kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Курильские острова" интегрированный урок 8класс (география-история)

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Интегрированный урок в 8 классе (география, история) по теме "Курильские острова — незаконченная страница в истории русско-японских отношений"
 Подготовила  учитель:  Нунтиева Г.М.
Цели  урока:
 Образовательные:
• продолжить формировать знания об истории и географии, одной из отдалённых территорий России, Курильских островах;
• рассмотреть проблему Курильских островов с японской и русской стороны;
• рассмотреть возможные варианты решения проблемы.
Развивающие:
• продолжить работу над формированием умений и навыков работы с картой, с историческим документом, в группах;
• умения обсуждать проблему, проводить анализ, сравнивать и обобщать.
• развивать познавательный интерес учащихся к международным проблемам;
• развивать творческую активность, наблюдательность, чувство сотрудничества.
Воспитывающие:
• воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, родному краю;
• уважение интересов других стран при решении международных проблем.
Оборудование:  карта России, географический атлас  8 кл.-М:Дрофа, 2007 г., по географии и истории, учебник географии Алексеев А.И. география России. Природа и население /А.И. Алексеев – М: Дрофа, 2007 г., учебник истории А.А данилова, Л.Г. Косулиной  М.: Просвещение

Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Вид урока: Лекция
Методы :Рассказ; использование иллюстраций; самостоятельная работа с книгой, картой; использование ТСО; демонстрация
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение  нового материала.
План урока:
1. Воспроизведение, коррекция опорных знаний;сообщение темы и задач урока;
2. Краткая географическая характеристика Курильских островов.
3. История открытия.
4. Четыре вехи Курильской истории.
5. воспроизведение и первичное осознание нового материала учащимися;
6. обобщение, систематизация знаний;
7. подведение итогов, оценка деятельности учащихся, домашнее задание


Эпиграф
Курилы – почва противоречий и раздора.
О. Бондаренко
Вступление.
Учитель истории: Начать урок хочется словами О. Бондаренко автора книги “Неизвестные Курилы”, человека, который долгие годы жил на Курилах и знает о проблемах не понаслышке: “В Японии нет ни одной политической партии, ни одной организации, ни одного заметного публике деятеля, кто бы соглашался с советско-российским суверенитетом над Южными Курилами или попросту призывал махнуть на них рукой. Для японца вопрос об этих островах лежит не столько даже в политической, экономической или военной области, сколько в сфере национальной психологии”.
И вот сегодня мы будем рассматривать эту сложную проблему, а именно территориальный спор России и Японии о принадлежности Курильских островов, который возник ни вчера, ни сегодня, а достаточно давно.
Учитель географии: Сообщает тему урока, эпиграф, цели урока.
Учитель истории: На уроке вы сегодня будете работать в группах, в каждой группе распределены роли учащихся: руководитель (руководит работой группы, распределяет материал, корректирует действия членов группы), аналитики (анализируют материал, делают выводы, предлагают возможные пути решения), докладчики (высказывают мнение группы, выполняют опережающее задание), катрограф (работает с картой, атласом). Всего четыре группы (по количеству исторических вех проблемы). Результатом работы группы будет являться:
• изучение исторического документа, составление контурной карты на основе решений закрепленных в этом документе;
• предложение возможных вариантов решения проблемы.
Краткая географическая характеристика Курильских островов.
Учитель географии: Мы сейчас с вами познакомимся с краткой географической характеристикой Курильских островов. Для этого предлагаем по ходу сообщения учащихся заполнить таблицу, в которой отразить: географическое положение островов, рельеф, климатические условия, растительный и животный мир, население, экономику региона.
Географическое положение Рельеф Климат Растительный
Животный мир Население Экономика
          
Сообщения учащихся: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.
Учитель географии: Таким образом, наиболее перспективными островами являются: Шумшу, Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир, Шикотан. Учитель на доске составляет диаграмму из цветной бумаги “Лакомые кусочки Курильских островов”.
История открытия.
Учитель истории: Одним из важнейших вопросов в теоретических спорах между сторонами является вопрос о приоритете открытия и исследования. В самом деле, кто же был первым? На сегодня однозначного ответа нет. Мы предложим вам три возможные версии, которые существуют сегодня.
Сообщения учащихся: Приложение № 7.
Учитель истории: Таким образом, на сегодня очень трудно установить истину. Но все же ясно одно, что и для Японии и для России Курилы рассматривались как объект колониальной политики. И та и другая сторона стремились подчинить своему влиянию местное население айнов, обложить их данью, размер которой постоянно рос. И ещё, можно все-таки утверждать, что русские осваивали Курилы с севера, а японцы с юга. В начале XIX в. между сторонами была определена граница, которая проходила между островами Уруп и Итуруп. Именно XIX–XX вв. наиболее ярко показали колониальный характер. История Курильских островов стала бесконечной историей русско-японских отношений. В их развитии можно выделить четыре вехи:
• 1855 г. подписание Симодского трактата.
• 1875 г. подписание Петербургского трактата.
• 1945 г. отторжение у Японии Сталиным Курильских островов.
• 1951–1960 г. попытка решения Курильского вопроса на Сан – Франциской конференции 1951 г. 1956 г. – советско-японская декларация.
Четыре вехи Курильской истории.
Учитель географии: Сегодня на уроке мы проследим эти исторические вехи. Для этого вам предлагается работа в группах. На столе у каждой группы лежит сокращённый текст договора. Ваша задача – изучить его, решения, которые закреплены в документе отобразить в контурной карте (условие – территории отошедшие Японии отобразить красным цветом, России – синим).
Текст документов в приложении 8, приложении 9, приложении 10, приложении 11.
Учитель истории: Перед ответом каждой группы будет даваться небольшая историческая справка о том, в каких условиях этот договор заключался.
Сообщения учащихся о предыстории договоров – приложение 12, Ответы групп:
№1. Симодский договор – Япония получала все Южные острова, включая о. Итуруп,
Россия получала все Северные Курилы, включая о. Уруп.
Учитель истории: Таким образом, Россия получала огромное влияние в регионе, фактически не пожертвовав ни чем. Несколько меняется ситуация в этом вопросе во второй половине XIX в.
№2. Петербургский трактат – Япония получала все Курильские острова, Россия – о. Сахалин.
Учитель истории: С подписанием Петербургского трактата Япония начинает активно осваивать острова. Сроятся рыболовецкие заводы, заводы по переработке морской капусты, комбинаты по разделки китовых туш, лесопильные заводы, зверозаводы по разведению песца, лисицы. Появляется много рабочих мест. Курилы укрепляются и в военном отношении. К концу 30-х гг. XX века военное население преобладает над гражданским. Япония здесь надолго! В начале XX в. начинают обостряться отношения между странами. Русско-японская война 1904–1905 гг. не изменит положение Курил, но ослабит наши позиции на Сахалине, юг Сахалина отойдет Японии, по Портсмутскому договору. Но все меняет II Мировая война.
№3. Соглашение по Дальнему Востоку 1945 г. Передача Курильских островов СССР и возврат Южной части Сахалина.
Учитель истории: Это соглашение было подписано ещё до окончания войны, негласно вступило в силу после капитуляции Японии. Сталин был окрылён победой и обратился к советскому народу со словами: “Наш народ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Курильские острова" интегрированный урок 8класс (география-история) »

Интегрированный урок в 8 классе (география, история) по теме "Курильские острова — незаконченная страница в истории русско-японских отношений"

Подготовила учитель: Нунтиева Г.М.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить формировать знания об истории и географии, одной из отдалённых территорий России, Курильских островах;

  • рассмотреть проблему Курильских островов с японской и русской стороны;

  • рассмотреть возможные варианты решения проблемы.

Развивающие:

  • продолжить работу над формированием умений и навыков работы с картой, с историческим документом, в группах;

  • умения обсуждать проблему, проводить анализ, сравнивать и обобщать.

  • развивать познавательный интерес учащихся к международным проблемам;

  • развивать творческую активность, наблюдательность, чувство сотрудничества.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, родному краю;

  • уважение интересов других стран при решении международных проблем.

Оборудование: карта России, географический атлас 8 кл.-М:Дрофа, 2007 г., по географии и истории, учебник географии Алексеев А.И. география России. Природа и население /А.И. Алексеев – М: Дрофа, 2007 г., учебник истории А.А данилова, Л.Г. Косулиной М.: Просвещение


Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: Лекция

Методы :Рассказ; использование иллюстраций; самостоятельная работа с книгой, картой; использование ТСО; демонстрация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Воспроизведение, коррекция опорных знаний;сообщение темы и задач урока;

  2. Краткая географическая характеристика Курильских островов.

  3. История открытия.

  4. Четыре вехи Курильской истории.

  5. воспроизведение и первичное осознание нового материала учащимися;

  6. обобщение, систематизация знаний;

  7. подведение итогов, оценка деятельности учащихся, домашнее задание





Эпиграф

Курилы – почва противоречий и раздора.

О. Бондаренко

Вступление.

Учитель истории: Начать урок хочется словами О. Бондаренко автора книги “Неизвестные Курилы”, человека, который долгие годы жил на Курилах и знает о проблемах не понаслышке: “В Японии нет ни одной политической партии, ни одной организации, ни одного заметного публике деятеля, кто бы соглашался с советско-российским суверенитетом над Южными Курилами или попросту призывал махнуть на них рукой. Для японца вопрос об этих островах лежит не столько даже в политической, экономической или военной области, сколько в сфере национальной психологии”.

И вот сегодня мы будем рассматривать эту сложную проблему, а именно территориальный спор России и Японии о принадлежности Курильских островов, который возник ни вчера, ни сегодня, а достаточно давно.

Учитель географии: Сообщает тему урока, эпиграф, цели урока.

Учитель истории: На уроке вы сегодня будете работать в группах, в каждой группе распределены роли учащихся: руководитель (руководит работой группы, распределяет материал, корректирует действия членов группы), аналитики (анализируют материал, делают выводы, предлагают возможные пути решения), докладчики (высказывают мнение группы, выполняют опережающее задание), катрограф (работает с картой, атласом). Всего четыре группы (по количеству исторических вех проблемы). Результатом работы группы будет являться:

  • изучение исторического документа, составление контурной карты на основе решений закрепленных в этом документе;

  • предложение возможных вариантов решения проблемы.

Краткая географическая характеристика Курильских островов.

Учитель географии: Мы сейчас с вами познакомимся с краткой географической характеристикой Курильских островов. Для этого предлагаем по ходу сообщения учащихся заполнить таблицу, в которой отразить: географическое положение островов, рельеф, климатические условия, растительный и животный мир, население, экономику региона.

Географическое положение

Рельеф

Климат

Растительный

Животный мир

Население

Экономика

 

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.

Учитель географии: Таким образом, наиболее перспективными островами являются: Шумшу, Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир, Шикотан. Учитель на доске составляет диаграмму из цветной бумаги “Лакомые кусочки Курильских островов”.

История открытия.

Учитель истории: Одним из важнейших вопросов в теоретических спорах между сторонами является вопрос о приоритете открытия и исследования. В самом деле, кто же был первым? На сегодня однозначного ответа нет. Мы предложим вам три возможные версии, которые существуют сегодня.

Сообщения учащихся: Приложение № 7.

Учитель истории: Таким образом, на сегодня очень трудно установить истину. Но все же ясно одно, что и для Японии и для России Курилы рассматривались как объект колониальной политики. И та и другая сторона стремились подчинить своему влиянию местное население айнов, обложить их данью, размер которой постоянно рос. И ещё, можно все-таки утверждать, что русские осваивали Курилы с севера, а японцы с юга. В начале XIX в. между сторонами была определена граница, которая проходила между островами Уруп и Итуруп. Именно XIX–XX вв. наиболее ярко показали колониальный характер. История Курильских островов стала бесконечной историей русско-японских отношений. В их развитии можно выделить четыре вехи:

  • 1855 г. подписание Симодского трактата.

  • 1875 г. подписание Петербургского трактата.

  • 1945 г. отторжение у Японии Сталиным Курильских островов.

  • 1951–1960 г. попытка решения Курильского вопроса на Сан – Франциской конференции 1951 г. 1956 г. – советско-японская декларация.

Четыре вехи Курильской истории.

Учитель географии: Сегодня на уроке мы проследим эти исторические вехи. Для этого вам предлагается работа в группах. На столе у каждой группы лежит сокращённый текст договора. Ваша задача – изучить его, решения, которые закреплены в документе отобразить в контурной карте (условие – территории отошедшие Японии отобразить красным цветом, России – синим).

Текст документов в приложении 8, приложении 9, приложении 10, приложении 11.

Учитель истории: Перед ответом каждой группы будет даваться небольшая историческая справка о том, в каких условиях этот договор заключался.

Сообщения учащихся о предыстории договоров приложение 12, Ответы групп:

1. Симодский договор – Япония получала все Южные острова, включая о. Итуруп,

Россия получала все Северные Курилы, включая о. Уруп.

Учитель истории: Таким образом, Россия получала огромное влияние в регионе, фактически не пожертвовав ни чем. Несколько меняется ситуация в этом вопросе во второй половине XIX в.

2. Петербургский трактат – Япония получала все Курильские острова, Россия – о. Сахалин.

Учитель истории: С подписанием Петербургского трактата Япония начинает активно осваивать острова. Сроятся рыболовецкие заводы, заводы по переработке морской капусты, комбинаты по разделки китовых туш, лесопильные заводы, зверозаводы по разведению песца, лисицы. Появляется много рабочих мест. Курилы укрепляются и в военном отношении. К концу 30-х гг. XX века военное население преобладает над гражданским. Япония здесь надолго! В начале XX в. начинают обостряться отношения между странами. Русско-японская война 1904–1905 гг. не изменит положение Курил, но ослабит наши позиции на Сахалине, юг Сахалина отойдет Японии, по Портсмутскому договору. Но все меняет II Мировая война.

3. Соглашение по Дальнему Востоку 1945 г. Передача Курильских островов СССР и возврат Южной части Сахалина.

Учитель истории: Это соглашение было подписано ещё до окончания войны, негласно вступило в силу после капитуляции Японии. Сталин был окрылён победой и обратился к советскому народу со словами: “Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день настал”.

Учитель географии: Говоря об исторической вехи связанной со II Мировой войной, мы не можем не сказать о наших земляках – камчатцах, которые принимали участие в освобождении Курил от японцев в 1945 г. Названия улиц нашего города, памятники героям, напоминают нам об этом.

Сообщения учащихся: приложение № 13

Учитель истории: 1946–1948 г. для жителей Курил – это страшный период. По приказу Сталина началось выселение японцев с островов. С собой им разрешалось увозить личное имущество весом не более 20 к г. Скот, инвентарь, деньги вывозить не разрешалось. Никакой компенсации. Те, кто не хотел уезжать добровольно, выселяли силой. Айны уезжали вместе с японцами. Из всех “инородцев” на Курилах оставались только корейцы. Новая попытка изменить ситуацию была предпринята в 50-е годы.

4 Сан-Франциский мирный договор, советско-японская декларация. Передача островов только после заключения мирного договора между странами, поэтому ситуация не изменилась.

Учитель истории: Более того, когда Япония и США заключили между собой договор в 1960 г. СССР вообще перестал как-либо рассматривать ситуацию с Курилами.

Современная трактовка проблемы.

Возможные варианты решения.

Учитель географии: Подавляющее большинство молодых россиян сегодня либо ничего не знает о сущности “территориального вопроса”, либо пребывает заблуждении, что “исконно японские” Курильские острова были отторжены от Японии СССР в результате II Мировой войны. В японском общественном мнении эта мысль укоренилась очень прочно. Истина в том, что “исконно” Курильские острова не принадлежат ни России, ни Японии. Они были заселены племенами айнов – людьми со специфическими чертами европейской расы. Отношение к Курильской проблеме в Российской империи, в СССР, РФ менялось чуть ли не с каждым новым главой государства. 1991 г. в результате перестроечных процессов появилась возможность сесть за стол переговоров глав государств. М. С. Горбачёв, первый и последний президент СССР, отправляется с визитом в Японию. До этого ни один советский руководитель не посещал страну восходящего солнца. На счету у Горбачёва уже числилась передача США части советской акватории в Беринговом проливе и вместе с ней огромных запасов рыбных ресурсов. Вопрос о четырёх островах оставался открытым (Хабамаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп). 1993 г. президент РФ Б.Н. Ельцин отправляется в Японию для подписания “Токийской декларации о российско-японских отношениях”. О её содержании только можно догадываться. 1999 г. подписана “Московская декларация”. Правительство приняло Федеральную программу социально-экономического развития Курил. Сначала до 2000 г., затем заявило о продлении до 2005 г. 2003 г. встреча в Москве президента РФ В. В. Путина и премьер-министра Японии Дзюньитиро Коидзуми. Премьер сказал о том, что несмотря на трудности проблемы северных территорий, необходимо Японии и России развивать сотрудничество, это выгодно обоим сторонам. А так как Россия входит в “большую восьмёрку” стран мира, появилось больше возможностей для укрепления доверия, взаимодействия на мировой арене. Это должно способствовать заключению мирного договора. Есть шанс решить этот вопрос. 2006 г. встреча с премьер-министром на очередном саммите “большой восьмерки” в России. При решении проблемы Курильских островов нужно учитывать ряд факторов.

Сообщение учащегося: Приложение №14.

Учитель географии: Какие возможные варианты решения проблемы можете предложить вы опираясь на различные источники. Свои варианты оформите на альбомном листе.

Ответы групп:

  • на японских географических картах эти территории уже давно включены в состав Японии.

  • вариант создания под совместным управлением СЭЗ. Но сезон создания таких зон в Азии закончен в 80-е годы. Сахалинцы против создания такой зоны на Курилах, т. к. это может привести к исключению Курил из состава Сахалина.

  • российско-японский проект по сооружению на Южных Курилах крупного рыбоперерабатывающего комбината. Но рыбопромышленники и местные власти о. Хоккайдо выступают против. Курильский регион один из “эпицентров” рыбной контрабанды. Наши рыбаки вынуждены сбывать свою продукцию японцам и другим иностранным покупателям вдвое, втрое дешевле среднемировых цен.
    Японский рынок завален Курильской рыбой, поэтому японские перерабатывающие заводы ориентируются на это более дешевое сырьё.

  • более реальный вариант – аренда иностранными фирмами ресурсных районов Курил с российским участием. Подобный вариант имеет региональную и мировую практику. При этом сохраняется суверенитет государства в спорных территориях. Срок аренды не более 15-20 лет.

  1. Учитель истории: “Курильский орешек” необходимо разгрызть. Необходимо найти способы, которые бы отражали действительность, просчитывали последствия на сто ходов вперед.

  2. Закрепление изученного материала.

Обучающимся предлагается ответить на тест – опрос (Приложение №2).

Подведение итогов урока.

В конце урока ребятам предлагается ответить на вопрос.

- Как Вы считаете, знают ли молодые россияне сегодня о сущности “территориального вопроса”, либо пребывает заблуждении?

Ответ: Подавляющее большинство молодых россиян сегодня либо ничего не знает о сущности “территориального вопроса”, либо пребывает заблуждении. Истина в том, что “исконно” Курильские острова не принадлежат ни России, ни Японии. Они были заселены племенами айнов – людьми со специфическими чертами европейской расы

В конце урока ребята делают вывод: Россия входит в “большую восьмёрку” стран мира, появилось больше возможностей для укрепления доверия, взаимодействия на мировой арене. Это должно способствовать заключению мирного договора. Есть шанс решить этот вопрос. 2006 г. встреча с премьер-министром на очередном саммите “большой восьмерки” в России. При решении проблемы Курильских островов нужно учитывать ряд факторов.

Вывод урока: . История Курильских островов стала бесконечной историей русско-японских отношений. В их развитии можно выделить четыре вехи. Сначала до 2000 г., затем заявило о продлении до 2005 г. 2003 г. встреча в Москве президента РФ В. В. Путина и премьер-министра Японии Дзюньитиро Коидзуми. Премьер сказал о том, что несмотря на трудности проблемы северных территорий, необходимо Японии и России развивать сотрудничество, это выгодно обоим сторонам. А так как Россия входит в “большую восьмёрку” стран мира, появилось больше возможностей для укрепления доверия, взаимодействия на мировой арене. Это должно способствовать заключению мирного договора. Есть шанс решить этот вопрос. 2006 г. встреча с премьер-министром на очередном саммите “большой восьмерки” в России.

( данный вывод выводиться на экран).

Домашнее задание: параграф 17, ответить на вопрос 7 странице учебника112. Дополнительное задание: свои варианты решения проблемы оформите на альбомном листе.

Приложение №15. Список литературы.

































Приложение №2.

Рельеф.

Большинство Курильских островов гористы. Происхождение вулканическое. Каждый остров – вулкан, осколок вулкана или цепочка вулканов. Здесь находится 104 вулкана, не считая, подводных. 39 действующих. На острове Атласова самый высокий вулкан Алаид (2339м).

Здесь часто бывают землетрясения силой 4 – 5 баллов, приливные волны цунами достигают 10 - 20 метров.







Приложение №3.

Климат.

Климат островов – муссонный, морской: на севере – умеренно – холодный ( ср. зимняя темпер. воздуха -7 – 8 градусов , ср. летняя +10), на юге – умеренно – теплый ( ср. зимняя темпер. -5, ср. летняя = 17).

Зима – продолжительная, снежная ( сильные ветра, метели).

Лето – прохладное ( туманы, моросящий дождь).

Осадки значительные: на севере 600мм, на юге до 100 мм\год. Погодные условия в течения дня резко меняются.

Приложение №4.

Растительный и животный мир.

Растительность разнообразна, более 100 видов.

Северные острова – заросли кедрового и ольхового стланика, горные тундры.

Южные острова – хвойные и смешенные леса: пихта, ель, лиственница, каменная берёза, Курильский бамбук, а так же кедровый и ольховый стланик.

Животный мир беден: бурый медведь, лисица, волк, горностай, а так же насекомые, грызуны, морские звери и птицы, кит, нерпа, сивуч, котик, морской бобр, чайка, баклан, топорок, кайра. Прибрежные зоны богаты рыбой и морскими водорослями ( ламинариями).





Приложение №5.

Население.

Численность населения островов 30 тыс. чел. 85% населения – жители южных островов. 76% русские, 13% украинцы, 3% белорусы, 8% другие национальности.

Нет коренных жителей – айнов.

Для населения характерны особенности:

1) деление на отдельные категории – сезонники, обычные жители, старожилы, военные, моряки, студенты.

2) временность выражается в том, что люди приезжают сюда заработать и уехать или в настроении временного присутствия.

Для островов характерна исполинская миграция ( 40-60% в год). Средний возраст курильчан 30 – 40 лет.



Приложение №6.

Экономика.

Крошечная, имеет свои особенности:

1) экстенсивное развитие.

2) хищническое использование природных ресурсов.

3) полная зависимость от экспорта на материк и импорта товаров с материка.

Основа экономики – рыбная промышленность. Рыба – главная ценность.

На Курилах 4 рыбоконсервных предприятия ( старые, изношенные).

Побочная деятельность - выработка э\энергии, льда, мизерное строительство .

Сельское хозяйство существенно не развито.

Транспортные связи – морским и воздушным путём.



Приложение №7.

Японская версия открытия Курильских островов.

1635г. Мураками Хиронори, вассал южнохоккайдского князя Мацумаэ, побывал на юге Курильских островов. Он составил карту Южных Курил и подарил её правящему дому Иэмици Тогукава в 1644г.

Российская версия.

Российская сторона опровергает эту версию, основываясь на исторических фактах. А именно, после 1638 – 1639гг. Япония жила внутренней закрытой жизнью, изолированной от европейского или иного влияния, поэтому любой выезд из страны карался отрубанием головы. Любые исследования японцев « северных территорий» носил только случайный характер, конкретных целей не преследовал. Более или менее упорядоченное исследование остовов японцы начали с 1785г.

Россия же осваивала эти острова осмысленно: в силу определенных географических, экономических причин. Некоторые учёные отдают пальму первенства в открытии островов Семёну Дежнёву и братьям Стадухиным, которые побывали на северных Курилах между 1648 – 1654гг. Но наиболее доказанная дата 1711г., когда на острове Шумшу впервые высадились камчатские казаки Данила Анцифиров и Иван Козыревский. Далее исследования идут сплошным потоком.

Третья версия.

Открытие Курильских островов принадлежит ни русским, ни японцам. Кому же?

В 1582г. испанцы натолкнулись на группу островов к северу от Японии. А в 1643г. голландец Мартин Де Фриз побывал на Южных Курилах. Он искал золото, а за одно распространил голландскую юрисдикцию на острова Итуруп, Уруп. В течение 100 лет эти острова под названием « Земля Штатов», « Земля Компании» показывались на европейских картах как владения Голландии.



Приложение №8.

Симодский трактат «О торговле и границах». 1855г.

Статья 1. Постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией. Русские и

японцы во владении обоих государств пользуются покровительством и защитой

личной безопасности и неприкосновенности собственности соответствующих

властей.

Статья 2. Для русского судоходства предоставляются порты Симод, Хакодате, Нагасаки.

В Симоде и Хакодате разрешается взаимная торговля, открытие русского

консульства в одном из них.

Статья 3. На русских подданных распространяется экстерриториальность и преимущества,

какие Япония предоставляет другим странам.

Статья 4. Остров Сахалин признается «нераздельным» между Россией и Японией.

Статья 5. Россия признает Южные Курильские острова ( Кунашир, Итуруп, Малая гряда)

владениями Японии.

Статья 6. Границы между русскими и японскими владениями проходят между Итурупом и

Урупом.

Статья 7. Уруп относится к России.

Статья 8 ……………

Статья 9. Трактат вступает в силу с ноября 1856г.





Приложение №9.

Петербургский трактат « Об обмене территориями». 25 апреля 1875г.

Статья 1. Остров Сахалин признается принадлежностью России.

Статья 2. Во владения Японии переходят все Курильские острова.

Статья 3. Жители обмененных территорий могут вернуться в свое отчество или остаться

на месте. Им гарантируется свобода вероисповедания, собственность, право

занятия промыслами при условии принятия подданства и подчинения законам

соответствующей стороны.

Статья 4. Россия разрешает судам Японии без уплаты торговых и таможенных пошлин в

течение 10 лет посещать порт Корсаков на Южном Сахалине.

Статья 5. В порту Корсаков разрешается учреждение японского консульства.

Статья 6. …………….

Статья 7. Японским судам, купцам и рыбопромышленникам предоставляется право

наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского моря и

Камчатки.

Статья 8. ……………





Приложение №10.

«Соглашение по вопросам Дальнего Востока». 1945г.

« Руководители Трех Великих Держав – Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании – согласились в том, что через два – три месяца после капитуляции Германии и окончании войны в Европе, Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников при усло…

1…………

2.Восстановлении принадлежащих России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904г., а именно:

а) возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалина и всех прилегающих к ней островов.

б)…………..

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов».

11 февраля 1945г.

И.Сталин

Ф. Рузвельт

Уинстон Черчилль





Приложение №11.

Сан – Франциский мирный договор с Японией. Сентябрь 1951г., 48 стран.

« Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по договору 1905г.

Настоящий договор не будет предоставлять каких – либо прав, правооснований и преимуществ государству, договор не подписавшему».

Советско – японская декларация. 19 октября 1956г.

« …СССР и Япония согласились на продолжение переговоров о заключении митного договора. СССР идя на встречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, согласился на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача островов будет произведена после заключения мирного договора….».



Приложение №12.

Пред история Симодского договора1855г.

К середине 19 века в мире сложилась напряженная колониальная обстановка. Мир фактически был поделен на сферы влияния. Россия активно участвовала в международном разделе земель. Мир смотрел на Японию. Мир бесила её замкнутость, её самоизоляция.

В 1852г. из Петербурга вышла небольшая флотилия из 4-х судов под командованием Евфимия Путятина. Перед ним стояла очень важная секретная миссия: « Домагаться открытия японских портов, заключение договора о дружбе и торговле и, сверх того, решение вопроса о государственной границе между Японией и Россией на севере».

Переговоры шли в очень тяжёлых условиях. Не понимая друг друга. Бесконечное затягивание…. Очень острый спор развернулся по – поводу северной границы. Тогда и решалась судьба Курильских островов. Путятин имел вполне определенные инструкции ограничиться лишь островом Уруп, так « чтобы с японской стороны границею считалась северная оконечность Итурупа». Но он проявил излишнюю инициативу, в надежде получить и Южные Курилы. Японская сторона возражала, доказывая тот факт, что еще 1000 лет назад все острова вплоть до Камчатке принадлежали Японии.

В конечном счёте был достигнут компромисс: если Япония откроет свои порты для российской торговли, то Россия не будет претендовать на Курилы.

Во время длительных переговоров случился казус. 11 декабря 1854г. в г. Симоде произошло сильнейшее землетрясение. Оно уничтожило город. Русский экипаж «Дианы» спасал японцев. Само судно было тоже повреждено. Было решено его отбуксировать в порт г. Хэдо. Но во время буксировки оно перевернулось и затонуло. Русские оказались фактически беспризорниками на японской земле. Но японские власти не воспользовались этой ситуацией. Ни один пункт договора не был изменён. Русским было разрешено построить новое судно в г. Хэдо, материалы им были предоставлены. В таких условиях 26 января 1855г. был заключен Симодский договор.



Приложение №13.

Одной из задач, стоящей перед Тихоокенским флотом в войне с Японией - освобождение Сахалина и Курил от японцев.

Командиру Петропавловской морской базы капитану 1-го ранга Д.Г. Пономарёву и командующему Камчатским оборонительным районом генерал – майору А.Г. Гнечко было приказано вместе с частями второго Дальневосточного флота овладеть северными островами Курильской гряды: Шумшу, Парамушир, Онекотан…

Ночью 15 августа был отдан приказ о начале операции.

Остров Шумшу – самый северный остров Большой Курильской гряды отделён от Камчатки нешироким Первым Курильским проливом.

Здесь на Курилах японцы создали мощные укрепления, сосредоточили крупные сухопутные и морские силы. На остовах Шумшу и Парамушир были оборудованы 3 военно – морских базы с аэродромами, дотами, дзотами, береговой артиллерией, противовоздушной обороной.

17 августа наши корабли вышли из Авачинской бухты в Тихий океан. Как стало известно впоследствии, японские локаторы зафиксировали их движение. Зная о малочисленности боевых судов в гарнизонах Камчатки, японцы исключали возможность морской десантной операции русских.

При высадке десанта были большие потери. Под прикрытием тумана на берег высаживались пограничники, разведчики, морские десантники. Снаряды с японской стороны попадали в суда , которые подходили к берегу.

Японцы стремились сбросить десант русских.

Вражеские пулеметы стреляли из хорошо заминированных дотов, прижимали наступающих матросов.

Н. Вилков с силой бросил в амбразуру дота гранату, дот замолк. Но когда снова застучал, Николай бросился на дот и закрыл амбразуру грудью.

Пулемёт застучал из другой амбразуры и подвиг товарища повторил П. Ильичев.

Погибшие моряки обеспечили продвижение десантников вперед.

19 августа японцы вступили в переговоры с советским командованием, были подписаны условия капитуляции.

За отвагу и мужество были удостоены звания Героя Советского Союза 9 человек, посмертно – старшина 1-й статьи Н6. Вилков, матрос П.Ильичёв.

Именами героев названы улицы нашего города., в районе СОШ №10.

Герой Курильского десанта Н. Вилков родился 9 декабря 1918г. в городе Наволоки Ивановской обл. Учился в школе , учился в ФЗО, работал слесарем. Его всегда влекло море, о котором он много узнал из рассказов отца, бывшего матроса, который служил до революции на кораблях Тихоокеанского флота.

1935г. поступил в Горьковское речное училище на судоводительское отделение.

В 1939г. был призван на Тихоокеанский флот.

Узнав о формировании десанта на Курилы, добился своего зачисления.

Перед боем он сказал: « У каждого человека есть чувство страха, но каждый в силах победить его, ибо выше всех человеческих чувств является воинский долг, любовь к Родине».

Приложение №14.

При решении проблемы необходимо учитывать:

1) наличие минерального сырья ( золото, серебро, цинк….)

2) наличие богатейших запасов биологических ресурсов в акватории островов( 25 наименований).

3) в рай1оне южных островов – благоприятные гидробиологические условия для воспроизводства рыбных ресурсов ( короткие нерестовые пути интенсивная продуктивность лососёвых пород рыб).

4) необходимость сбережения уникального природного комплекса. Один из 200 уникальных экорегионов мира. ВВР ведет работу по признанию Курильского заповедника ( о. Кунашир) объектом Всемирного природного наследия, к которым относится о. Байкал, горы Алтай, леса республики КОМИ и вулканы Камчатки.

5) важнейшее геополитическое и военно – стратегическое значение для России.

6) неразвитость инфраструктуры Курил , практическое отсутствие собственной энергетической базы, отсутствие собственных транспортных средств.

7) необходимо учитывать мнение местного гражданского населения.



Приложение №15

Список литературы:

А.Н.Алексеев. Береговая черта. Магаданское книжное издательство.1987.

О.Бондаренко. Неизвестные Курилы. ВТИ – Дрей Пресс, М.,1992.

Историко – географический атлас. Камчатка XVII – XIXв. Под редакцией Н.Д. Жданова. М.,1997.

Из истории Камчатки ( материалы для уроков и внеклассной работы) составитель И.П. Ильинова. П-К., 2006.

Журнал « Эхо планеты» №4. 1999, №22.2003.

Материалы Интернета: «Из истории проблемы», «Достигнутые шаги».
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Курильские острова" интегрированный урок 8класс (география-история)

Автор: Нунтиева Гюзель Мажитовна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105880


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства