Тема: Обобщение по теме «Культура Казахстана в 20-30-е годы ХХ века».
Тема: Обобщение по теме «Культура Казахстана в 20-30-е годы ХХ века».
Цель:
1.Обучающая: обобщение знаний учащихся о сущности противоречий культурного строительства и духовной жизни страны.
2. Развивающая: развитие аналитического и логического мышления учащихся, развитие умений и навыков работы с учебным текстом, развитие грамотной речи и умения выстраивать цепочку рассуждений и подведения под рассуждение доказательного аппарата; развитие навыков и умений групповой деятельности учащихся.
3. Воспитывающая: воспитание культуры речи, ведения полилога, воспитание толерантности, патриотизма и уважения к истории своего Отечества.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Урок – деловая игра
Прогнозируемый результат:
Будут обобщены знания о сущности противоречий культурного строительства и духовной жизни страны.
Будут развиваться основные умения и навыки устной работы, логического и аналитического мышления учащихся; навыки и умения групповой деятельности учащихся.
У учащихся будут заложены основы культуры ведения диалога и полилога, заложены основы патриотизма и уважения к истории своего Отечества.
Оборудование урока: слайды, дидактический материал, фломастеры, маркеры, листы ватмана, стикеры, обозначения для столов, жетоны для формирования групп.
Основные понятия: культура, культурное строительство, советская культура, достижения и традиции в искусстве и литературе, появление новых жанров, причины создания исторических романов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Обобщение по теме «Культура Казахстана в 20-30-е годы ХХ века». »
Школа-лицей № 1
Управления образования города Астаны
ОТКРЫТЫЙ УРОК:
«Культура Казахстана
в 20-30-е годы ХХ века»
Подготовила:
учитель истории,
основ обществознания
и права высшей категории
М.К.Байгонова
желтоқсан – 2014 – декабрь
Предмет: Новейшая история Казахстана. 1914-настоящее время.
Класс: 9 Дата: «22» декабря 2014 г.
Тема: Обобщение по теме «Культура Казахстана в 20-30-е годы ХХ века».
Цель:
1.Обучающая: обобщение знаний учащихся о сущности противоречий культурного строительства и духовной жизни страны.
2. Развивающая: развитие аналитического и логического мышления учащихся, развитие умений и навыков работы с учебным текстом, развитие грамотной речи и умения выстраивать цепочку рассуждений и подведения под рассуждение доказательного аппарата; развитие навыков и умений групповой деятельности учащихся.
3. Воспитывающая: воспитание культуры речи, ведения полилога, воспитание толерантности, патриотизма и уважения к истории своего Отечества.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Урок – деловая игра
Прогнозируемый результат:
Будут обобщены знания о сущности противоречий культурного строительства и духовной жизни страны.
Будут развиваться основные умения и навыки устной работы, логического и аналитического мышления учащихся; навыки и умения групповой деятельности учащихся.
У учащихся будут заложены основы культуры ведения диалога и полилога, заложены основы патриотизма и уважения к истории своего Отечества.
Оборудование урока: слайды, дидактический материал, фломастеры, маркеры, листы ватмана, стикеры, обозначения для столов, жетоны для формирования групп.
Основные понятия: культура, культурное строительство, советская культура, достижения и традиции в искусстве и литературе, появление новых жанров, причины создания исторических романов
План урока:
Организационный момент.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний: обзорная слайд-презентация с пояснениями учителя.
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений:
Группа «Пессимисты».
Выводы.
Группа «Оптимисты».
Выводы.
Физминутка: упражнение «Импульс».
Обобщение систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий: §§ 22-25
Группы «Народное образование», «Высшее образование и наука», «Литература», «Искусство».
Защита плаката.
Выводы.
Подведение итогов, комментирование оценок.
Домашнее задание: §22-25
Ход урока.
Организационный момент: Постановка цели урока, и мотивация учебной деятельности учащихся.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний: обзорная слайд-презентацияс пояснениями учителя – «Культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы ХХ века».
«Народное образование»
В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурного уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.
В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них. примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развёртывания культурного строительства.
Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде.
В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По инициативе комсомольцев в 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход, ставший формой ликвидация неграмотности.
В конце 20-х годов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано народами Центральной Азии.
Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.
«Высшее образование и наука»
Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931 гг. в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахского горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовали 19 ВУЗов, 120 ССУЗов, в которых обучались около 40 тыс. человек. В ВУЗах и техникумах различных регионов страны в 30-х годах обучались около 20 тыс. казахстанцев.
2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В Обществе трудились: С.Асфендияров, А.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов, А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, М.Жолдыбаев, А.Чулошников, А.Якубовский и др. В Оренбурге в 1919 году открылся Историко-статистический отдел по изучению природы и истории Казахстана. Созданная в 1932 году база Академии наук СССР в Казахстане в 1938 году была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР.
В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времён».
«Литература»
За короткий промежуток исторического времени казахская литература стала многоплановой, многожанровой литературой. Появились молодые талантливые писатели, впоследствии ставшие настоящими мастерами слова.
Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 IT в Оренбурге А. Байтурсынов издает сборник стихов «Маса», затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты «Казах», издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов. он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Спандиара Кубеева, который начал с перевода произведений русских писателей, в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова, а в 1913 году издаётся роман «Калым». С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом «Айкап», позже пишет роман «Камар - Сулу». Редактором журнала «Айкап», издававшегося с 1911 года, был М.Сералин, он занимался, в основном, журналистской деятельностью, а также переводческой, перевёл поэму Фирдоуси «Рустем-Зураб». У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал «Марсельезу казахской молодежи» и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - «Трудный путь, опасный переход». М. Дулатов стал автором первого казахского романа «Бакытсыз Жамал». Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллера. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Енлик-Кебек», «Условия мусульманства». Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя, и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 1916-1917 гг в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету «Алаш». В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж. Аймаутова.
Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган «Кус жолы».
«Искусство»
В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе.
В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр.
В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Восток-кино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».
В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.
Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художника-реалиста В. Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях по исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.
Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.
В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в тс годы наносило идеологизирование
С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре.
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений: Для работы с материалом учебника формируются две группы, учащихся «Пессимисты» и «Оптимисты». (группы формируются при помощи жетонов двух цветов)
Группа «Пессимисты» анализируют материал, освещая негативные факты культурного строительства в Казахстане в 20-30-е годы ХХ века.
Это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали многих представителей казахской интеллигенции.
1920–1930-е гг. — это сложный период в истории культуры Казахстана, поскольку помимо достижений в области образования и науки, а также успехов в литературе, искусстве, он имел негативные последствия. Из сказанного выше видно, что Советская власть проводила неудачные эксперименты в экономике, а при поиске виновных, чтобы отвести от себя подозрения не гнушалась ни какими приемами, вплоть до физического уничтожения ни в чём не повинных людей.
Но то, что Советская власть проделала огромную работу по развитию образования, культуры и науки, особенно на окраинах, сомнения не вызывает. Политика была направлена на преодоление неграмотности и повышение культурного уровня.
Отрицательные аспекты в области культурного строительства:
Террор и истребление национальной интеллигенции;
Тоталитарное идеологизирование культуры народа;
Отсутствие понятия «национальная культура» и замена его понятием «интернациональная культура».
Выводы.
Группа «Оптимисты» анализируют материал, освещая положительные факты культурного строительства в Казахстане в 20-30-е годы ХХ века.
20-30-с годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена.
Уже в 1931 году было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. К 1939 г. уровень грамотности в республике достиг 83,6 %. Журнал Министерства образования царской России за 1905 год рассчитывал, что такие цифры появятся только через 500 лет.
Примечательно, что даже к созданию учебников подошли основательно. Для выяснения особенностей восприятия окружающего мира кочевниками в степь (не только Казахстан, но и другие степные районы) была направлена крупная экспедиция (100 человек) во главе с крупнейшим учёным-психологом Выготским. На основе исследований были составлены рекомендации авторам учебников.
За 186 лет (с 1731 по 1917 годы) царизм не создал ни одного высшего учебного заведения на территории Казахстана. Советская власть уже через 10 лет (от которых можно отнять три года Гражданской войны) открыла первый вуз в Казахстане. Примечательно, что первый вуз – педагогический.
В 1928 году открыт КазПИ (Казахский педагогический институт; ныне - АГУ); в 1929 г. - Зооветеринарный; в 1931 г. - Медицинский институт; в 1934 г. - КазГУ. Накануне войны в Казахстане действовали 20 вузов.
Развивалась и культура. В 1926 году в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр, возглавляемый режиссером и актером Жуматом Шаниным. Первой постановкой была пьеса «Енлик-Кебек». Накануне войны было открыто ещё несколько театров: Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы.
Закладывалась основа казахской литературы. В это время Сакен Сейфуллин создавал свои произведения. Кроме того, в это время увидели свет произведения Ж. Аймаутова, М. Жумабаева, С. Торайгырова, А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердиева, Б. Майлина, И. Жансугурова. Первые свои пьесы начал публиковать М. Ауэзов.
В 1938 году была организована Алма-Атинская студия кинохроники.
Хотя совсем без экспериментов и здесь обойтись не смогли. В 1929 году был осуществлен переход казахской письменности с арабской на латинскую графику, а в 1940 году - на кириллицу.
1932 году была открыта Казахстанская база Академии наук СССР (зоологический и ботанический секторы).
Крупный этнограф, композитор, Затаевич записал более 2300 народных песен и кюев, удостоен звания в 1932 г. Народного артиста Казахстана.
Археологические раскопки города Тараз в 1926 году были проведены под руководством М. Массона.
Положительные аспекты в области культурного строительства:
Формирование профессиональной системы образования;
Формирование новых отрядов интеллигенции;
Становление культурных очагов.
Выводы.
Физминутка: Упражнение «Импульс»
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий: §§ 22-25. (группы формируются при помощи фигурных жетонов)
Группы «Народное образование» (круг), «Высшее образование и наука» (треугольник), «Литература» (квадрат), «Искусство» (пятиугольник), используя листы ватмана, маркеры: выявить и показать противоречия культурного строительства и духовной жизни страны в соответствие с областью культуры.
Защита плаката: обобщают и систематизируют факты, делают выводы.
Выводы.
Подведение итогов:
Рефлексия: «Древо впечатлений». При помощи стикеров учащиеся делятся своими впечатлениями по ходу урока и своей работе на уроке.
Комментирование оценок.
Домашнее задание: §22-25. Написать эссе на тему «Культура – отражение времени».