kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Русь и Золотая Орда».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Монголы со временем оказались растворены в этой массе и восприняли тюркский язык и мусульманскую веру. В свою очередь, тюркское население с течением столетий приняло собирательное название «татары».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Русь и Золотая Орда».»

Тема урока: «Русь и Золотая Орда».

1. Образование Золотой Орды. В результате длительных завоеваний в 30-е — 40-е годы XIII века на значительной части Евразийского материка сложилась гигантская Монгольская империя со столицей в городе Каракоруме. Империя Чингизидов делилась на ханства — улусы (кочевья), включавшие в себя огромные территории. Так, Китай вошел в восточный улус и достался внуку Чингисхана Хубилаю, основателю династии Юань; Иран, часть Передней Азии и Закавказье вошли в улус хана Хулагу; самым западным улусом стали земли, которыми правил Батый — внук Чингисхана. Улус включал в себя земли волжских булгар, большую часть Средней Азии, Поволжье и Северный Кавказ, а также Западную Сибирь и получил название Золотая орда. Столица – город Сарай (дворец).

Новое государство не было монгольским по составу населения. Монгольской по происхождению была лишь правящая династия – ветвь Чингисидов и верхушка военно-государственной знати. Основу населения новой страны составили многочисленные тюркские народности – кипчаки (половцы), булгары и многие другие.

Монголы со временем оказались растворены в этой массе и восприняли тюркский язык и мусульманскую веру. В свою очередь, тюркское население с течением столетий приняло собирательное название «татары».

Основу хозяйства Орды составляло кочевое скотоводство.

Под власть этого улуса попали и русские земли. Однако для дальнейшей истории Руси существенно, что, в отличие от многих других стран, монголы не включили ее непосредственно в состав своих владений, ограничившись признанием своей власти со стороны русских князей и регулярным сбором дани. Т.е. русские земли попали в вассальную зависимость от Орды. Эту зависимость еще называют иго.

2. Ордынское владычество на Руси. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явиться к Батыю с изъявлением покорности. В 1243 г. в Сарай явился Ярослав Всеволодович (отец Невского). Князь получил волей хана ярлык на великое княжение владимирское и был назначен старшим из князей. Ярослав Всеволодович был первым правителем, официально признавшим власть хана. Он получил ярлык – особую ханскую грамоту на княжеские владения. Владимир теперь стал новым политическим центром Руси, вместо разоренного Киева.

Наследование княжеств Орда поставила под свой контроль. Процесс дробления крупных княжеств всячески поощрялся Ордой – так проще было управлять русскими землями. Ханы Золотой Орды, стремясь укрепить свою власть на Руси, стравливали князей, предоставляя им ярлыки на великое княжение. А тех, в ком они видели малейшую угрозу для себя, вызывали в Орду и убивали. Любой князь, приезжая в Сарай, должен был опасаться наговоров со стороны ханских советников, яда, подсыпанного в пищу недоброжелателем.

3. Повинности русского населения. В русские княжества регулярно приходили ордынские отряды во главе с баскаками — представителями хана, задачей которых было обеспечивать порядок, послушание князей и их подданных, главное же — наблюдать за исправным сбором и поступлением дани с Руси, которую собирали как деньгами, так и «кровью» — забирая людей на службу хану. На Руси дань Орде называли выходом.

С целью учета плательщиков дани их «сочли в число», то есть произвели перепись населения. Перепись проводили численники. После этого взимание дани приняло повсеместный и регулярный характер. Кроме выхода, нередко взимались и внеочередные платежи. Кроме того, русским людям необходимо было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами. Сбор дани сопровождался грабежом и насилием.

От налогов ханы освободили только духовенство. Они понимали, что священники имеют немалое влияние, и давали иерархам русской церкви ярлыки на льготы в податях и повинностях.

Еще одна повинность – обязанность русских воинов участвовать в монгольских походах.

Схема.

4. Борьба русского народа против ордынского владычества. У русских князей было два пути в отношениях с Ордой. Сопротивление или сотрудничество. Первого пути придерживался галицко-волынский князь Даниил Романович. В 1252 году он выступил против Батыя. В ответ хан послал против князя многотысячное войско. Галицко-Волынская земля была разорена. Даниил был вынужден подчиниться. После его смерти Орда предприняла ряд нашествий в Юго-Западную Русь, которые окончательно подорвали ее хозяйство.

Однако наиболее влиятельный князь Северо-Восточной Руси, Александр Невский, предпочитал повиноваться Орде. Он не только отказался от антимонгольского союза с католическим Западом и вынудил новгородцев подчиниться переписи, но и «наводил» ордынские карательные отряды на своих непокорных родственников.

Александр сознательно пошел на сближение с Ордой, так как на тот момент на Руси еще не было той мощной и организованной силы, которая смогла бы противостоять монголам. Александр Невский боролся с оружием в руках там, где можно было победить, там, где победа была реальна. Одержать победу над Ордой на тот момент было невозможно. Князь Александр вынужденно искал другие средства борьбы. Он пытался подружиться с неприятелем, чтобы ослабить невзгоды подчиненного и зависимого положения. В 1252 году Александр Невский получил золотой ярлык на Великое Владимирское княжение.

В 1262 году восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. Причины: злоупотребления при сборе дани. Многие баскаки были убиты. В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татары разорят Русь вновь, либо подавление восстаний должны взять на себя русские князья. Городские восстания имели важные последствия. Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых из Орды. Постепенно сбор ордынского выхода начал переходить к русским князьям, что увеличивало самостоятельность Руси.

5. Последствия ордынского владычества. Читаем последний пункт § 14. Экономические: разрушены десятки городов, забыты многие ремесла, экономическое отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет, прерваны хозяйственные связи.

Политические: значительное усиление княжеской власти, уменьшение роли веча, упадок старых и возвышение новых политических центров – Твери, Москвы, Нижнего Новгорода.

Социальные: Многие русские люди оказались в ордынском рабстве, демографический спад.

Культурные: Погибли и расхищены материальные и художественные ценности, общий уровень падения культуры, застой творчества, культурные контакты с Востоком, заимствования в быту, языке, хозяйстве.

Батыево нашествие стало важным рубежом в истории Руси, поделив ее не две эпохи — домонгольскую Русь и Русь после нашествия монголов. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда западноевропейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах.

Закрепление.

Д.з. § 14.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема урока: «Русь и Золотая Орда».

Автор: Гаджимагомедова Зумруд Исаковна

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "«Русские земли в XII – начале XIII в. Монголо-татарское нашествие. Из истории взаимоотношений Руси и Золотой Орды» "
    ["seo_title"] => string(119) "russkiie-ziemli-v-xii-nachalie-xiii-v-mongholo-tatarskoie-nashiestviie-iz-istorii-vzaimootnoshienii-rusi-i-zolotoi-ordy"
    ["file_id"] => string(6) "167252"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423063690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок по теме: «Русь и Золотая Орда»"
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi_urok_po_teme_rus_i_zolotaia_orda"
    ["file_id"] => string(6) "571680"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611829366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "« Русь и Золотая Орда»"
    ["seo_title"] => string(16) "rusizolotaiaorda"
    ["file_id"] => string(6) "313679"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459521798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок на тему "Русь во время монголо-татарского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi-urok-na-tiemu-rus-vo-vriemia-mongholo-tatarskogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "230300"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства