Тема: « Олимпийские игры в древности»
Цели: 1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
2. продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.
3. Пробудить в детях желание серьезно заняться каким – либо видом спорта.
План урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания ( тестирование)
- Изучение новой темы
- Закрепление ( тестирование)
- Подведение итогов
- Домашнее задание.
Ход урока.
Изучение новой темы.
- Олимпийские игры… Эти два слова знают сейчас во всех уголках нашей огромной земли.
История олимпийских игр – одна из самых удивительных историй, которая вот уже не одно столетие привлекает внимание поэтов, писателей и ученых.
Сегодня мы попробуем совершить путешествие в глубины истории. Попытаемся выяснить как и когда появились Олимпийские игры. Заглянем в Олимпию и познакомимся с героями античных стадионов.
- Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Древние греки создали множество прекрасных легенд рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры. И сейчас с одной из них мы познакомимся.
Работа с учебником с. 151
Сейчас мы откроем учебник с. 151, прочитаем Миф об основании Олимпийских игр и посмотрим кому же приписывают славу основателя игр.
( Основателем Игр считается Зевс)
- Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н.э. ( запись в тетрадь)
- Любимым зрелищем всех греков, где бы они ни жили, являлись Олимпийские игры. В год олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги, морские и сухопутные, становились безопасными, и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии – города где проводились Игры. Прошу не путать с горой Олимпом – местом проживания олимпийских богов. Олимпия расположена в Южной Греции, а точнее в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей. Только во время Игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники, хранители захоронений и различных сокровищ.
Работа с иллюстрацией учебника ( с.152)
- В центре – главный храм Зевса. Вблизи от него – другие храмы. Около 70-ти алтарей, на которых приносили жертвы многочисленным богам, почитаемым в Древней Греции, мы с вами могли бы насчитать. Была в Олимпии и первая «олимпийская деревня» - помещения для жилья атлетов, прибывающих на состязания.
- У древних греков была славная традиция: имена олимпийских победителей – олимпиоников, выгравировывали на мраморных колоннах, устанавливаемых вдоль берега реки Алфей. Благодаря этому нам и стала известна дата 776 г. до н.э. – год, когда праздник получил общегреческое признание, и имя первого победителя: его звали Кореб, он был поваром из Элиды, области, где расположена Олимпия.
- Участвовать в играх могли все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако существовало обязательное условие: десять месяцев перед играми нужно было тренироваться день за днем в родном городе. А потом ровно за месяц до открытия игр прибыть в Элиду и еще там тренироваться этот последний месяц.
- Подумайте почему обычно участниками игр были в основном зажиточные греки?
( Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько времени уделять тренировкам: земледельцы должны были работать в поле, гончары делать посуду и т.д.)
- Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
- Древнегреческий писатель Павсаний в своей книге «описание Эллады» пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные игры, и сбрасывать их оттуда. Павсаний, правда, при этом добавляет, что был один только случай, когда на празднике обнаружили женщину. То была легендарная Ференика. Легенда о ней любопытна. Эта женщина из известного семейства Диагоридов с острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою, готовя его к соревнованиям. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что сын ее победит, Ференика хотела во что бы то ни стало быть свидетельницей его триумфа. Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись с группой тренеров. Когда сын ее Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер и бросилась к сыну. В стремительном беге мужской наряд слетел с нее. Все увидели женщину. По закону Ференику должны были сбросить со скалы, но судьи не нашли в себе сил сделать это. И ее помиловали, так как эта женщина была дочерью олимпионика, сестрой олимпионика и. наконец, матерью олимпионика.
- Олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней.
В первый день было торжественное открытие: атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи клялись выносить справедливые решения.
- Следующие 3 дня отводились соревнованиям.
Большинство состязаний проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях, обложенным дерном. Места зрители занимали с ночи. Плату за посещения стадиона не брали.
- Одно из главных состязаний было – пятиборье. В пятиборье входило пять видов состязаний.
1. Начиналось с бега. Участники по команде: «Занять место нога к ноге!» - становились на свои места на дорожке. Случалось, что, ожидая сигнала к бегу, один из атлетов раньше времени срывался с места. Судьи тут же наказывали его хлыстом.
2. Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резкими движениями выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.
3-4. третьим и четвертым видом состязаний были метание копья и диска. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие диски весили более 5 кг.
5. Наконец, пятым видом состязаний была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы широко использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились выволять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче было бы делать захват. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.
- И так, перечислите виды состязаний в пятиборье.
( бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба)
- Не менее любимым состязанием был кулачный бой: бойцы наносили удары только по лицу и голове. Схватка длилась до тех пор, пока один из противников не падал без сознания или не признавал себя побежденным.
- Местом конных соревнований был ипподром, он находился между стадионом и долиной реки Алфей.
- Откройте с.153 учебника.
- по сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать 12 кругов по ипподрому, около 13 км. Бешенная скорость лошадей, пышное убранство колесниц делали гонки захватывающим зрелищем.
- Посмотрите на рисунок в учебнике и скажите сколько лошадей было в упряжке ( 4)
- Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых коней стоило очень дорого. В самом начале владельцы лошадей были одновременно и тренерами и участниками. Но соревнования эти были очень опасными, т.к. участники не останавливались перед самыми грубыми средствами, лишь бы перевернуть колесницу соперника, не дать ему прийти к финишу первым. Несчастные и даже смертельные случаи на этих соревнованиях были нередки. Очень скоро богатые владельцы конюшен решили отправлять на соревнования рабов под своим именем. В случае победы раб получал от своего хозяина значительную сумму денег и мог быть даже отпущен на свободу, а хозяин колесницы считался победителем.
- Самым опасным местом в ходе колесничных гонок были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стремился проехать как можно ближе к столбу. Но столбы имели широкое основание, за которое легко можно задеть колесом. В таком случае колесница обычно переворачивалась, а сзади напирали соперники: происходило столкновение, свалка, и дело кончалось увечьями и ранами. Случалось, что на повороте при объезде восточного столба лошади чего–то пугались, становились на дыбы, и даже опытному и искусному возничему трудно было с ними совладать. Ученые наших дней считают, что, обогнув этот столб, лошади поворачивались мордой к солнцу, лучи которого внезапно ударяли им в глаза. Сами греки утверждали, что в столб вселился злой дух по имени Лошадиный ужас. Поэтому все возничие перед состязанием приносили злому духу жертвы, стремясь задобрить его.
- В последний , пятый день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из ветвей священного оливкового дерева. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. Глашатай в это время объявлял имя атлета и называл его родной город. Затем устраивалось торжественное шествие: впереди шли судьи, за ними – победители, жрецы. Следом вели лошадей, выигравших состязания. Зрители кричали: «Слава, слава победителям!»
- Когда победитель возвращался в родной город, все граждане выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подъезжал на колеснице к главному храму, где приносил свой венок в дар богам. Победителю на Олимпийских играх ставилась статуя, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.
- Организованные в 776 году до н.э. Олимпийские игры умерли в 394 г. Олимпийские сооружения пережили игры всего на один год. В 395 году византийцы и готы столкнулись на берегах Алфея. В результате этой кровавой битвы Олимпия была разрушена. Через 100 лет разгром Олимпии довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов и Олимпия исчезла под песками и тиной.
- В конце XIX века появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. В 1896 г. Олимпийские игры возобновились. И с тех пор каждые 4 года по планете пробегает огонь, зажженный на алтаре Олимпии.
Закрепление пройденного
ТЕСТ
Если останется время
- Мы еще раз повторили пройденный материал и теперь, я, надеюсь, без труда решим несколько познавательных задач.
1. с.154 учебника вопрос 1
( во время игр нельзя было воевать, они нарушили это правило. 20 лет : 4 года = 5 лет ( спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх)
2. Известен некий спартанец Гипосфен, который впервые победил в борьбе среди юношей, позднее перешел во «взрослую» категорию и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Посчитайте сколько лет он был победителем Олимпийских игр.
( 5• 4 = 20 лет)
3. Спартанцам было запрещено публично выступать в соревнованиях по кулачному бою и борьбе. По правилам этих состязаний участник должен был или победить, или публично признать свое поражение. Как вы думаете, почему существовал этот запрет?
( Признание поражения считалось несовместимым с честью спартанца)
Домашнее задание:
п.33, найти в тексте ошибки
Найдите ошибки
«Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на стадионе обогнал всех соперников. Жена Гектора ( как вы помните ее звали Андромаха) была вне себя от радости. В числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!» Гектор получил лавровый венок победителя!»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Просмотр содержимого документа
«Олимпийские игры в древности»
МОУ « Шарапово – Охотская основная общеобразовательная школа»
Учитель истории: Коваленко Марина Анатольевна
КОНСПЕКТ
открытого урока по истории Древнего мира
Тема: « Олимпийские игры в древности»
Цели: 1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
2. продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.
3. Пробудить в детях желание серьезно заняться каким – либо видом спорта.
План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания ( тестирование)
Изучение новой темы
Закрепление ( тестирование)
Подведение итогов
Домашнее задание.
Ход урока.
Изучение новой темы.
- Олимпийские игры… Эти два слова знают сейчас во всех уголках нашей огромной земли.
История олимпийских игр – одна из самых удивительных историй, которая вот уже не одно столетие привлекает внимание поэтов, писателей и ученых.
Сегодня мы попробуем совершить путешествие в глубины истории. Попытаемся выяснить как и когда появились Олимпийские игры. Заглянем в Олимпию и познакомимся с героями античных стадионов.
- Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Древние греки создали множество прекрасных легенд рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры. И сейчас с одной из них мы познакомимся.
Работа с учебником с. 151
Сейчас мы откроем учебник с. 151, прочитаем Миф об основании Олимпийских игр и посмотрим кому же приписывают славу основателя игр.
( Основателем Игр считается Зевс)
- Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н.э. ( запись в тетрадь)
- Любимым зрелищем всех греков, где бы они ни жили, являлись Олимпийские игры. В год олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги, морские и сухопутные, становились безопасными, и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии – города где проводились Игры. Прошу не путать с горой Олимпом – местом проживания олимпийских богов. Олимпия расположена в Южной Греции, а точнее в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей. Только во время Игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники, хранители захоронений и различных сокровищ.
Работа с иллюстрацией учебника ( с.152)
- В центре – главный храм Зевса. Вблизи от него – другие храмы. Около 70-ти алтарей, на которых приносили жертвы многочисленным богам, почитаемым в Древней Греции, мы с вами могли бы насчитать. Была в Олимпии и первая «олимпийская деревня» - помещения для жилья атлетов, прибывающих на состязания.
- У древних греков была славная традиция: имена олимпийских победителей – олимпиоников, выгравировывали на мраморных колоннах, устанавливаемых вдоль берега реки Алфей. Благодаря этому нам и стала известна дата 776 г. до н.э. – год, когда праздник получил общегреческое признание, и имя первого победителя: его звали Кореб, он был поваром из Элиды, области, где расположена Олимпия.
- Участвовать в играх могли все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако существовало обязательное условие: десять месяцев перед играми нужно было тренироваться день за днем в родном городе. А потом ровно за месяц до открытия игр прибыть в Элиду и еще там тренироваться этот последний месяц.
- Подумайте почему обычно участниками игр были в основном зажиточные греки?
( Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько времени уделять тренировкам: земледельцы должны были работать в поле, гончары делать посуду и т.д.)
- Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
- Древнегреческий писатель Павсаний в своей книге «описание Эллады» пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные игры, и сбрасывать их оттуда. Павсаний, правда, при этом добавляет, что был один только случай, когда на празднике обнаружили женщину. То была легендарная Ференика. Легенда о ней любопытна. Эта женщина из известного семейства Диагоридов с острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою, готовя его к соревнованиям. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что сын ее победит, Ференика хотела во что бы то ни стало быть свидетельницей его триумфа. Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись с группой тренеров. Когда сын ее Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер и бросилась к сыну. В стремительном беге мужской наряд слетел с нее. Все увидели женщину. По закону Ференику должны были сбросить со скалы, но судьи не нашли в себе сил сделать это. И ее помиловали, так как эта женщина была дочерью олимпионика, сестрой олимпионика и. наконец, матерью олимпионика.
- Олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней.
В первый день было торжественное открытие: атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи клялись выносить справедливые решения.
- Следующие 3 дня отводились соревнованиям.
Большинство состязаний проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях, обложенным дерном. Места зрители занимали с ночи. Плату за посещения стадиона не брали.
- Одно из главных состязаний было – пятиборье. В пятиборье входило пять видов состязаний.
1. Начиналось с бега. Участники по команде: «Занять место нога к ноге!» - становились на свои места на дорожке. Случалось, что, ожидая сигнала к бегу, один из атлетов раньше времени срывался с места. Судьи тут же наказывали его хлыстом.
2. Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резкими движениями выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.
3-4. третьим и четвертым видом состязаний были метание копья и диска. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие диски весили более 5 кг.
5. Наконец, пятым видом состязаний была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы широко использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились выволять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче было бы делать захват. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.
- И так, перечислите виды состязаний в пятиборье.
( бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба)
- Не менее любимым состязанием был кулачный бой: бойцы наносили удары только по лицу и голове. Схватка длилась до тех пор, пока один из противников не падал без сознания или не признавал себя побежденным.
- Местом конных соревнований был ипподром, он находился между стадионом и долиной реки Алфей.
- Откройте с.153 учебника.
- по сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать 12 кругов по ипподрому, около 13 км. Бешенная скорость лошадей, пышное убранство колесниц делали гонки захватывающим зрелищем.
- Посмотрите на рисунок в учебнике и скажите сколько лошадей было в упряжке ( 4)
- Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых коней стоило очень дорого. В самом начале владельцы лошадей были одновременно и тренерами и участниками. Но соревнования эти были очень опасными, т.к. участники не останавливались перед самыми грубыми средствами, лишь бы перевернуть колесницу соперника, не дать ему прийти к финишу первым. Несчастные и даже смертельные случаи на этих соревнованиях были нередки. Очень скоро богатые владельцы конюшен решили отправлять на соревнования рабов под своим именем. В случае победы раб получал от своего хозяина значительную сумму денег и мог быть даже отпущен на свободу, а хозяин колесницы считался победителем.
- Самым опасным местом в ходе колесничных гонок были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стремился проехать как можно ближе к столбу. Но столбы имели широкое основание, за которое легко можно задеть колесом. В таком случае колесница обычно переворачивалась, а сзади напирали соперники: происходило столкновение, свалка, и дело кончалось увечьями и ранами. Случалось, что на повороте при объезде восточного столба лошади чего–то пугались, становились на дыбы, и даже опытному и искусному возничему трудно было с ними совладать. Ученые наших дней считают, что, обогнув этот столб, лошади поворачивались мордой к солнцу, лучи которого внезапно ударяли им в глаза. Сами греки утверждали, что в столб вселился злой дух по имени Лошадиный ужас. Поэтому все возничие перед состязанием приносили злому духу жертвы, стремясь задобрить его.
- В последний , пятый день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из ветвей священного оливкового дерева. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. Глашатай в это время объявлял имя атлета и называл его родной город. Затем устраивалось торжественное шествие: впереди шли судьи, за ними – победители, жрецы. Следом вели лошадей, выигравших состязания. Зрители кричали: «Слава, слава победителям!»
- Когда победитель возвращался в родной город, все граждане выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подъезжал на колеснице к главному храму, где приносил свой венок в дар богам. Победителю на Олимпийских играх ставилась статуя, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.
- Организованные в 776 году до н.э. Олимпийские игры умерли в 394 г. Олимпийские сооружения пережили игры всего на один год. В 395 году византийцы и готы столкнулись на берегах Алфея. В результате этой кровавой битвы Олимпия была разрушена. Через 100 лет разгром Олимпии довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов и Олимпия исчезла под песками и тиной.
- В конце XIX века появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. В 1896 г. Олимпийские игры возобновились. И с тех пор каждые 4 года по планете пробегает огонь, зажженный на алтаре Олимпии.
Закрепление пройденного
ТЕСТ
Если останется время
- Мы еще раз повторили пройденный материал и теперь, я, надеюсь, без труда решим несколько познавательных задач.
1. с.154 учебника вопрос 1
( во время игр нельзя было воевать, они нарушили это правило. 20 лет : 4 года = 5 лет ( спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх)
2. Известен некий спартанец Гипосфен, который впервые победил в борьбе среди юношей, позднее перешел во «взрослую» категорию и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Посчитайте сколько лет он был победителем Олимпийских игр.
( 5• 4 = 20 лет)
3. Спартанцам было запрещено публично выступать в соревнованиях по кулачному бою и борьбе. По правилам этих состязаний участник должен был или победить, или публично признать свое поражение. Как вы думаете, почему существовал этот запрет?
( Признание поражения считалось несовместимым с честью спартанца)
Домашнее задание:
п.33, найти в тексте ошибки
Найдите ошибки
«Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на стадионе обогнал всех соперников. Жена Гектора ( как вы помните ее звали Андромаха) была вне себя от радости. В числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!» Гектор получил лавровый венок победителя!»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
Арасланова О.В. история Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с.
Годер Г.И. методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.
История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений/ Г.И.Годер. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 352 с.
7