономерна. Матрёне пришлось расплатиться жизнью за чужие грехи. С гибелью Матрёны рушится мир добра, духовности, милосердия. Гибель героини- предупреждение об опасности уничтожения нравственных ценностей.


10. - В чём заключается смысл сцены похорон?


Вывод. Значительное место в рассказе А.И. Солженицын отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. Поведение этих людей отвратительно. Автор убеждает читателя в том, что эти люди пришли только для того, чтобы поживиться нехитрыми пожитками покойной. Оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства».


11. – В чем заключается смысл этого рассказа, его основная идея? (11 слайд)


Вывод. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир. Мир духовности, добра, милосердия. Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены « уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке».


12. – Какова позиция автора? (12 слайд)


Вывод. Нередко автор прибегает к прямым оценкам и комментариям. Все это придает рассказу особую доверительность и художественную проникновенность. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее ее так до конца и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Солженицын становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основам общества».


13 .- В чём заключается трагизм образа героини ? (13 слайд)


Солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судьбе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь поистине русского человека и причины его несчастья в рассказе «Матренин двор». Духовно Матрена выше своих односельчан. Но героиня погибает. И трагедия ее в том, что обществу, в котором она жила, далеки искренние человеческие стремления. Матрена одинока. «Непонятая и брошенная даже мужем своим, похоронила шесть детей, но не чужая сестрам, золовкам, смешная, глупо работающая на других бесплатно, - она не собрала имущества к смерти. Грязно-белая коза, кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша ». Трагизм повествования заключается в том, что материальное обнищание народа перерастает в духовное. Александр Солженицын первый сказал правду о трагической истории русского народа. Затем по его пути пойдут такие же поистине народные писатели, как Абрамов, Шукшин, Распутин и другие.


14. Рефлексия. (14 слайд)


- Закончите фразы.


Было интересно…

Я попробую…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось…

Меня удивило…

Сегодня я узнал…


15. – Как эпиграф перекликается с темой нашего урока?


16. Домашнее задание. (15 слайд)


Прокомментируйте письменно отзыв А. Ахматовой о рассказе «Матрёнин двор».


«Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича…». Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала вдребезги…»

Просмотр содержимого презентации
«Трагическая судьба русской женщины»

  Трагическая судьба русской женщины (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-исследование   Петрова Елена Валентииновна учитель русского языка и литературы МБОУ «Шаховская ОСОШ»

 

Трагическая судьба русской женщины

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Урок-исследование

 

Петрова Елена Валентииновна

учитель русского языка и литературы

МБОУ

«Шаховская ОСОШ»

Автобиографическая основа написания рассказа

Автобиографическая основа написания рассказа

Портрет как способ создания характера Матрёны У тех людей лица хороши, кто живёт в ладу со своей совестью

Портрет как способ создания характера Матрёны

У тех людей лица хороши, кто живёт в ладу со своей совестью

Быт как способ создания характера Изба Фикусы Кошка Мыши Тараканы Коза

Быт как способ создания характера

Изба

Фикусы

Кошка

Мыши

Тараканы

Коза

Речь как способ создания характера   «…и всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием , как у бабушек в сказках».

Речь как способ создания характера

«…и всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием , как у бабушек в сказках».

Отношение Матрёны к вере      « Может быть, она и молилась , но не показно»

Отношение Матрёны к вере  

« Может быть, она и молилась , но не показно»

Описание дня героини Топила печь, доила козу, ходила за водой, готовила пищу, добывала торф, летом ходила за ягодами, заготавливала для козы сено.

Описание дня героини

Топила печь, доила козу, ходила за водой, готовила пищу, добывала торф, летом ходила за ягодами, заготавливала для козы сено.

История « колготной житёнки» Матрёны - Разбитая любовь; - смерть шестерых детей; -потеря на войне мужа; - адский труд в деревне; - тяжёлая «немочь-болезнь»; - обида на колхоз.

История « колготной житёнки» Матрёны

- Разбитая любовь;

- смерть шестерых детей;

-потеря на войне мужа;

- адский труд в деревне;

- тяжёлая «немочь-болезнь»;

- обида на колхоз.

Матрёна в системе других образов рассказа Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

Матрёна в системе других образов рассказа

Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

Смысл сцены похорон

Смысл сцены похорон

Смысл рассказа  Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Смысл рассказа

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Позиция автора

Позиция автора

Трагизм образа героини Трагизм повествования заключается в том, что материальное обнищание народа перерастает в духовное. «Непонятая и брошенная даже мужем своим, похоронила шесть детей, но не чужая сестрам, золовкам, смешная, глупо работающая на других бесплатно, - она не собрала имущества к смерти. Грязно-белая коза, кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша »

Трагизм образа героини

Трагизм повествования заключается в том, что материальное обнищание народа перерастает в духовное.

«Непонятая и брошенная даже мужем своим, похоронила шесть детей, но не чужая сестрам, золовкам, смешная, глупо работающая на других бесплатно, - она не собрала имущества к смерти. Грязно-белая коза, кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша »

Было интересно… Я попробую… Я понял, что… Я почувствовал, что… Мне захотелось… Меня удивило… Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я попробую…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось…

Меня удивило…

Сегодня я узнал…

Домашнее задание « Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича…». Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала вдребезги…»  А.А.Ахматова

Домашнее задание

« Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича…». Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала вдребезги…»

А.А.Ахматова

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Интернет – ресурсы: http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка  http :// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg перо, чернильница  http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png  книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png  открытая книга с пером  http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки

Интернет – ресурсы:

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png

рамка

http :// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg

перо, чернильница

http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png

книги

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png

открытая книга с пером

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png

свитки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Трагическая судьба русской женщины в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"

Автор: Петрова Елена Валентиновна

Дата: 05.09.2014

Номер свидетельства: 113345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства