kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Русь и Золотая Орда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока. 1. Организационное начало урока. 2. Проверка домашнего задания: 1) устный ответ 2) творческое задание : «Сочинение на тему « Рассказ от лица участника Невской битвы ( Ледового побоища) 3. Сообщение темы и целей урока. ( сл. 2) План урока: 1. Образование золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. 2. Повинности русского населения. 3. Борьба русского народа против ордынского владычества. 4. Последствия ордынского владычества. 4. Изучение нового материала. 1) рассказ учителя:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Русь и Золотая Орда»»

4



Конспект и презентация урока по истории России в 6 классе по теме: « Русь и Золотая Орда»

Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской обалсти

Цели : - раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв.

- определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении военных сил Руси, в целях неподчинения Руси Золотой Орде.

– уяснение школьниками тяжёлого, бедственного положения народов Руси, тяжёлые формы повинностей, зависимость русских князей от ордынских ханов, экономическое отставание Руси от стран Западной Европы, политическая зависимость от Золотой Орды.

- развивать мышление, развитие монологической речи, памяти.


Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, карта


Литература: учебник по истории авторы: Данилов А.А. Косулина Л.Г. “История России с древнейших времён до конца XVI века”. М. 2010 г.


Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

1) устный ответ

2) творческое задание : «Сочинение на тему « Рассказ от лица участника Невской битвы ( Ледового побоища)


3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) План урока:

1. Образование золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

2. Повинности русского населения.

3. Борьба русского народа против ордынского владычества.

4. Последствия ордынского владычества.


4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

 - Сегодня мы с вами будем говорить о взаимоотношениях между Русью и Ордой. На предыдущих занятиях вы уже изучали тему появления монголо-татар на Руси. И сейчас мы попытаемся представить себе далекое прошлое, вспомнить те события, которые имели серьезные последствия для дальнейшего развития Русского государства. 
« Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!» 

( сл. 3) - В 1243 г. после возвращения из похода на центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи.

( сл. 4) - Давайте найдём на карте, какие земли входили в её состав: Волжская Сибирь, Половецкие степи, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии.

( сл. 5) На Руси это государство стало называться Золотой Ордой. Столицей был город Сарай ( в переводе – дворец), располагался он недалеко от нынешнего города Астрахань. Жителей называли ордынцами или татарами.


- Как вы думаете, русские земли вошли в состав Золотой Орды? Почему?

( не вошли в состав, они попали под вассальную зависимость)

( сл. 6) В 1242 г. в северо-восточные княжества были отправлены послы – баскаки.

Баскак – представитель ордынского хана на Руси.


- В 1243 г. в Сарай был вынужден поехать князь Владимиро-Суздальской земли Ярослав Всеволодович и хан назначил его старшим среди князей. Следом за ним к хану потянулись и другие князья. Они должны были ездить в Орду, чтобы получать ярлык на княжение.

( сл. 7)

Ярлык – ханская грамота на княжение. Теперь главным было не киевское, а владимирское княжество, владимирский князь считался старшим на Руси В 1299 г. сюда перенёс свою резиденция митрополит.

Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.

( сл. 8) - Что чувствовали русские князья, которые вынуждены были отправляться в Орду( унижение)

- Очень часто поездка в Орду заканчивалась гибелью князя. После того, как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствие которого происходило торжественное возведение князя на престол. Эта процедура символизировала подчинение русских князей Орде. Иногда ханы посылали свои войска в помощь одному из русских князей в борьбе с другим.


2) самостоятельная работа учащихся:

2. Повинности русского народа.

Стр. 123 - 125


- Кто такой баскак?

- Где находилась резиденция главного « великого « баскака? ( во Владимире)

- Что было самым тяжёлым для слоёв русского населения? ( ежегодные платежи, выход)

- В чем заключался сбор дани?

- С какой целью монгольскими чиновниками была произведена перепись Руси?

- Что должны были делать ещё русские люди кроме сбора выхода?


- Как поступал монгольский хан с теми, кто отказывался подчиняться ему?

( сл. 9) - работа со схемой

3) работа по учебнику:

3. Борьба русского народа против ордынского владычества.

- Как вы думаете, продолжали и борьбу русские люди против монголо-татар?

( сл. 10) Скажите, почему же Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?

- Ответ найдём, прочитав учебник на стр. 125 – 126

-  После насильственной смерти своего отца князь Александр был вызван в 1252 году к хану Батыю в Сарай - столицу Золотой Орды, где получил ярлык на Владимирское княжение. Он становится приемным сыном Батыя. Александр сознательно идет на сближение с Ордой, так как на тот момент на Руси еще не было той мощной и организованной силы, которая смогла бы противостоять монголам. Александр Невский боролся с оружием в руках там, где можно было победить, там, где победа была реальна. Одержать победу над Ордой на тот момент было невозможно. Князь Александр вынужденно искал другие средства борьбы. Он пытался подружиться с неприятелем, чтобы ослабить невзгоды подчиненного и зависимого положения. В 1252 году Александр Невский получил золотой ярлык на Великое Владимирское княжение. Александр Невский по праву считается русской православной Церковью святым хранителем нашего Отечества. В "Житиях" Александра Невского есть слова, выражающие христианскую идею его героической жизни: "Тако бо Бог прослави угодника своего, яко много тружеся за землю русскую, и за Новгород, и за Псков, и за всю землю русскую, живот свой, полагая за православное христианство". Великий князь Александр Невский был канонизирован Церковью в XVI веке. Александр Невский. 

4) рассказ учителя:

4. Последствия ордынского владычества.


Политические
( сл. 11)

Экономические
( сл. 12)

Социальные
( сл. 13)

Культурные
( сл. 14)

Процесс деления русских земель на северо-востоке

Разрушены десятки городов, прекратилось каменное строительство

Многие русские люди оказались в ордынской неволе

Погибли и расхищены материальные и художественные ценности, сгорели княжеские библиотеки, множество икон

формирование на Руси абсолютной, деспотической власти

Замедление роста ремесла, сельского хозяйства,

повышение роли охоты в ущерб земледелию

Рабское положение женщин и детей, продажа их на невольничьих рынках

Заимствование восточного варианта варварства

Усиление усобиц между князьями за ярлык, уменьшение роли Веча

Изменение роли товарно-денежных отношений, застойное состояние собственности

Карающая структура не общества, а государства

Заимствование лингвистических особенностей языка

Ценность власти стала выше, чем ценность права

Появление государственного феодализма, ограничение развития частной собственности

Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права местным жителям

Общий уровень падения культуры местного населения, застой творчества

Привитие на Руси патриархальных норм общества

Экономическое отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет

Демографический спад в обществе

Церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом


5. Подведение итога урока:

( сл. 15) Вопросы на стр. 127


6. Домашнее задание:

( сл. 16) Параграф 14, записи, рабочая тетрадь



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Русь и Золотая Орда»

Автор: Марфунин Олег Анатольевич

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок истории " Русь и Золотая Орда""
    ["seo_title"] => string(27) "urokistoriirusizolotaiaorda"
    ["file_id"] => string(6) "298499"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456332694"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "«Русские земли в XII – начале XIII в. Монголо-татарское нашествие. Из истории взаимоотношений Руси и Золотой Орды» "
    ["seo_title"] => string(119) "russkiie-ziemli-v-xii-nachalie-xiii-v-mongholo-tatarskoie-nashiestviie-iz-istorii-vzaimootnoshienii-rusi-i-zolotoi-ordy"
    ["file_id"] => string(6) "167252"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423063690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(20) "Русь и Орда"
    ["seo_title"] => string(10) "rus-i-orda"
    ["file_id"] => string(6) "142138"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418228455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Русь и золотая орда"
    ["seo_title"] => string(19) "rus_i_zolotaia_orda"
    ["file_id"] => string(6) "393381"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487487519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства