Елизаветы, изменениями во внешней и внутренней политике
России; ближайшим окружением императрицы.
формирование устойчивых представлений о
государственной деятельности императрицы.
Задачи урока:
- образовательная: знать причины, цели и даты принятия основных
государственных решений периода царствования, усвоить биографические сведения об императрице Елизавете, понять логику внешней и внутренней политики России и оценить ее дальновидность и целесообразность.
- развивающая: уметь работать с учебником как с основным средством обучения, систематизировать предлагаемый материал, использовать памятку по изучению исторических персоналии, привлекать знания из смежных дисциплин (обществознание);
- воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции обучающихся на примере социально значимых действий и проектов Елизаветы I и ее единомышленников .
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: интегрированный урок в формате: «история-обществознание»
Планируемыерезультаты: предметные (по истории: усвоение знаний о реальных преобразованиях во внешней и внутренней политике Елизаветы I; по обществознанию: иллюстрация теоретических представлений об абсолютизме посредством исторического примера );
- метапредметные: перенос знаний по одной дисциплине в контекст другой; синтезирование нового знания за счет приращения обществоведческого компонента к историческому;
- личностные: формирование основ гражданской позиции на примере
правителей 18 века.
В соответствии с Концепцией исторического образования используется:
- историко-антропологический подход (изучение исторических персоналий);
- многофакторный подход ( рассмотрение широкого спектра проблем от общегосударственных до внешнеполитических ).
синхронизация исторических событий (обращение к курсу новой истории середины 18 века ).
Ход урока.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организационный момент
приветствие
Проверка готовности к уроку
Регулятивные: саморегуляция
Постановка целей и задач урока
Мотивация учебной деятельности
Вопросы к обучающимся -по содержанию исторического материала с целью определения спектра предназначенных для рассмотрения реформ (каково было положение крестьян, дворянства ; каково значение сената, исполнительной власти; как обстояли дела в сфере торговли, внешней политике, какой была модель управления страной) ;
- по организации работы на уроке (какие источники знаний будем использовать, с содержанием какого предмета перекликается тема урока)
Отвечают на вопросы, фиксируют в тетради на уровне ключевых фраз или слов; рассматривают текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, затекстовые материалы
Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности
Актуализация знаний
А. Предлагает создать 3 команды, каждая из которых получает свое задание:
1 команда: составить связный рассказ о личности императрицы Елизаветы.
2 команда: определить основные направления внутренней политики.
3 команда: дать оценку
внешней политике России в середине 18 века.
Б. Команды получают новое задание:
1 команда: проанализировать действия русской армии на первом этапе войны.
2 команда: дать оценку деятельности П.А.Румянцева.
3 команда: проанализировать итоги Семилетней войны.
В. Всем командам начать составление таблицы «Участие России в Семилетней войне».
Выполняют задания, используя материал учебника, после группового обсуждения презентуют полученный учебный продукт
Презентуют полученный продукт
познавательные: отбор и систематизация информации;
коммуникативные: взаимодействие в группе
Познавательные: синтез знаний из областей разных, хоть и смежных наук; выработка нового знания
Коммуникативные: взаимодействие в группе, умение вести дискуссию
Коммуникативные : взаимодействие в группе,
систематизация знаний
Первичное усвоение знаний, проверка их понимания
Организует фронтальную работу по оформлению записей в тетрадях, консультируясь с обучающимися об объеме письменно фиксируемого материала
Записывают результаты в тетрадь на уровне «дата- нововведение-авторство»
- фиксируют в тетради те положения проекта, которые актуальны и в нашей жизни;
Регулятивные: умение осуществлять выбор;
Познавательные:
письменная репродукция усвоенного устно
коммуникативные:
деловое общение в форматах «ученик-ученик», «ученик-учитель»
Первичное закрепление
Предлагает блиц-тест по изученному на уроке (задания комбинированные на уровне содержания двух дисциплин: история+обществозна-ние)
Задает вопрос: какой смысл вкладывал король Фридрих в слова « Я вижу убитых русских, но не вижу побежденных русских!»?
Выполняют на индивидуальных бланках, коллективно оперативно проверяют и подсчитывают свой балл (соответствие баллов и оценки записано на доске)
Рассуждают и аргументируют свое мнение
Регулятивные: самостоятельная оценка своих знаний;
Коммуникативные: участие в интеллектуальном рейтинговом соревновании Регулятивные: усвоение навыков обобщающего контроля
Информация о домашнем задании
Инструктаж по домашнему заданию: параграф 29 из учебника читать; выписать непонятные термины и не прозвучавшие на уроке имена, дать письменно определение терминам и библиографическую справку по персоналиям
Записывают, слушают
Личностные: понимание объема и содержания домашнего задания; личный выбор формы представления информации
Рефлексия
Подведение итогов занятия;
короткое рассуждение членов каждой команды: понравилось ли им задание, что можно было сделать по-другому, если бы в ходе выполнения задания был бы уже полученный объем знаний
Отвечают, анализируют, сравнивают
Личностные: формирование навыка самооценки деятельности