ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
Литература и журналистика
Класс
5 А класс
Тема урока
"Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева "Муму". Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города"
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
1) Характеристика образа главного героя рассказа – Герасима.
2) Уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрытие трагизма судьбы крепостных
Метапредметные:
1) Знакомство с разными источниками информации и работа над заметкой на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города».
Личностные:
1) Умение работать в группе
2) Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, родителями в процессе образовательной деятельности
3) Отношение человека к природе
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Взаимоотношения человека с животными.
Знакомство с разными источниками информации (наблюдение, изучение документов, интервью,
журналистский эксперимент)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1этап. Организационный момент: включение учащихся в деятельность.
Вступительное слово учителя. Постановка цели. Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?» Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. И вместе с тем поговорить об отношении современного человека к животным. (Слайд 1 презентации. На экране слова: понимание, характеристика, отношение, попытка, определение, работа с… и др.) Воспользуйтесь этими ключевыми словами и сформулируйте письменно в тетрадях цел нашего урока
Цель урока: характеристика образа главного героя рассказа – Герасима; используя источники ми информации по главной проблеме урока (результаты домашней задания), написать газетную заметку "Животные в условиях города"
.
2 этап. Актуализация знаний: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Деятельность учителя
Дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.
Характеристика Герасима (слайд 2, 3, 4). Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану:
- Необычайная сила Герасима.
- Новые обязанности Герасима.
- Отношения с остальными слугами.
- Случай в околотке.
- Нрав Герасима.
Герасим и Муму.
Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки… Так в его жизнь вошла Муму (слайд 5).
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Герасим и барыня.
– Какой была барыня? (слайд 6).
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
Смерть Муму.
– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.
– Что предпринимает Герасим?
– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему п – Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь? (слайд 7)
- Герасим.
- Барыня.
- Степан, передавший приказ барыни.
- И. С. Тургенев.
- Крепостное право.
Деятельность учащихся
Вывод: сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
Ответы уч-ся на вопросы учителя.
Вывод: силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.
Ответы уч-ся на вопросы учителя.
Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости (слайд 8).
3 этап. Самостоятельная письменная работа. Работа над заметкой.
Деятельность учителя
– Представьте свои групповые домашние задания по работе над источниками информации.
Четырём группам уч-ся за неделю до урока были даны задания по 4-м источникам для сбора информации журналистами:
- наблюдение;
- изучение документов;
- интервью;
- журналистский эксперимент.
Дом. зад., которые были даны уч-ся за неделю до уроку:
Задание № 1 (для группы наблюдателей)
Наблюдение представляет собой наиболее распространенный способ получения информации. Оно позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Видеокамера и фотоаппарат – весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего. Некоторые журналисты, находясь в эпицентре события, наговаривают собственные впечатления об увиденном на диктофон.
Помимо простого наблюдения журналисты нередко используют и так называемое включенное наблюдение, когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делается это для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия.
Журналисты «меняют» профессию с давних времен и становятся работником в цирке, продавцом рыбного отдела гастронома, бомжем, заключенным...
Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе наблюдателей нужно:
- совершить несколько экскурсий по городу с фотоаппаратом и собрать материал о жизни животных в условиях города;
- посетить собачий питомник;
- понаблюдать за ребятами на уроке доброты (этот урок проводит приглашённый родителями специалист) .
Задание № 2 (для группы по изучению документов)
Изучение документов. Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, – едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.
Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе по изучению документов:
- провести анкетирование среди уч-ся и отобрать материалы для заметки;
- собрать информацию с сайтов о жизни бездомных животных в Перми.
Задание № 3 (для группы «Журналистский эксперимент»
Журналистский эксперимент. Суть этого приема заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества. Журналист может стать торговым работником, работником больницы, детского садика и т. д., «внедриться» в производство и собрать нужный материал.
Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе «Журналистский эксперимент» рекомендуется:
- придумать и провести 1-2 эксперимента.
Задание № 4 (для группы интервьюристов)
Интервью. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов.
Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе интервьюристов сейчас предстоит взять у ребят и гостей урока интервью, задав им несколько вопросов:
- Есть ли у вас дома животное? Почему нет?
- Хотелось ли иметь?
- Зачем нам нужны «братья наши меньшие»?
Деятельность учащихся
Презентация учащимися своих домашних заданий по работе над источниками информации.
Ученики этой группы рассказали о своей экскурсии в собачий питомник, рассказали о жизни собак в питомнике, о своих чувствах и переживаниях. Показали презентацию, в которой рассказали о жизни бездомных собак в городе. Представили фотографии своих наблюдений. Кроме того, рассказали об уроке доброты.
Эта группа уч-ся представила материалы анкетирования среди уч-ся класса на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», рассказала о жизни животных, найденных ими в интернете.
Ученики этой группы провели и представили эксперимент: по телефону они предложили пяти жителям нашего города взять бездомных животных, якобы найденных уч-ся в городе. Двое жителей согласны были взять этих животных. Экспериментаторы извинились перед желающими, объяснили, в чём заключался их эксперимент. Остальные по разным причинам отказались от животных.
Прямо на уроке ученики этой группы взяли интервью у гостей, учеников.
4 этап. Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города"
Деятельность учителя
По материалам, собранным вами и услышанным на уроке, пишем заметку.
Деятельность учащихся
Учащиеся работают над заметкой.
5 этап. Домашнее задание: закончить работу над заметкой