Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Международные отношения в конце XIX — начале XX века".»
Всемирная история. 8 класс.
Тема урока: "Международные отношения в конце XIX — начале XX века".
Омаров Бауыржан Елемесович, учитель истории и обществознания Златопольской средней школы Бурабайского района Акмолинской области
Разделы:Преподавание истории и обществознания
Цель: показать причины основных противоречий между великими европейскими державами в конце XIX – начале XX века, спровоцировавших Первую мировую войну.
Задачи:
раскрыть особенности международных отношений в мире накануне Первой мировой войны;
развивать и закреплять навыки работы с различными источниками информации: тестом учебника, исторической картой, таблицей;
развивать коммуникативные навыки.
Терминологический словарь: законы капиталистического пути развития колония, пацифизм, экспансия, политика «Разделяй и властвуй», метрополия, колониальная система, колониальная империя, Антанта, Тройственный союз, империалистическая война,
Оборудование: слайд – презентация «Мир накануне XX века», карта “Территориальный раздел мира к 1914 г.”, учебник “Новая история”, §29, таблица “Колониальные владения крупнейших держав в 1876 и в 1914 гг.”.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Вступительная слово учителя.. В конце века человечество всегда подводит итоги прошедшей эпохи. Для человечества XIX не был спокойным. Регионы планеты сотрясали масштабные войны, революции и восстания. В Европе появились могущественные государства, в своем социально - экономическом развитии намного опередившие остальной мир. В социальном и правовом отношении на первый план стали выходить философские концепции о ценности человеческой жизни. Гуманистические тенденции в области литературы и искусства позволили смотреть на развитие общества по–новому. В то же время величайшие достижения науки и техники стали использоваться не только в мирных целях, а для экспансионистских устремлений великих держав.
2. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
«Историческая разминка».
1. Как называли государства, играющие ведущую роль в международных отношениях? (Великие державы)
2. Какие государства Европы XIX века можно отнести к числу “великих держав”? (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Франция, Англия, Италия)
3. Покажите их на карте?
4. Какое название соответствует обозначению общего курса государства в международных делах? (Внешняя политика)
5. Что такое экспансия? (Расширение территории стран при помощи захватов чужих территорий)
6. Что явилось началом экспансии европейцев? (Великие географические открытия)
7. Как называются государства, имеющие колонии? (Метрополии)
8. Что составляло основу расистской теории? (Учение о неравноценности рас. )
9. Какая колония Великобритании была самой богатой? (Индия)
10. Какой полуостров в Европе находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии? (Балканский)
11. Покажите его на карте.
12. Какое название получили Балканы в конце XIX века? (“Пороховой погреб”)
Показ слайда с таблицей
Колониальные владения крупнейших держав в 1876 и в 1914 гг.
Колониальные державы
1876 г.
1914 г.
Площадь (в млн. км2)
Количество жителей (в млн. чел.)
Площадь (в млн. км2)
Количество жителей (в млн. чел.)
Англия
Германия
Россия
США
Франция
Япония
22,5
-
17,0
-
0,9
-
251,9
-
15,9
-
6,0
-
33,5
2,9
17,4
0,3
10,6
0,3
393,5
12,3
33,2
9,7
55,5
19,2
Разноуровневые задания.
Проанализировать таблицу и ответить на следующие вопросы. На 2 первые вопросы отвечают слабомотивированные к учебе учащиеся.
У каких стран больше колоний?
Какие страны имеют меньше колониальных владений?
Почему у этих стран мало колоний?
Работа с учебником (параграф 29) и в тетрадях.
Прочитать пункт «Окончание регионального разделения мира» учебник стр. 248
- Зачем этим странам нужны колонии?
(Колонии – это рынки сбыта, дешёвая рабочая сила, источники сырья, доходы в бюджет страны – метрополии)
- Какие экспансионистские устремления стали характерны для внешней политики молодых государств Италии, Германии и Японии?
(агрессивную воинственную)
- Против какой страны, в первую очередь, были направлены усилия Австро-Венгерской империи и Германии?
(Против Франции, так как Германия претендует на первенство в Европе и на французские колонии в Африке Однако Россия и Англия также не желали усиления Германии и предупредили ее о том, что не дадут разгромить Францию)
Какую внешнюю политику проводила Россия в последней четверти XIX века?
(Военные действия против Турции, в результате которой Россия смогла вернуть себе территории, потерянные в годы Крымской войны)
- Приведите примеры освободительной миссии России по отношению стран и народов Балканского полуострова.
(По Сан – Стефанскому Русско – Турецкому договору образовались самостоятельные целостные государства Черногория, Сербия и Румыния и частично освободилась Болгария)
Чтение материала «Тройственный союз» учебник стр. 253.
- Могут ли молодые европейские государства Германия и Италия в одиночку проводить захватническую политику?
(Нет. Появляется необходимость искать себе союзников в борьбе за колонии)
- Какой союз был создан и когда?
(Был создан Тройственный союз в 1882 году).
Дата записывается на доске
- Против каких стран был направлен этот союз?
(Тройственный союз был направлен против России и Франции).
(В ходе этого диалога на доске оформляется схема.
«Тройственный союз»
Германия
Австро-Венгрия
Италия
- Какие события подтолкнули Францию на сближение с Россией?
(Агрессивная внешняя политика канцлера Германии О.фон Бисмарка и короля Вильгеьма II противв Франции)
- В чём проявилось противостояние Германии и Англии?
(создание Германией мощного военного – морского флота, стремление захватить английские колонии Юго – восточной Азии)
- Несмотря на собственные интересы Англия, Франция и Россия вынуждены были пойти на сближение. Какой военный союз был создан в 1904 году между Францией и Англией?
(«Антанта»)
- Как разрешились противоречия между Англией и Россией в отношении стран Азии?
(стр. 255, учебник)
(Иран был разделён на сферы влияния между этими государствамиАнглия продолжала полновластно владеть Индией и Персидским заливом).
- К какому военному союзу присоединилась Россия?
(Антанта – 1907 гг.).
- Итак, в Европе сложились два военно-политических союза. Каких?
(Тройственный союз и Антанта).
- Какие цели ставили перед собой эти два блока?
(Антанта – сохранение колоний, против Германии; Тройственный союз - борьба за колонии, против Англии и Франции).
- Какими будут отношения между этими блоками?
(Борьба, столкновение)
На схеме рисуются стрелки в обе стороны.
- Какой характер носили эти столкновения?
(Империалистический). Запись в тетрадях нового понятия
- Какая война называется империалистической?
(Война за передел мира).
- Найдите примеры таких войн.
(стр. 254 - 255, учебник)
(Испано-американская война, англо-бурская война, русско-японская война и др.).
- Докажите, что эти войны являются империалистическими.
(Эти войны велись за предел мира, за сферы влияния, не учитывались интересы колоний и т.д.)
Вывод.
- Итак, надежды человечества на мир и покой в наступающем новом XX веке не осуществляются. Первые десятилетия XX века напротив усугубляют противоречия ведущих стран. К каким трагическим события они приведут?
(К первой мировой войны).
- Назовите причины, приведшие к Первой мировой войне.
(Борьба за колониальные владения, борьба за передел мира).
- Можно ли было избежать войны?
(Нет, так как ни одна из стран добровольно не отдала бы свои колонии, свои рынки сбыта. А это в свою очередь и провело к военному столкновению)
4. Закрепление.
- Попробуйте в тетрадях восстановить схему, которую мы составили на доске. (Один ученик восстанавливает схему на доске)
- Проверка выполнения задания, уточнение, комментарии.
5. Домашнее задание. П.29, ответить устно на вопросы.
Групповые задания: Подготовить слайд – презентацию «Мир на рубеже XIX – XX веков» (пожеланию учащихся) по следующим темам:
1. выдающиеся достижения науки и техники;
2. Повседневный быт жителей Европы и Азии;
Список использованной литературы.
Н.Нугманова, К.Кулипбаева, Р.Бекиш. «Всемирная история» (Методическое руководство) Алматы «Мектеп» 2004 г.
О.О.Сороко – Цюпа. «Мир в XX веке.» Москва «Прсвещение» 1996 г.
Г.Н.С евостьянов. «А ктуальные проблемы новейшей истории». Москва «Наука» 2008 г