kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: «Русь и Золотая Орда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Открытый урок по теме: «Русь и Золотая Орда»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: «Русь и Золотая Орда»»

 слайд Открытый урок по теме: «Русь и Золотая Орда»
Цель урока: расширить и дополнить представления школьников о характере взаимоотношений Русского государства с монголо-татарами в XIII в.
Задачи:
- охарактеризовать состояние русских земель во времена монголо-татарского нашествия; выяснить степень экономической и политической зависимости;
- формировать общеучебные умения и навыки: навыки работы с документами; анализ исторических событий; выделение причинно-следственных связей;
- способствовать развитию интереса у учащихся к историческим событиям своей страны; вызвать чувство непримиримости к силам и лицам, в действиях которых проявляется безнравственность.
Основные даты:
882 – образование Древнерусского государства;
Основные понятия: хан, орда, баскаки, иго, ордынский выход, владычество.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос (комбинированный)
3. Объяснение нового материала.
I. Организационный момент
2 слайд Вступление учителя:
-Сказали Руси, чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась земля Русскою.
- И говорю я всем, что сегодня прекрасный день, и здравствуйте.
Скажите ребята, откуда эти строки?
( «Повесть временных лет» монах Нестор)
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.
3, 4, 5, 6, 7, 8 слайд 1.Групповая работа: 1 задание называется «Великие русские князья»


Ребята! Перед вами на слайде великие русские князья.
Назовите их имена.
1.Я Мудрый
2.Владимир
3.Игорь
4.Святослав
5.Ольга
6. В.Мономах
2. А теперь живая логическая цепочка (раздать карточки с правителями), нужно поднять карточку над головой по порядку правления.
1. Рюрик
2. Олег
3. Игорь
4. Ольга
5. Святослав
6. Владимир
7. Ярослав Мудрый
8. Владимир Мономах
Молодцы!
Но были и другие князья , которые тоже способствовали развитию Древнерусского государства. И о них нам немного расскажут и покажут следующие ученики.
Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!»
Вопрос классу: Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком? (татары – кочевое монгольское племя; предводителем был Чингисхан, мечтавший завоевать всю вселенную; жестокость – характерная черта военных походов).
Парная работа: на основе приведенного отрывка из стихотворения определите, о каком событии идет речь. Подчеркните ключевые слова, которые вы можете привести как аргументы в поддержку вашей точки зрения. (раздать по 4 строчки парам)
9 слайд 3. Вставь пропущенные слова (индивидуальная работа) Перминов С., Якимова О.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука
Свое соседство с ним кляня.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
К Батыю с пышными дарами
.князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю
«Возьми дары! Не тронь ..!»
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья,
Пришел рязанец Коловрат
И стал готовить .
10 слайд 4. Угадайте событие!”
“оба войска сошлись на льду. Летописи отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением – как будто у каждого из них в груди билось два сердца. Тяжеловооруженная, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение “свиньей”. (Ледовое побоище, 1242 г.)
“Большой шведский флот летом вошел в устье реки. Об этом стало известно в Новгороде. Молодой князь со своей дружиной незамедлительно отправился в поход, надеясь нанести противнику стремительный упреждающий удар. Действительно, появление рати князя оказалось неожиданным для шведов. Они не успели подготовиться к бою, когда на их лагерь обрушились русские воины. Шведы в замешательстве стали отступать к реке Новгородцы торжественно встретили победителей, и особенно великого князя ” (Невская битва, 1240 г. и видео)
Ну, вот мы с вами и рассказали о событиях написанных Нестором-летописцем, и сколько мы еще узнаем на последующих уроках . Но забыла я упомянуть о князьях великих, и вспомнить вы мне поможете.(презентации)
11, 12 слайд 5.“Допиши словечко”
Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия.
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили _славяне. Они делились на три ветви: западных, южных и восточных. Восточные славяне поселились по линии рек Днепр-Волхов. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а работать. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные варяги, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - кочевники. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали дань. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались усобицы. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени Русь. Первым князем стал Рюрик и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын Игорь был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе Киеве. А ещё он совершил поход на город Царьград и в знак победы повесил щит на его ворота. Погиб Олег от укуса змеи. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей древлян. За его смерть отомстила жена – княгиня Ольга, она же крестилась и приняла христианство. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось язычество.
Спасибо ребята! Молодцы!
Давайте проведем с вами Физкультминутку (встаньте из-за парт)
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
(Дети садятся на свои места)
13 слайд Не случайно мы закончили с вами тяжелыми событиями для Руси. Все больше сгущались тучи над нашим государством, и шведы и татары хотели подчинить и растоптать Землю русскую. Но не перевелись еще на Руси князья храбрые готовые голову сложить за свое отечество.
И давайте с вами подумаем о чем мы поговорим на сегодняшнем уроке? Конечно о монголо-татарах.
14 слайд Тема нашего урока – «Русь и Золотая Орда».
Сегодня наш урок немного необычный, мы с вами поработаем с отрывками из исторических документов которые будут перед вами на слайде, а вы будете делать вывод и записывать его в тетрадь.
Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю.
Слово учителя: Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность).
После возвращения из похода в Западную Европу Батый стал правителем собственного государства. В это государство вошли – показать на карте – земли волжских булгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии.
Перед вами исторический документ:
15 слайд Учебная задача: Как называлось государство на Нижней Волге? Какие земли в него вошли? Как называлась столица нового государства? Где она находилась?
«Батый построил на Волге город Сарай и стал в нем жить. Орда его прозвалась Сарайскою или Золотою. Город (Сарай) один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. В нём мечети и базары да дым от кухонь, В нём 13 мечетей для соборной службы. Кроме того, ещё чрезвычайно много мечетей. В нём живут разные народы. А Русская земля стала им подвластна. Русские князья должны были ездить в орду, кланяться ханам и просить у них грамоты на княжество. Эти грамоты назывались ярлыками. Если князь начинал княжить без такого ярлыка, то мог всегда опасаться, что татары его выгонят, а землю его разорят. А чего только не натерпелись наши князья в орде? Мало того, что приходилось им становиться на колени перед ханами, бить им челом, да еще заставляли русских поклоняться идолам.
Ханы Золотой Орды коршунами вились над разоренной Русью, зорко следя, чтобы не зажили ее раны, не набралась бы силы какая-нибудь из ее земель. Они хитро и коварно разжигали и рознь и междоусобицы князей и для этого особенно часто использовали право выдавать ярлык (грамоту) на Владимирское Великое княжение (князь владимирский считался старшим на Руси и получал право собирать дань в пользу Орды)».
Столица – город Сарай. На Руси это государство называли Золотая Орда (показывая границы Золотой Орды) Столица – город Сарай, обратить внимание учащихся, что русские земли не вошли в состав Золотой Орды, они попали в зависимость от Орды. На русских землях установилось монголо-татарское иго – зависимость.

16, 17,18 слайд Запись в тетради: - ярлык - особая ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.
Учитель: В конце 1242 года монгольское войско вернулось на Нижнюю Волгу. В 1243 году Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской державы.
19 слайд Учебная задача № 2:
...И вот чего татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего как от людей, так и от имущества... Например, в бытность нашу в Руссии был прислан туда один сарацин, как говорили, из партии Куйюк-хана и Батыя. И этот баскак у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с женщинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни, а по-немецки оно называется ильтис. Поляки же и русские называют этого зверя дохорь, и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст выход, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба.
В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды (работа с документом)?
20,21,22,23,24 слайд Запись в тетради:
- баскаки- сборщики дани, представители ордынского хана на Руси.
- выход - регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
На основе изложенного давайте сделаем вывод,
В чём выражалась вассальная зависимость Руси от Золотой Орды?
Запись в тетрадях:
- получение ярлыка;
- сбор дани;
- тяжёлые повинности: принимать, кормить, содержать многочисленных ордынских послов с их свитами;
- русские воины обязаны были принимать участие в военных походах монголов.

Слайд № 25 Немало князей побывало в Орде за ярлыком на княжение, но не все живыми возвратились оттуда. Был там и великий А. Невский за ярлыком на великое владимирское княжение. Он был умным князем и не хотел ссориться с Ордой, выжидая пока страна восстановит свои силы и подготовится к будущей борьбе с Ордой. И эти силы были найдены. Об этом мы узнаем с вами на следующих уроках.
Русское государство не вошло в состав монгольского, но попало в вассальную зависимость. На 200 с лишним лет установилось монгольское владычество (господство) на Руси. Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси. Но это вопрос для самостоятельного изучения. Обратите внимание на политические и экономические последствия, отрицательное и, может быть, положительное влияние.
26 слайд И в конце урока проведем закрепление пройденного материала:
1. Установите соответствие между двумя столбиками:
Понятие
Определение

1. Выход
А. Вассальная зависимость Руси от хана Золотой Орды

2. Полюдье
Б. Сбор князем дани

3. Иго
В. Ежегодный платеж Орде


27 слайд 2. Выбери из словосочетаний те, которые относятся к содержанию понятия «монголо-татарское иго»
А. зависимость русских княжеств
Б.необходимость получать в Орде ярлык на княжение
В. сбор баскаками «выхода» дани
Г. укрепление великокняжеской власти
Д. обмен послами между Ордой и Русью
Е. контроль Орды за деятельностью князей
Ж. заключение торговых договоров
З. карательные походы на русские земли
Итак подведем итог урока: закончи предложение
В 1243 г. Батый стал правителем собственного государства, которое называлось.
Русь попала в ..от него. Князья ездили в Орду что бы получить..на княжение. А баскаки собирали ежегодные платежи Орде с населения и назывались они.
Рефлексия
28 слайд Домашнее задание








РЮРИК
ОЛЕГ
ИГОРЬ
ОЛЬГА
СВЯТОСЛАВ
ВЛАДИМИР
ЯРОСЛАВ
В. МОНОМАХ

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука
Свое соседство с ним кляня.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

К Батыю с пышными дарами
.князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю
«Возьми дары! Не тронь ..!»
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья,
Пришел рязанец Коловрат
И стал готовить










Карточка № 1
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по линии рек ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли.
Карточка № 2
На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________.
Карточка № 3
Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. А ещё он совершил поход на город ______________ и в знак победы повесил __________ на его ворота.
Карточка № 4

Погиб Олег от укуса ____________. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.



(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме: «Русь и Золотая Орда»

Автор: Зорина Марина Михайловна

Дата: 28.01.2021

Номер свидетельства: 571680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Москва-центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. "
    ["seo_title"] => string(61) "moskva-tsientr-obiedinieniia-russkikh-ziemiel-dmitrii-donskoi"
    ["file_id"] => string(6) "114610"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411577852"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoriia-rossii-s-drievnieishikh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "101185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства