познакомить с ходом и итогами крестьянской войны 17 века, охарактеризовать причины и последствия войны, выяснить роль личности Степана Разина в истории.
Планируемые результаты:
Предметные: дать определение понятий беженцы, поход за зипунами, крестьянская война; выделить этапы восстания под предводительством Степана Разина; соотносить историческое время и историческое пространство; изучить и систематизировать информацию их различных исторических источников, расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов России; поработать с исторической картой.
Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своего мнения и чувств; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формировать целевые утановки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать, оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать приченно-следственные связи;
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучения истории России; оценивать историческое событие и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, формировать свою гражданскую идентичность.
Оборудование: учебник История России 7 класс под ред. Торкунова, карта «Народные движения 17 в», пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: изучение новых знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Восстание Степана Разина»»
Тема: «Восстание Степана Разина»
Цели и задачи:
познакомить с ходом и итогами крестьянской войны 17 века, охарактеризовать причины и последствия войны, выяснить роль личности Степана Разина в истории.
Планируемые результаты:
Предметные: дать определение понятий беженцы, поход за зипунами, крестьянская война; выделить этапы восстания под предводительством Степана Разина; соотносить историческое время и историческое пространство; изучить и систематизировать информацию их различных исторических источников, расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов России; поработать с исторической картой.
Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своего мнения и чувств; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формировать целевые утановки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать, оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать приченно-следственные связи;
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучения истории России; оценивать историческое событие и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, формировать свою гражданскую идентичность.
Оборудование: учебник История России 7 класс под ред. Торкунова, карта «Народные движения 17 в», пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: изучение новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Отметьте верные утверждения.
В 17 в. в России:
1. феодалы были господствующим сословием в обществе
2. происходило усиление позиций боярства и ослабление позиций дворянства
3. самодержавная влать стремилась укрепить права феодалов на землю и крестьян
4. положение крестьян улучшилось
5. богатые ремесленники и купцы контролировали городские общины
6. жители белых слобод не несли повинностей в пользу государства
7. значительно сократилась численность духовенства
8. в ремесленном производстве начал применяться наемный труд.
Ответьте на вопросы:
а. Почему 17 век историки назвали «бунташным»?
б. Назовите дату, причины и последствия Соляного бунта.
в. Назовите даты, причины и последствия Медного бунта.
г. Назовите даты, причины и последствия восстания в Новгороде и Пскове.
д. Что объединяет все эти восстания?
е. Чем они отличаются друг от друга?
Мотивационно-целевой этап.
17 век в России начался со Смутного времени, неурожая, голода, возмущения населения юго-западных и центральных районов страны, продолжился городскими восстаниями середины века. Правительство проводило последовательную политику закрепощения крестьян, восстановления хозяйства за счет усиления налогового гнета на население, жестокой расправой над бунтовщиками. Предположите, к каким последствиям это привело к концу 60х гг?
ТЕМА урока: Крестьянская война Степана Разина.
План урока:
1. Причины восстания Степана Разина.
2. Этапы восстаниями
3. Личность Степана Разина.
4. Итоги восстания.
Причины восстания Степана Разина
- Кто являлся основными участниками восстаний середины 17 века? (посадские люди, стрельцы)
- Кто такие казаки ?
- Именно казаки и крестьяне были основными участниками самого крупного восстания 17 века, предположите, почему?
Этапы восстания
Работая с п.5 & 20 учебника, составьте таблицу «Этапы восстания Степана Разина»: период, цель, дата, события.
(проверка выполнения задания)
Личность Степана Разина.
Разбейтесь на подгруппы:
Первая группа работает с историческими документами и делает выводы о личности С.Разина
Вторая группа работает с дополнительным материалом о биографии и делает выводы о личности С.Разина
Дополнительный материал для второй группы:
Родился Степан Разин в 1630 году в семье зажиточного и знатного казака Тимофея Рази. Считается, что родился Степан на родине еще одного известного повстанца Пугачева – в станице Зимовейской Волгоградской области, имеющей иное название – Пугачевская. Но это лишь одна из многочисленных версий настоящей родины, ибо Разин Степан Тимофеевич биография, другие сведения окутаны тайнами и легендами.
О станице Зимовейской, как о месте рождения, заговорил впервые историк А.И. Ригельман в 1778 году. Подхваченную версию в дальнейшем подхватили и энциклопедические издания. Но на чем построено предположение Ригельмана – не известно, тем более, что сам городок Зимовейский впервые упоминается только после смерти Разина, а именно в 1672 году. Другая версия о месте рождения Разина высказана историком Поповым в 1814 году. Попов назвал родиной Степана город Черкасск, и в народных преданиях XVII века упоминается именно этот город.
Крестным Степана стал Корнила Яковлев, который был войсковым атаманом. Казацкое происхождение дало значительные привилегии молодому Степану и он с юных лет занял видное место в среде донских старшин. В 1661 году Разин уже участвовал в переговорах с калмыками в качестве переводчика, поскольку хорошо знал как калмыцкий, так и татарский языки. К 1662 году Степан стал командиром казачьего войска, которые отправлялись в поход против Османской империи и Крымского ханства. Разин к этому времени успел совершить два богомолья в Соловецкий монастырь и три донских посольства в Москву. В 1663 году участвовал в походе под Перекопом против крымских татар.
К 1661 году Степан имел большой военный опыт и заслуженный авторитет среди донских казаков. Обладал кипучей энергией и непокорным нравом. Тот же Якуб Стрейс из Голландии охарактеризовал его, как высокого и степенного мужчину, наделенного от природы высокомерным выражением лица. Разин настолько прост был в общении, что его можно было выделить от остальных только по оказываемой ему чести: при беседе с ним обыкновенно становились на колени и опускали голову низко к земле. Называли среди казаков Степана «батька». Была ли у Разина жена и дети неизвестно. Но имеются сведения о семье, проживающей в Кагальницком городке.
Братья Степана, старший Иван и младший Фрол, тоже были казачьими предводителями. Казнь старшего брата Ивана по приказу воеводы Долгорукова Ю.А. повлияла на Степана так, что он стал вынашивать план мести Долгорукову и всей царской администрации. Для казаков, находящихся под его началом, Степан желал воли и благополучной жизни. Разин принимает решение о распространении казацкого военно-демократического строя на все государство. «Поход за зипунами» и ограбление торгового каравана характеризовались как знак неповиновения правительству.
Третья группа работает с дополнительным материалом о казни Степана Разина и делает вывод о его личности
Дополнительный материал для третьей группы
Казачьи старшины сожгли Кагальницкий городок в апреле 1671 года, а Степана Разина и его брата Фрола захватили в плен и выдали московским властям. В Москве 2 июня Степана пытали, но он сохранял мужество. На 6 июня была назначена публичная казнь атамана и Фрола. О том, как казнили Степана Разина, вспоминал очевидец Яков Рейтенфельс. Он сообщил, что царь опасался начала новых волнений, потому Болотная площадь, на которой проходила казнь, была оцеплена тремя рядами преданных царю солдат. Перекрестки также были заполнены отрядами правительственных войск.
Приговор о четвертовании Разин выслушал спокойно. Развернувшись в сторону церкви, он поклонился четыре раза, а потом попросил у собравшихся на площади людей прощения. Разину отрубили сначала руку по локоть, потом ногу по колено. Брат Фрол, смотря на муки Степана, успел крикнуть: «Слово и дело!», что значило государственную тайну. Степан тут же отреагировал: «Молчи, собака!» и палач отрубил ему голову.
Четвертая группа работает с текстом песни «Из-за острова на стрежень» и делает вывод о личности С.Разина, отраженной автором.
Дополнительный материал для четвертой группы
Из-за острова на стрежень
(слова: Дмитрий Садовников)
Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин, Обнявшись, сидит с княжной, Свадьбу новую справляет Он, веселый и хмельной.
А она, потупив очи, Ни жива и ни мертва, Молча слушает хмельные Атмановы слова.
Позади их слышен ропот: «Нас на бабу променял, Только ночь с ней провозжался, Сам на утро бабой стал».
Этот ропот и насмешки Слышит грозный атаман, И могучею рукою Обнял персиянки стан.
«Ничего не пожалею, Буйну голову отдам!» - Раздается голос властный По окрестным берегам.
«Волга, Волга, мать родная, Волга – русская река, Не видала ты подарка От донского казака!
Чтобы не было раздора Между вольными людьми, Волга, Волга, мать родная, На, красавицу прими!»
Мощным взмахом поднимает Он красавицу княжну И за борт её бросает В набежавшую волну.
«Что ж вы, братцы, приуныли? Эй ты, Филька, черт, пляши! Грянем песню удалую На помин её души!..»
Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Острогрудые челны.
Итоги восстания С.Разина.
Вопросы для дискуссии:
- Чем закончилось восстание под предводительством С. Разина?
- Каковы причины поражения?
- Какого влияние личности С. Разина на население России?
- Почему в народной памяти сохранилось бесчиленное множество преданий, песен, мифов, связанных со Стенькой Разиным?
- Что произошло бы, если бы восстание Степана Разина закончилось победой?
Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке? Что вас особенно заинтересовало? Хотели бы вы, чтоб ваше имя осталось в народной памяти? В связи с какими событиями? Какие качества личности вам надо в себе развить, чтоб достичь этих целей?
Домашнее задание: § 20 читать (с. 53-55) учить записи в тетради
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(231) "Представители татарской интеллигенции и их роль в сохранении и распространении татарского языка и культуры в турции в 20 веке."
["seo_title"] => string(80) "predstaviteli_tatarskoi_intelligentsii_i_ikh_rol_v_sokhranenii_i_rasprostranenii"
["file_id"] => string(6) "521115"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1569576351"
}
}