Тихонова Светлана Владимировна – учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с. Владимиро – Александровское, Приморский край, Партизанский район.
Тема | Олимпийские игры в древности |
Цель | Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр. |
Задачи | Образовательные: сформировать у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх; дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр; познакомить с основными видами спортивных состязаний; подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ. Развивающие: развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом; развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией; развивать навык подготовки сообщения; развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности); формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником Воспитательные: формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности; стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни; совершенствовать формы и методы самовоспитания; воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы |
УУД | Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира. Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Планируемые результаты | Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков. Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план); развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение); развитие умения работать в коллективе. Предметные: формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; формирование умения работать с картой; формирование умения применять полученные знания на практике; развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся |
Основные понятия | Атлет, пятиборье |
Межпредметные связи | География, русский язык, физическая культура |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Основные: Рабочая программа, учебник Дополнительные: Интернет - ресурсы |
Вид урока | Урок открытия новых знаний |
Технологии | Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий |
Организация пространства | Работа в группах |
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. Оценивают свой эмоциональный фон с помощью смайликов. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. | Развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого | Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: закрепление и углубление знаний по предмету. |
Выполняют групповую работу. Демонстрируют результат групповой работы. | Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей. | Освоение знаний по теме «Древняя Греция» Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Демонстрируют знания по пройденному материалу. Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа: Выявление места и причин затруднения, проблемы. Поиск решения учебной задачи |
Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала | Организует формулирование темы урока учащимися. | Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей . | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность. Познавательные: Обмениваются полученной информацией Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: построить проект выхода из затруднения |
Постановка учащимися целей, задач, планирование хода урока. Определение методов работы. Участники групп получают дорожные листы для организации своей работы 1 группа – Приложение 1 2 группа- Приложение 2 3 группа – Приложение 3 4 группа – Приложение 4 5 группа- Приложение 5 Работа в группах. | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися, корректировка методов работы. 1 группа работает над вопросом - «Когда и где они зародились?» 2 группа работает над вопросом - «Как греки готовились к играм?» 3 группа работает над вопросом - «Как происходили Олимпийские игры?» 4 группа работает над вопросом - «Что содержала программа Олимпийских игр?» 5 группа «Как чествовали победителей игр на родине?» | Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам | Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. Этап реализации построения проекта. Цель этапа: реализовать построенный проект. |
Физ. минутка. | | | |
Выступление групп. Разъяснение информации самими учащимися. | Организует выступление групп. | | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. |
Ответы учеников (1. Поклонение богам Стремление показать силу и ловкость) | На основе изученного материала обобщить выводы и ответить на вопрос «Почему древние греки стали проводить Олимпийские игры?» Слова- подсказки: Поклонение, сила, ловкость. | Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями Олимпийских игр в Древней Греции. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем; Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых. |
Ответы учеников, с помощью сигнальных карточек (красная – да, зеленая - нет) | Игра «Верно или нет?» | Готовность применять новые знания и умения. | Коммуникативные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу; Оценивание качества и уровня усвоения. |
Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных раннее знаний. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. |
Занесение данных в индивидуальные карточки. «Дневник путешественника» | Организация работы учащихся по заполнению индивидуальных карточек «Дневник путешественника» | Готовность применять новые знания и умения. | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: Уметь оценивать правильность выполнения действия |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. |
Оценивают уровень своих достижений на уроке. Оценивают свой эмоциональный фон с помощью смайликов. | Перед вами гора «Олимп» поставит флажок на высоту соответствующей вашей отметки. | | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |
Информация о домашнем задании – Цель: постановка учебных задач. |
Записывают домашнее задание в дневник. | Объясняет выполнение домашнего задания | Задание на листочках: заполнить таблицу «Общие черты и различия современных и древних Олимпийских игр». | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |