kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Крестьяне и феодалы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимодействие с другими сословиями.

Основные понятия и термины: рыцарь, турнир, герб, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести.

Оборудование: изображение рыцаря, рыцарский герб, замок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Крестьяне и феодалы.»

  Тема урока: Крестьяне и феодалы.

Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимодействие с другими сословиями.

Основные понятия и термины: рыцарь, турнир, герб, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести.

Оборудование: изображение рыцаря, рыцарский герб, замок

План изучения нового материала

1. Война как образ жизни.

2. Мир турниров и гербов.

3. Воспитание рыцаря.

4. В замке.

5. Рыцарская культура.

1. Война как образ жизни. Слово рыцарь в русском язык происходит от немецкого «Риттер» - всадник, конный воин. Рыцарями становились далеко не все, обычно владельцы феода.

??? Что такое феод – земельное владение.

Сначала рыцарем мог стать любой человек, даже несвободный, лишь бы он был достаточно богат, чтобы приобрести коня и вооружение. Позже считалось, что рыцарем может стать только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Главным занятием рыцаря была война. Уже вооружение рыцаря давало ему преимущество перед простонародьем. Сначала рыцаря защищал щит, шлем, он закрывал лицо и имел прорези для глаз и кольчуга, сплетённая из тысяч железных колец. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с 14 века кольчуга окончательно сменилась сплошными  металлическими доспехами. Боевой доспех весил до 30-40 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, также защищенных доспехами.

Основным наступательным оружием был обоюдно острый меч и длинное (от 3,5 до 5 м.) тяжелое копье.

??? Объясните,  почему рыцаря на коне называли «маленькой подвижной крепостью»?

??? Когда рыцарь становился абсолютно беспомощным?

В бою стремились не убивать вражеского рыцаря, а взять его в плен. Во-первых, потому что убийство равных осуждалось церковью, и моралью самих рыцарей. Во-вторых, за пленного можно было получить большой выкуп. Поэтому даже в крупных сражениях часто гибли всего несколько рыцарей, зато в плен попадали десятки и сотни.

В раннее средневековье война представлялась людям нормальным состоянием. Рыцари грабили не только соседних феодалов, но и крестьян, иногда – церкви и монастыри. Но с конца 10 века церковь стремилась ограничить войну и призывала к «Божьему миру». Сражения в крупные церковные праздники, в пост, в воскресенье считалось греховным. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломиков, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения в церкви, у придорожных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.

Вывод: Направляя воинственность рыцарства на врагов христианства, церковь усиливала свое влияние на верующих.

2. Мир турниров и гербов.  В мирное время рыцарь стремился заполнить досуг занятиями, максимально похожими на войну:  охотой на кабана или оленя, соколиная охота, тем самым, проявляя отвагу и ловкость. Добытая дичь украшала стол феодала.

Любимым развлечением рыцарей были турниры – военные состязания в силе и умении владеть оружием. Успех в турнире приносил славу, не говоря уже о выкупе, полученном с побежденного. Турнир наблюдали и сеньоры, и простые люди. Наряду со схватками отдельных пар устраивались сражения целых отрядов, при этом смерь на турнирах, была редким явлением.

Организацией турниров занимались герольды – специальные глашатаи, объявляющие имена и девизы рыцарей. Девиз – это краткое изречение. Своего рода визитной карточкой был отличительный знак, нанесенный на щит рыцаря – герб.

Первые гербы появились в средневековой Европе сначала как отличительные знаки рыцарей, затем как родовые. Герб украшал печать и знамя рыцаря, его одежду и попону коня, красовался над входом в дом феодала. Обычай использовать герб стала столь заразительной, что их стали заводить и духовные лица, и города. А из гербов правителей позже появились гербы государств.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались герольды. В геральдике использовалось всего 5 цветов (алый, голубой, зелёный, черный, пурпурный), а так же золото и серебро. Существовали разные формы щита. Так алый цвет мог ответствовать любви, смелости, а так же пролитой крови за короля и государство.

--------------------------------------------------------------------------------------------------3. 3. Воспитание рыцаря. Рыцарями не рождались.  Учебник стр. 93 – читать

??? Кто мог стать рыцарем?

4. В замке. «Мой дом – моя крепость». Эта поговорка возникла тогда, когда жилище действительно должно было быть крепостью?

???? Почему? – Частые войны, нападение норманнов.

Начиная с 8 века, для защиты от нападений было построено немало замков – это жилище феодала, его крепость. В одной только Франции их насчитывалось не менее 40000.

Учебник стр 92, форзац учебника, картины замка.

Составные части замка:

- ров или овраг;

- стены;

- подвесной мост;

донжон – самая высокая башня;

- часовня или капелла.

Запасы воды и продовольствия позволяли замку выдержать многомесячную осаду. Если удержать его неудавалось, то по подземному ходу можно было выбраться в соседний лес или овраг. Замок редко брали штурмом: чаще успех нападавшим приносили внезапность, хитрость или измена.

Замок был неуютен. Нередко в его комнатах было темно и холодно, ведь оконных стекол в те времена не было, а немногочисленные камины не прогревали каменную громаду замка. И вбудни и в праздники замок был центром общественной жизни округи. Здесь жил сеньор с семьей и его слуги, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. Сюда заглядывали бродячие торговцы, заходили переночевать паломники. Хозяин замка принимал своих гостей в парадном зале. Стены его часто были украшены оружием, доспехами, охотничьими трофеями. Здесь давались пиры, звучали стихи и песни странствующих поэтов.

5. Рыцарская культура.

??? Что значит выражение «Положение обязывает?»

Любой рыцарь подчинялся определенным правилам поведения, так называемый  кодекс рыцарской чести:

- быть храбрым в бою и верным своему сеньору;

- защищать христианскую веру и покровительствовать слабым;

- искать подвига и быть щедрым.

Важным проявлением рыцарской культуры было умение вести себя при дворе, в особенности по отношению к дамам.

Но в повседневной жизни феодалы были грубы и невежественны. Всех, кого рыцари считали «неблагородными», т.е. людьми других сословий, они презирали и вели себя по отношению к ним крайне высокомерно.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: Крестьяне и феодалы.

Автор: Ибрагимова Сакинат Алиевна

Дата: 20.10.2024

Номер свидетельства: 658060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Краткосрочный план урока по истории средних веков на тему "Феодальный строй в Японии. Установление феодального строя в Китае""
    ["seo_title"] => string(116) "kratkosrochnyiplanurokapoistoriisriednikhviekovnatiemufieodalnyistroiviaponiiustanovlieniiefieodalnoghostroiavkitaie"
    ["file_id"] => string(6) "267122"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450292841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока "Социальная структура Киевской Руси" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-sotsial-naia-struktura-kiievskoi-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "107368"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403239915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Обобщающий урок-игра "Путешествие в Средневековье". "
    ["seo_title"] => string(64) "obobshchaiushchii-urok-ighra-putieshiestviie-v-sriednieviekov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "152106"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420806095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Разработка обобщающего урока "Путешествие в Средневековье". "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-obobshchaiushchiegho-uroka-putieshiestviie-v-sriednieviekov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "152108"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420806371"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "165777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422874013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства