kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева "Муму". Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература и журналистика

Класс

5 А класс

Тема урока

"Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева "Муму". Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города"

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1) Характеристика образа главного героя рассказа – Герасима.

2) Уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрытие  трагизма судьбы крепостных

Метапредметные:

1)  Знакомство с разными источниками информации и работа над заметкой на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города».

 

Личностные:

1) Умение работать в группе

2) Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, родителями  в процессе образовательной деятельности

3) Отношение человека к природе

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Взаимоотношения человека с животными.

Знакомство с разными источниками информации (наблюдение, изучение документов, интервью,

журналистский эксперимент)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1этап. Организационный момент: включение учащихся в деятельность.

Вступительное слово учителя. Постановка цели. Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?» Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. И вместе с тем поговорить об отношении современного человека к животным. (Слайд 1 презентации. На экране слова: понимание, характеристика, отношение, попытка, определение, работа с… и др.) Воспользуйтесь этими ключевыми словами и сформулируйте письменно в тетрадях цел нашего урока

Цель урока: характеристика образа главного героя рассказа – Герасима; используя  источники ми информации по главной проблеме урока (результаты домашней задания),  написать  газетную  заметку "Животные в условиях города"

.

2 этап. Актуализация знаний: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Деятельность учителя

Дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.

 Характеристика Герасима (слайд 2, 3, 4). Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану:

  1. Необычайная сила Герасима.
  2. Новые обязанности Герасима.
  3. Отношения с остальными слугами.
  4. Случай в околотке.
  5. Нрав Герасима.

Герасим и Муму.

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки… Так в его жизнь вошла Муму (слайд 5).

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Герасим и барыня.

– Какой была барыня? (слайд 6).

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Смерть Муму.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим?

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему п  – Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь? (слайд 7)

  1. Герасим.
  2. Барыня.
  3. Степан, передавший приказ барыни.
  4. И. С. Тургенев.
  5. Крепостное право.

Деятельность учащихся

Вывод: сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

Ответы уч-ся на вопросы учителя.

Вывод: силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.

Ответы уч-ся на вопросы учителя.

 

 

 

 

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости (слайд 8).

3 этап. Самостоятельная письменная работа. Работа над заметкой.

Деятельность учителя

 – Представьте свои групповые домашние задания по работе над источниками информации.

Четырём группам уч-ся за неделю до урока были даны задания по 4-м источникам для сбора информации журналистами:

  1. наблюдение;
  2. изучение документов;
  3. интервью;
  4. журналистский эксперимент. 

Дом. зад., которые были даны уч-ся за неделю до уроку:

Задание № 1 (для группы наблюдателей)

Наблюдение  представляет собой наиболее распространенный способ получения информации. Оно позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Видеокамера и фотоаппарат – весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего. Некоторые журналисты, находясь в эпицентре события, наговаривают собственные впечатления об увиденном на диктофон.

Помимо простого наблюдения журналисты нередко используют и так называемое включенное наблюдение, когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делается это для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия.

Журналисты «меняют» профессию с давних времен и становятся работником в цирке, продавцом рыбного отдела гастронома, бомжем, заключенным...

 

Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе наблюдателей нужно:

  1.  совершить несколько экскурсий по городу с фотоаппаратом и собрать материал о жизни животных в условиях города;
  2. посетить собачий питомник;
  3. понаблюдать за ребятами на уроке доброты (этот урок проводит приглашённый родителями специалист) .

 Задание № 2 (для группы по изучению документов)

Изучение документов. Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, – едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе по изучению документов:

  1.  провести анкетирование среди уч-ся и отобрать материалы для заметки;
  2. собрать информацию с сайтов о жизни бездомных животных в Перми.

 

Задание № 3 (для группы «Журналистский эксперимент»

 

Журналистский эксперимент. Суть этого приема заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества. Журналист может стать торговым работником, работником больницы, детского садика и т. д., «внедриться» в производство и собрать нужный материал.

Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе «Журналистский эксперимент» рекомендуется:

  1. придумать и провести 1-2 эксперимента.

 

Задание № 4 (для группы интервьюристов)

 

Интервью. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов.

Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе интервьюристов сейчас предстоит взять у ребят и гостей урока интервью, задав им несколько вопросов:

  1. Есть ли у вас дома животное? Почему нет?
  2. Хотелось ли иметь?
  3. Зачем нам нужны «братья наши меньшие»?

 

Деятельность учащихся

Презентация учащимися своих  домашних заданий по работе над источниками информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики этой группы рассказали о своей экскурсии в собачий питомник, рассказали о жизни собак в питомнике, о своих чувствах и переживаниях. Показали презентацию, в которой рассказали о жизни бездомных собак в городе. Представили фотографии своих наблюдений. Кроме того, рассказали об уроке доброты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта группа уч-ся представила материалы анкетирования среди уч-ся класса на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», рассказала о жизни животных, найденных ими в интернете.

 

 

 

 

 

Ученики этой группы провели и представили эксперимент: по телефону они предложили пяти жителям нашего города взять бездомных животных, якобы найденных уч-ся в городе. Двое жителей согласны были взять этих животных. Экспериментаторы извинились перед желающими, объяснили, в чём заключался их эксперимент. Остальные по разным причинам отказались от животных.

 

 

 

 

Прямо на уроке ученики этой группы взяли интервью у гостей, учеников.

 

 

 

4 этап. Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города"

Деятельность учителя

По материалам, собранным вами и услышанным на уроке, пишем заметку.

Деятельность учащихся

Учащиеся работают над заметкой.

5 этап. Домашнее задание: закончить работу над заметкой






 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева "Муму". Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города" »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература и журналистика

Класс

5 А класс

Тема урока

"Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева "Муму". Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города"

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1) Характеристика образа главного героя рассказа – Герасима.

2) Уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрытие трагизма судьбы крепостных

Метапредметные:

1) Знакомство с разными источниками информации и работа над заметкой на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города».


Личностные:

1) Умение работать в группе

2) Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, родителями в процессе образовательной деятельности

3) Отношение человека к природе

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Взаимоотношения человека с животными.

Знакомство с разными источниками информации (наблюдение, изучение документов, интервью,

журналистский эксперимент)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1этап. Организационный момент: включение учащихся в деятельность.

Вступительное слово учителя. Постановка цели. Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?» Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. И вместе с тем поговорить об отношении современного человека к животным. (Слайд 1 презентации. На экране слова: понимание, характеристика, отношение, попытка, определение, работа с… и др.) Воспользуйтесь этими ключевыми словами и сформулируйте письменно в тетрадях цел нашего урока

Цель урока: характеристика образа главного героя рассказа – Герасима; используя источники ми информации по главной проблеме урока (результаты домашней задания), написать газетную заметку "Животные в условиях города"

.

2 этап. Актуализация знаний: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Деятельность учителя

Дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.

Характеристика Герасима (слайд 2, 3, 4). Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану:

  1. Необычайная сила Герасима.

  2. Новые обязанности Герасима.

  3. Отношения с остальными слугами.

  4. Случай в околотке.

  5. Нрав Герасима.

Герасим и Муму.

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки… Так в его жизнь вошла Муму (слайд 5).

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Герасим и барыня.

– Какой была барыня? (слайд 6).

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Смерть Муму.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим?

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему п – Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь? (слайд 7)

  1. Герасим.

  2. Барыня.

  3. Степан, передавший приказ барыни.

  4. И. С. Тургенев.

  5. Крепостное право.

Деятельность учащихся

Вывод: сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

















– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

Ответы уч-ся на вопросы учителя.

Вывод: силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.

Ответы уч-ся на вопросы учителя.









Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости (слайд 8).

3 этап. Самостоятельная письменная работа. Работа над заметкой.

Деятельность учителя

– Представьте свои групповые домашние задания по работе над источниками информации.

Четырём группам уч-ся за неделю до урока были даны задания по 4-м источникам для сбора информации журналистами:

  1. наблюдение;

  2. изучение документов;

  3. интервью;

  4. журналистский эксперимент. 

Дом. зад., которые были даны уч-ся за неделю до уроку:

Задание № 1 (для группы наблюдателей)

Наблюдение  представляет собой наиболее распространенный способ получения информации. Оно позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Видеокамера и фотоаппарат – весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего. Некоторые журналисты, находясь в эпицентре события, наговаривают собственные впечатления об увиденном на диктофон.

Помимо простого наблюдения журналисты нередко используют и так называемое включенное наблюдение, когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делается это для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия.

Журналисты «меняют» профессию с давних времен и становятся работником в цирке, продавцом рыбного отдела гастронома, бомжем, заключенным...



Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе наблюдателей нужно:

  1. совершить несколько экскурсий по городу с фотоаппаратом и собрать материал о жизни животных в условиях города;

  2. посетить собачий питомник;

  3. понаблюдать за ребятами на уроке доброты (этот урок проводит приглашённый родителями специалист) .

Задание № 2 (для группы по изучению документов)

Изучение документов. Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, – едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе по изучению документов:

  1. провести анкетирование среди уч-ся и отобрать материалы для заметки;

  2. собрать информацию с сайтов о жизни бездомных животных в Перми.



Задание № 3 (для группы «Журналистский эксперимент»



Журналистский эксперимент. Суть этого приема заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества. Журналист может стать торговым работником, работником больницы, детского садика и т. д., «внедриться» в производство и собрать нужный материал.

Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе «Журналистский эксперимент» рекомендуется:

  1. придумать и провести 1-2 эксперимента.



Задание № 4 (для группы интервьюристов)



Интервью. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов.

Задание. Чтобы написать заметку на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», группе интервьюристов сейчас предстоит взять у ребят и гостей урока интервью, задав им несколько вопросов:

  1. Есть ли у вас дома животное? Почему нет?

  2. Хотелось ли иметь?

  3. Зачем нам нужны «братья наши меньшие»?


Деятельность учащихся

Презентация учащимися своих домашних заданий по работе над источниками информации.













































































Ученики этой группы рассказали о своей экскурсии в собачий питомник, рассказали о жизни собак в питомнике, о своих чувствах и переживаниях. Показали презентацию, в которой рассказали о жизни бездомных собак в городе. Представили фотографии своих наблюдений. Кроме того, рассказали об уроке доброты.











































Эта группа уч-ся представила материалы анкетирования среди уч-ся класса на тему «Взаимоотношения человека и животного в условиях города», рассказала о жизни животных, найденных ими в интернете.











Ученики этой группы провели и представили эксперимент: по телефону они предложили пяти жителям нашего города взять бездомных животных, якобы найденных уч-ся в городе. Двое жителей согласны были взять этих животных. Экспериментаторы извинились перед желающими, объяснили, в чём заключался их эксперимент. Остальные по разным причинам отказались от животных.









Прямо на уроке ученики этой группы взяли интервью у гостей, учеников.






4 этап. Работа над газетной заметкой "Животные в условиях города"

Деятельность учителя

По материалам, собранным вами и услышанным на уроке, пишем заметку.

Деятельность учащихся

Учащиеся работают над заметкой.

5 этап. Домашнее задание: закончить работу над заметкой






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кичёва Наталья Алексеевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106631

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства