Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока ФГОС по теме: "Восстание Степана Разина" для 7-го класса»
Презентация к уроку по учебному предмету «История России» в 7-ом классе на тему«ВосстаниеСтепана Разина»
Разработала: Олигова Роза Ахметовна,
учитель истории и обществознания
МОУ Тереньгульская СОШ
Цели урока:
1. Образовательные:
Раскрыть атмосферу эпохи через исторические факты, картины художников;
Рассмотреть предпосылки, основные этапы и итоги восстания Степана Разина.
2. Обучающие:
Способствовать развитию умения творчески интерпретировать информацию;
Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, с учебником для более точного обобщения полученных знаний.
3. Воспитательные:
Сформировать у учащихся понимание роли личности в исторических событиях разного времени;
Способствовать развитию и укреплению чувства патриотизма и любви к малой родине;
Сформировать у учащихся чувство причастности к истории России.
ПЛАН УРОКА
Этап урока
Цель
1. Фаза вызова (вступительное слово учителя, постановка проблемы)
Формирование интереса к теме, актуализация имеющихся знаний
2. Фаза осмысления (работа с источниками информации, поиск решений)
Деятельность учащихся
Приобретение новых знаний, их соотнесение с уже имеющимися, развитие познавательных навыков
3. Фаза обобщения и рефлексии (подведение итогов, закрепление материала, оценка)
Результат
Осмысление проблемы, формулирование вопросов
Систематизация знаний, формирование устойчивого ценностного отношения к теме
Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания
Работа с различными источниками информации, обсуждение проблемных вопросов, решение поставленных задач и представление результатов проделанной работы
Сформированы навыки самостоятельной и коллективной работы при поиске ответов на проблемные вопросы, навык работы с причинно-следственными связями исторических фактов
Осуществление рефлексии собственной деятельности, обобщение полученных знаний
Структуризация знаний по теме, самооценка, сформировано умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Усиление царской власти и ограничение свободы казачества.
Географическое скопление множества беглых крестьян и казаков в районе Дона.
Нехватка продовольствия, угроза голода.
Предводитель восстания Степан Разин происходил из казачьего рода станицы Земовейская.
Разин руководил казачьим войском в походах против Османской империи и Крымского ханства.
После казни старшего брата князем Долгоруким за попытку покинуть поле боя Разин решил отомстить и обеспечить свободную жизнь казакам.
Степан Разин стремился собрать вокруг себя не только огромное войско, но и союзников. Известно, что он направлял письма казачьим атаманам всего российского юга, однако, к началу восстания его поддержал лишь атаман Василий УС.
Вопрос:Как вы думаете, какие личные качества помогли Стеньке Разину возглавить восставших крестьян?
Вопрос:Учитывая, что движущей силой восстания Степана Разина были крестьяне и казаки и зная причины, попробуйте определитьцеливосставших?
ЗАПИШЕМ…
Этапы восстания
1 этап:
1667-1669 гг. - «поход за зипунами» : набеги на Волгу и Каспийское море, захват и грабёж торговых караванов, Захват Яицкого городка, победа над флотом персидского хана, Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке, куда начал стекаться беглый люд.
2 этап:
1670 г. - Поход на Москву. Царицын - Камышин -Чёрный Яр - Астрахань - Саратов - Самара. Неудачная осада Симбирска - Поражение - Пленение и казнь Разина.
Вопрос:Проследите последова-тельность восстания, где оно началось и где закончилось?
"Войска Степана Разина штурмуют Симбирск" рисунок неизвестного художника
По легенде первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году за: «двухкратную храбрую оборону от разбойника Стеньки Разина: в первый раз при воеводе Иване Милославском от самого Стеньки Разина, а во второй раз через год от есаула разинской шайки Федьки Шелудяки».
Герб представляет собой стоящего на трех лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком, и мечем в левой лапе, над головой льва — трехлепестковая корона. Герб символизирует храбрость симбирян.
Изображение сохранилось на печати Симбирска, стоящей под выписью с переписных и отказных книг 1695 года.
Еще одна очень «дорогостоящая» легенда - о кладе Степана Разина. Считается, что Стенька спрятал награбленное золото где-то на Симбирской земле.
Кстати… именно в нашем крае найден самый большой клад серебряных монет в России.
Одно из предполагаемых мест нахождения клада – это заповедник Скрипинские Кучуры в Тереньгульском районе.
Село Федькино
Существует легенда, что село Федькино Тереньгульского района основал близкий друг Степана Разина - Федор Шелудяка.
Ответьте на вопросы, используя текст учебника:
Назовите имя воеводы, разгромившего войско Степана Разина под Симбирском?
Можно ли назвать восстание Степана Разина многонациональным?
К моменту нападения на Симбирск каково было общее число восставших?
Какие слои населения участвовали в восстании?
Прекратилось ли восстание после казни Степана Разина?
ЗАПИШЕМ…
Причины поражения Степана Разина
Стихийный характер восстания, отсутствие чёткого единого руководства;
Отсутствие чёткой дисциплины, бунтарский характер восстания;
Неясные, слишком обобщённые цели;
Отсутствие вооружения и военной подготовки основной части восставших.
Итоги восстания
Жестокая расправа над восставшими, в некоторых городах казнено более 11 тысяч человек. Казнь Степана Разина;
Цели восставших не были достигнуты - не уничтожено крепостное право и власть дворянства;
Восстание не облегчило положение крестьян, но изменило жизнь донских казаков. В 1671 году они присягнули на верность царю, казачество стало опорой царя, привилегированным сословием в России.
«Проверь соседа»
Знает ли твой сосед по парте следующие понятия?
1. Казачий круг
2. Поход за зипунами
3. Шляхетство
4. Казак
5. Беженцы
6. Соборное уложение
Игра «За» и «Против»Класс разбивается на 2 команды. Командам дается 5 минут на обсуждение, в ходе которого они вырабатывают аргументы в свою защиту. Затем начинается диспут. Команда приводит аргумент, их противники контраргумент. Проигрывает та команда, у которой закончились аргументы.
Команда Степана Разина во главе с атаманом готовит не меньше 5 аргументов в свою защиту
Команда царя Алексея Михайловича готовит не меньше 5 аргументов в свою защиту